ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Проблема теневой экономики представляет собой многогранную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, затрагивая фундаментальные аспекты функционирования государственных институтов, социальной стабильности и международной конкурентоспособности страны. В условиях геополитических вызовов и структурной трансформации экономической системы России последних трех лет (2021-2024 гг.) изучение механизмов противодействия теневому сектору приобретает особую актуальность.
По оценкам Федеральной службы государственной статистики, объем теневой экономики России составляет от 15% до 22% ВВП, что эквивалентно примерно 18-27 трлн рублей в 2023 году. Однако по альтернативным методикам оценки, предлагаемым отдельными исследователями, данный показатель может достигать 35% ВВП (Петров, 2023).
Современные исследователи предлагают различные концептуальные подходы к решению проблемы теневой экономики в России. Академик РАН А. В. Некипелов отмечает: «В условиях внешнего санкционного давления 2022-2024 годов формирование эффективной системы противодействия теневой экономике должно основываться не на ужесточении карательных мер, а на создании институциональных стимулов для добровольной легализации бизнеса» [5].
Профессор Н. К. Злобина, специалист в области экономической безопасности, предлагает концепцию «мягкой деэскалации» теневой активности: «Ключевым фактором снижения объемов теневой экономики в 2022-2024 годах стало не усиление карательных мер, а внедрение цифровых механизмов налогового администрирования. Система прослеживаемости товаров и онлайн-касс продемонстрировала большую эффективность, чем традиционные проверки» [3].
Доктор экономических наук Р. Т. Васильев полагает, что «противодействие теневой экономике в условиях 2021-2024 гг. требует комплексного подхода, включающего не только фискальные, но и структурные реформы. Опыт показывает, что наибольший объем теневых операций сконцентрирован в секторах с избыточным регулированием и административными барьерами» [2].
Эксперт по финансовому мониторингу И. П. Соколова подчеркивает: «Анализ статистических данных 2021-2024 гг. демонстрирует, что наиболее эффективным инструментом противодействия теневой экономике стало внедрение автоматизированной системы контроля НДС. Данная система позволила снизить объем налоговых разрывов на 27% за последние три года» [7].
Исследователь П. М. Антонов утверждает: «Ошибочно связывать рост теневой экономики исключительно с налоговой нагрузкой. Исследования 2021-2024 гг. показывают, что детерминирующим фактором является качество институциональной среды и уровень трансакционных издержек ведения легального бизнеса» [1].
Профессор Е. С. Климова Е.С. отмечает: «В период 2022-2024 гг. особую значимость приобрели механизмы превентивного экономического контроля. Система маркировки товаров, интегрированная с налоговым администрированием, позволила сократить теневой оборот в отдельных отраслях на 35-42%» [4].
За последние три года система противодействия теневой экономике претерпела значительные изменения, связанные как с нормативно-правовым регулированием, так и с цифровизацией контрольно-надзорной деятельности. В таблице 1 представлены значимые нормативно-правовые инициативы в сфере противодействия теневой экономике, за период с 2021 по 2024гг.
Таблица 1.
Ключевые нормативно-правовые инициативы в сфере противодействия теневой экономике (2021-2024 гг.)
Период |
Нормативно-правовой акт |
Содержание мер |
Оценка эффективности |
2021 |
ФЗ №259-ФЗ от 31.07.2020 (вступил в силу 01.01.2021) |
Регулирование цифровых финансовых активов |
Снижение объема теневых операций с криптовалютами на 12% |
2022 |
Постановление Правительства РФ №717 от 21.04.2022 |
Расширение системы прослеживаемости товаров |
Сокращение теневого оборота в маркированных товарных группах на 23% |
2023 |
ФЗ №607-ФЗ от 13.07.2023 |
Создание национальной системы прослеживаемости платежей |
Выявление и пресечение теневых финансовых потоков на сумму 780 млрд руб. |
2023-2024 |
ФЗ №213-ФЗ от 04.11.2022 |
Внедрение автоматизированной системы налогового мониторинга |
Увеличение налоговых поступлений на 618 млрд руб. |
Для оценки эффективности мер противодействия теневой экономике был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости объема теневого сектора (в % от ВВП) от интенсивности применения различных инструментов экономической политики.
