Статья:

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ ВЬЕТНАМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нгуен Ч.Л., Нгуен Т.В. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ ВЬЕТНАМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173239 (дата обращения: 15.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ ВЬЕТНАМ

Нгуен Чонг Луан
кафедра юриспруденции, Академия Народной полиции, Вьетнам, г. Ханой
Нгуен Тхань Ван
кафедра юриспруденции, Академия Народной полиции, Вьетнам, г. Ханой

 

Аннотация. В статье автор вводит понятие вьетнамского административного права, на основании которого анализирует объекты воздействия этой отрасли права.

Abstract. In the article, the author introduces the concept of Vietnamese administrative law, from which he analyzes the objects of impact of this branch of law.

 

Ключевые слова: административное право, концепция, Вьетнам.

Keywords: administrative law, concept, Vietnam.

 

Административное право — это отрасль права в правовой системе Социалистической Республики Вьетнам, представляющая собой совокупность правовых норм, издаваемых компетентными государственными органами, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. Специфика административного права заключается в том, что оно регулирует преимущественно общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления управленческой (исполнительной) деятельности.

Существует множество подходов к пониманию управления.

С политической точки зрения, управление (менеджмент) рассматривается как организация и реализация власти.

С психологической точки зрения, управление представляет собой психологическое воздействие на человека с целью формирования у него положительного внутреннего состояния, которое побуждает его действовать в соответствии с намерениями руководителя.

С социологической точки зрения, управление трактуется как воздействие на социальную группу или класс посредством определённой социальной ориентации, изменяющей их восприятие и направляющей поведение в соответствии с поставленными целями.

Юридическая наука часто рассматривает управление в контексте кибернетического подхода, а также через призму лидерства и организующего воздействия. С точки зрения управления и руководства, управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления посредством управленческих команд с целью организации, координации и оптимизации его деятельности, направленной на достижение поставленных результатов.

Управленческая деятельность охватывает как регулирование поведения отдельных лиц, так и управление организациями, в которых эти лица функционируют.

Управление возникло ещё до появления классового общества и государства, поскольку люди изначально жили в коллективе, нуждаясь в согласовании действий для совместного существования. В этом контексте управление всегда включало элементы организации совместной деятельности.

С развитием человеческой цивилизации потребность в управлении возрастает, поскольку усиливается взаимозависимость людей во всё большем числе сфер общественной жизни. Поведение каждого человека в обществе отличается значительным разнообразием и сложностью. Люди преследуют разные цели, занимаются различными видами деятельности, обладают разным уровнем образования и социального опыта. Именно поэтому возникает объективная необходимость в управлении — механизме, который направляет индивидуальное поведение в русло установленного общественного порядка.

Поведение человека в обществе можно сравнить с звучанием оркестра: каждый музыкант играет на своём инструменте, каждый звук уникален, но только следуя указаниям дирижёра, оркестр способен исполнить гармоничную музыку. Аналогично, для существования порядка в обществе необходимо управление — как инструмент координации и согласования действий всех его членов.

Государственное управление представляет собой деятельность государственного аппарата, направленную на реализацию государственной власти и обеспечение выполнения функциональных задач государства.

Государственное управление охватывает управление всей системой государственных органов в целях осуществления как внутренних, так и внешних функций государства. В этом смысле элементы управленческой деятельности присутствуют в деятельности всех органов государственной власти, включая Национальное собрание, правительство, министерства, ведомства министерского уровня, народные суды и народные прокуратуры всех уровней.

Кроме того, в рамках политической системы Вьетнама осуществляется внутренняя управленческая деятельность государственных учреждений и общественных организаций. Таким образом, государственное управление представляет собой широкомасштабный процесс, в котором участвуют различные субъекты управления.

Согласно профессиональной специализации, государственное административное управление — это преимущественно деятельность государственных административных органов (правительства, министерств, ведомств министерского уровня, народных комитетов всех уровней), направленная на обеспечение реализации законов и постановлений, принятых органами государственной власти, и на организацию управления всеми сферами общественной жизни.

В узком смысле под управлением понимается управленческая деятельность, осуществляемая исключительно органами государственной исполнительной власти. Такая деятельность неразрывно связана с функциями административного аппарата, основными из которых являются исполнение законов и организационное управление. Правительство Вьетнама является высшим органом государственного управления. Оно несёт ответственность за реализацию Конституции, законов, постановлений Национального собрания, а также указов и резолюций Постоянного комитета Национального собрания. Правительство подотчётно Национальному собранию и находится под его высшим надзором, выполняя, таким образом, роль исполнительного органа Национального собрания.

Вместе с тем для практического внедрения норм Конституции, законов и других актов, принятых Национальным собранием и его Постоянным комитетом, правительство осуществляет управленческие функции. Оно издаёт указы и директивы, министерства выпускают циркуляры и инструкции, осуществляют контроль, поощрение и оценку исполнения этих нормативных актов по всей стране. Таким образом, правительство выполняет одновременно функции исполнительного и управляющего органа, обеспечивая реализацию государственной воли в конкретных управленческих действиях. Вьетнамское административное право преимущественно исследует государственное административное управление как сферу исполнительной и распорядительной деятельности, осуществляемой органами государственной администрации. В то же время административное право регулирует и иные общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой другими государственными органами, а также общественными организациями, наделёнными соответствующими полномочиями от имени государства.

В обобщённом виде административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих:

– общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности органов государственного управления;
– отношения, связанные с формированием организационной структуры государственных органов и установлением внутреннего порядка их функционирования;
– общественные отношения, возникающие при осуществлении функций государственного управления различными организациями и отдельными лицами в пределах предоставленных им законом полномочий.

Предмет административного права охватывает три основные группы общественных отношений:

- Общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности органов государственного управления. Эта группа является центральной и составляет основу предмета административного права.

- Организационно-управленческие отношения, связанные с формированием, функционированием и обеспечением внутреннего порядка деятельности государственных органов. Эти отношения направлены на создание и поддержание эффективной структуры государственного управления.

- Общественные отношения, возникающие при осуществлении отдельных функций государственного управления органами исполнительно-распорядительного характера массовых общественных организаций и отдельными гражданами, действующими на основании закона.

 

Список литературы:
1. Закон об административных правонарушениях от 20.06.2012 (с изменениями и дополнениями 29.12.2022).
2. Административное право. Учебник для ВУЗ. Академия народной полиции. Ханой 2017г.