ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Аннотация. В статье рассматривается система образования Республики Тыва, определяются особенности деятельности Министерства образования Республики Тыва, анализируется проблема государственного управления в сфере образования на примере деятельности Министерства образования Республики Тыва по обеспечению доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Ключевые слова: образование, школы, образовательные организации, инклюзивное образование.
В Республике Тыва сложилась и действует система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, общее, в том числе специальное (коррекционное), дополнительное образование детей, среднее профессиональное образование, высшее образование и подготовку кадров высшей квалификации, послевузовское образование.
Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, образованным в соответствии Указом Главы Республики Тыва от 22.11.2016 г. № 204 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва». Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности, развитию государственных научных центров, молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг в сферах образования, воспитания в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержке и социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных организаций Республики Тыва, контролю и надзору в сфере образования, а также по управлению государственным имуществом в подведомственных организациях.
Одной из важнейших направлений деятельности системы государственного управления в сфере образования является обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В Республике Тыва создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.
Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Тыва создаются межведомственные службы ранней помощи.
По данным мониторинга в 2020 году в Республике Тыва в системе образования функционируют 8 подобных служб, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 290 услуг (в 2017году – 126 услуг, в 2018 году – 129 услуг).
Это свидетельствует о востребованности услуг ранней помощи. Службы ранней помощи созданы на базе дошкольных образовательных учреждений г.Кызыла (ДОУ №4,12,15,23,40), при ресурсном центре по сопровождению детей с аутизмом, при муниципальной ПМПК и при центре раннего развития ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет». Количество детей от 0 до 3 лет, нуждающихся в ранней помощи 167 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 123 детей получают раннюю помощь в дошкольных образовательных организациях.
На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 3183 обучающихся с ОВЗ, еще 617 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 22,5 % и 2,2 % соответственно).
Рисунок 1. Данные о количестве обучающихся людей с ОВЗ в образовательных организациях Тувы
Общее количество классов в общеобразовательных школах, в которых реализуются адаптивные обучающие образовательные программы - 41. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 365, в том числе -28 детей-инвалидов.
25 марта 2015 года в Министерстве образования и науки Республики Тыва утверждено «Положение о республиканской психолого-медико-педагогической комиссии». В соответствии с этим положением в общеобразовательной школе при наличии контингента детей с ограниченными возможностями в развитии могут открываться:
1) классы интегрированного обучения, которые осуществляют полную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В одном классе интегрированного обучения могут обучаться не более трех учащихся с ограниченными возможностями;
2) специальные (коррекционные) классы (далее - спецклассы), которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс.
В документе утверждается, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ и др.).
Следующим важным документом в развитии идеи инклюзивного образования стала Государственная программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2016 - 2025 годы». В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностям в развитии, в общеобразовательное пространство.
В 2020 году в Республике Тыва (субъект РФ) была актуализирована нормативная правовая база в части соблюдения права обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на образование издано распоряжение Правительства Республики Тыва от 3 июня 2020 года «О создании Координационного совета по вопросам развития образования обучающихся с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Республике Тыва».
Несмотря на вышеуказанные действия управляющих органов образования республики, в процессе развития инклюзивного образования в республике можно выделить ряд неразрешенных проблем.
Одним из сложных вопросов инклюзивного образования в республике является проблема качественной психолого-педагогической диагностики и сопровождения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. Психолого-медико-педагогические комиссии определяют и дают рекомендации в основном детям, которые имеют физические и (или) психические нарушения, детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям оказывается достаточно квалифицированная, с годами устоявшаяся система помощи со стороны различных медицинских и образовательных учреждений. Однако выявление и организация комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся, нуждающихся в инклюзивном обучении, приводящих, тем не менее, к стойкой неуспеваемости остается на низком уровне.
Проблемы инклюзивного обучения усугубляются в сельской местности. В настоящее время на селе наблюдаются такие явления как плохое финансирование, низкий уровень подготовки педагогов, недостаточная материальная база, низкое материальное положение семьи, недостаточно высокий уровень культуры и образования родителей.
В любом процессе обучения необходимо учитывать особенности (национальные, культурные, психологические, региональные и т.д.) обучаемых, тем более – в инклюзивном. Применительно к тувинским школьникам интерес представляет работа Д.О. Куулар, в которой представлена следующая классификация национальных особенностей тувинских школьников:
• этнопсихологические особенности (спокойствие, молчаливость, замкнутость, медлительность, уединение, неуверенность в себе);
• этнокультурные (скромность, сдержанность в общении, сдержанность в проявлении чувств);
• этносоциокультурные особенности (родовой коллективизм, стремление не выделяться, зависимость от мнения окружающих) [3].
К вышеуказанным особенностям можно добавить и плохое знание русского языка учениками, особенно в сельской местности. Таким образом, учителю предстоит проектировать учебный процесс в условиях инклюзивного обучения с учетом национально-культурных особенностей учащихся и решать профессиональные задачи, направленные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников.
Мы считаем, что в республике в образовательных учреждениях не созданы условия для эффективной реализации инклюзивного обучения. Наблюдается процесс включения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, в образовательные учреждения общего типа без надлежащей подготовки, в первую очередь, педагога.
Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна формироваться на основе включение подготовки учителей информатики в общую организацию инклюзивного образования в Республике Тыва; учете этнопедагогических особенностей системы образования Республики Тыва; учете разнообразных индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в инклюзивном образовании.