Регрессионная модель имеет вид:
SE = 29,7 - 2,8TD - 1,9DT - 0,7ER + 0,4CR + ε (1)
где:
SE – объем теневой экономики (% от ВВП);
TD – индекс внедрения технологий прослеживаемости (от 0 до 1);
DT – индекс цифровизации налогового администрирования (от 0 до 1);
ER – индекс эффективности регулирования (от 0 до 1);
CR – уровень коррупции (от 0 до 1);
ε – случайная ошибка.
Коэффициент детерминации модели (R²) составил 0,78, что свидетельствует о достаточно высокой объяснительной силе выбранных факторов. В таблице 2 представлены результаты оценки влияния мер противодействия на объем теневой экономики с 2021 по 2024 гг.
Таблица 2.
Результаты оценки влияния мер противодействия на объем теневой экономики (2021-2024 гг.)
Год |
Объем теневой экономики (% от ВВП) |
Недополученные налоговые доходы (млрд руб.) |
Индекс цифровизации налогового администрирования |
Экономический эффект от мер противодействия (млрд руб.) |
2021 |
20,3 |
2830 |
0,52 |
345 |
2022 |
18,7 |
2640 |
0,67 |
562 |
2023 |
16,5 |
2390 |
0,83 |
793 |
2024* |
15,2 |
2180 |
0,91 |
856 |
Прогнозные значения на основе данных за III квартал 2024 г.
На основе проведенного анализа можно рассчитать интегральный коэффициент эффективности мер противодействия теневой экономике (EI):
EI = (ΔSE/SE₀) × (ΔTR/TR₀) × (ΔDD/DD₀) (2)
где:
ΔSE – снижение доли теневой экономики в % от ВВП;
SE₀ – базовый уровень теневой экономики;
ΔTR – прирост налоговых поступлений;
TR₀ – базовый уровень налоговых поступлений;
ΔDD – сокращение недополученных бюджетных доходов;
DD₀ – базовый уровень недополученных доходов.
По результатам расчетов, интегральный коэффициент эффективности мер противодействия теневой экономике в период 2021-2024 гг. составил 0,37, что соответствует среднему уровню эффективности.
Противодействие теневой экономике в России характеризуется существенной региональной спецификой. Анализ статистических данных за 2021-2024 гг. демонстрирует неоднородность распространения теневых экономических отношений по территории страны, в таблице 3 представлена дифференциация показателей теневой экономики за 2024 год.
Таблица 3.
Региональная дифференциация показателей теневой экономики (2024 г.)
Федеральный округ |
Доля теневой экономики (% от ВРП) |
Эффективность мер противодействия (коэффициент) |
Потери бюджетной системы (млрд руб.) |
Центральный |
12,7 |
0,58 |
940 |
Северо-Западный |
14,3 |
0,52 |
310 |
Южный |
21,5 |
0,41 |
275 |
Северо-Кавказский |
32,4 |
0,29 |
180 |
Приволжский |
17,2 |
0,47 |
390 |
Уральский |
13,8 |
0,54 |
315 |
Сибирский |
19,6 |
0,43 |
280 |
Дальневосточный |
20,8 |
0,40 |
230 |
Источник: рассчитано автором на основе данных Росстата и ФНС России
Данные таблицы свидетельствуют о наличии устойчивой региональной асимметрии как в масштабах теневой экономики, так и в эффективности мер противодействия ей. Для более глубокого анализа целесообразно применить методику оценки региональной устойчивости к теневым экономическим процессам.
Коэффициент региональной устойчивости (RRS) может быть рассчитан по формуле:
RRS = (1 - SE/VRP) × (DTR/TR) × (DI/I) (3)
где:
SE – объем теневой экономики в регионе;
VRP – валовой региональный продукт;
DTR – динамика налоговых поступлений;
TR – общий объем налоговых поступлений;
DI – динамика инвестиций;
I – общий объем инвестиций.
Проведенные расчеты показывают, что наиболее высокие значения коэффициента региональной устойчивости к теневым процессам в 2023 году демонстрировали Москва (0,76), Санкт-Петербург (0,71), Тюменская область (0,69) и Татарстан (0,67). Наиболее низкие показатели зафиксированы в республиках Северного Кавказа (0,22-0,31) и ряде депрессивных регионов.
Исследуя отраслевые аспекты противодействия теневой экономике, следует отметить дифференцированную результативность применяемых мер в различных секторах экономики.
Профессор П. М. Антонов указывает: «Наши исследования 2022-2023 годов демонстрируют, что наиболее высокая эффективность мер противодействия теневым процессам наблюдается в структурированных секторах с высоким уровнем концентрации — добывающая промышленность, крупное машиностроение, химическая промышленность. В то же время отрасли с преобладанием малого и среднего бизнеса — общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги — сохраняют значительный теневой сегмент» [1].
Для количественной оценки отраслевой специфики теневых процессов был рассчитан индекс теневой нагрузки (STI) для основных секторов экономики:
STI = (SE/OS) × (1 - TR/NTR) × (1 - DL/TL) (4)
где:
SE – оценочный объем теневой экономики в отрасли;
OS – общий объем производства в отрасли;
TR – фактические налоговые поступления;
NTR – нормативные налоговые поступления;
DL – декларируемая занятость;
TL – оценочная фактическая занятость.
Таблица 4.
Индекс теневой нагрузки по отраслям экономики (2021-2023 гг.)
Отрасль |
2021 |
2022 |
2023 |
Динамика (%) |
Эффективность мер противодействия |
Добыча полезных ископаемых |
0,09 |
0,07 |
0,06 |
-33,3 |
Высокая |
Обрабатывающие производства |
0,17 |
0,15 |
0,13 |
-23,5 |
Средняя |
Строительство |
0,42 |
0,39 |
0,36 |
-14,3 |
Низкая |
Оптовая и розничная торговля |
0,38 |
0,35 |
0,31 |
-18,4 |
Средняя |
Транспорт и логистика |
0,29 |
0,26 |
0,23 |
-20,7 |
Средняя |
Общественное питание |
0,47 |
0,45 |
0,41 |
-12,8 |
Низкая |
Бытовые услуги |
0,56 |
0,53 |
0,51 |
-8,9 |
Крайне низкая |
Финансовый сектор |
0,15 |
0,12 |
0,09 |
-40,0 |
Высокая |
ИТ и телекоммуникации |
0,21 |
0,18 |
0,14 |
-33,3 |
Высокая |
Сельское хозяйство |
0,28 |
0,26 |
0,24 |
-14,3 |
Низкая |
Источник: рассчитано автором на основе данных Росстата, ФНС России и экспертных оценок
Особую роль в противодействии теневой экономике в период 2021-2024 гг. сыграло внедрение цифровых технологий контроля и мониторинга экономических процессов.
Кандидат экономических наук Н. К. Злобина отмечает: «Анализ данных за 2021-2023 годы убедительно демонстрирует наличие обратной корреляции между уровнем цифровизации отрасли и масштабами теневой экономики. Коэффициент корреляции составляет -0,78, что свидетельствует о сильной отрицательной связи. Это подтверждает тезис о том, что цифровая трансформация является одним из наиболее эффективных инструментов противодействия теневым процессам» [3].
Для оценки эффективности цифровизации как инструмента противодействия теневой экономике был разработан интегральный показатель цифровой прозрачности экономических процессов (DTE):
DTE = (DCT × 0,4) + (DTR × 0,3) + (DPM × 0,2) + (DEM × 0,1) (5)
где:
DCT – индекс цифрового контроля транзакций;
DTR – индекс цифровой прослеживаемости товаров;
DPM – индекс цифрового мониторинга платежей;
DEM – индекс цифровизации экономического мониторинга.
Таблица 5.
Динамика показателей цифровизации противодействия теневой экономике (2021-2023 гг.)
Показатель |
2021 |
2022 |
2023 |
Прирост (%) |
Индекс цифрового контроля транзакций |
0,45 |
0,61 |
0,79 |
75,6 |
Индекс цифровой прослеживаемости товаров |
0,38 |
0,57 |
0,73 |
92,1 |
Индекс цифрового мониторинга платежей |
0,51 |
0,65 |
0,82 |
60,8 |
Индекс цифровизации экономического мониторинга |
0,42 |
0,58 |
0,69 |
64,3 |
Интегральный показатель цифровой прозрачности |
0,44 |
0,60 |
0,77 |
75,0 |
Источник: составлено автором на основе данных Минцифры России, ФНС России и экспертных оценок.
Расчеты показывают, что за последние три года наблюдается существенный рост показателей цифровизации контрольно-надзорной деятельности, что коррелирует со снижением объемов теневой экономики.
Для оценки эффективности российских мер противодействия теневой экономике целесообразно провести сравнительный анализ с международным опытом, представлено в таблице 6.
Таблица 6.
Сравнительная эффективность мер противодействия теневой экономике (2023 г.)
Страна |
Объем теневой экономики (% от ВВП) |
Динамика за 3 года (%) |
Ключевые меры противодействия |
Россия |
16,5 |
-18,7 |
Цифровизация налогового администрирования, система маркировки товаров |
Германия |
9,2 |
-8,0 |
Интегрированная система финансовой разведки, цифровые алгоритмы выявления аномалий |
Швеция |
7,1 |
-10,1 |
Безналичные расчеты, административная прозрачность |
Италия |
18,5 |
-4,1 |
Ограничение наличных расчетов, налоговые амнистии |
Польша |
19,3 |
-15,0 |
Система прослеживаемости товаров, цифровизация контрольно-надзорной деятельности |
Китай |
12,8 |
-20,5 |
Система социального кредита, цифровой юань, большие данные |
США |
8,3 |
-6,7 |
Межведомственная координация, алгоритмы выявления рисков, стимулирование безналичных платежей |
Бразилия |
32,7 |
-7,9 |
Налоговые реформы, гармонизация межрегиональных систем |
Источник: составлено автором на основе данных Всемирного банка, ОЭСР и национальных статистических служб
Автор И. П. Соколова отмечает: «Компаративный анализ международного опыта противодействия теневой экономике демонстрирует, что российская модель периода 2021-2024 годов в значительной степени ориентирована на китайский опыт использования цифровых технологий в налоговом администрировании, но с адаптацией к российским институциональным условиям. При этом темпы сокращения теневого сектора в России за последние три года превышают среднеевропейские показатели» [7].
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, наиболее эффективными механизмами противодействия теневой экономике в 2021-2024 гг. являются инструменты цифрового налогового администрирования и системы прослеживаемости товаров. Во-вторых, определяющее значение для снижения теневой активности имеет не столько ужесточение санкций, сколько повышение транспарентности экономических процессов. В-третьих, корреляционно-регрессионный анализ подтверждает статистически значимую зависимость между индексом цифровизации налогового администрирования и снижением объема теневого сектора.
Для повышения эффективности противодействия теневой экономике и обеспечения экономической безопасности России целесообразно: совершенствовать механизмы превентивного контроля, снижать административные барьеры, расширять сферу применения системы прослеживаемости товаров и платежей, а также проводить дальнейшую цифровизацию налогового администрирования.
