Статья:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Дангыр-оол А.Б. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122660 (дата обращения: 19.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Дангыр-оол Аялга Буяновна
магистрант, государственное муниципальное управление Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, РФ, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В статье рассматривается система образования Республики Тыва, определяются особенности деятельности Министерства образования Республики Тыва, анализируется проблема государственного управления в сфере образования на примере деятельности Министерства образования Республики Тыва по обеспечению доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

Ключевые слова: образование, школы, образовательные организации, инклюзивное образование.

 

В Республике Тыва сложилась и действует система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, общее, в том числе специальное (коррекционное), дополнительное образование детей, среднее профессиональное образование, высшее образование и подготовку кадров высшей квалификации, послевузовское образование.

Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, образованным в соответствии Указом Главы Республики Тыва от 22.11.2016 г. № 204 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва». Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности, развитию государственных научных центров, молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг в сферах образования, воспитания в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержке и социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных организаций Республики Тыва, контролю и надзору в сфере образования, а также по управлению государственным имуществом в подведомственных организациях.

Одной из важнейших направлений деятельности системы государственного управления в сфере образования является обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В Республике Тыва создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Тыва создаются межведомственные службы ранней помощи.

По данным мониторинга в 2020 году в Республике Тыва в системе образования функционируют 8 подобных служб, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 290 услуг (в 2017году – 126 услуг, в 2018 году – 129 услуг).

Это свидетельствует о востребованности услуг ранней помощи. Службы ранней помощи созданы на базе дошкольных образовательных учреждений г.Кызыла (ДОУ №4,12,15,23,40), при ресурсном центре по сопровождению детей с аутизмом, при муниципальной ПМПК и при центре раннего развития ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет». Количество детей от 0 до 3 лет, нуждающихся в ранней помощи 167 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 123 детей получают раннюю помощь в дошкольных образовательных организациях.

На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 3183 обучающихся с ОВЗ, еще 617 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 22,5 % и 2,2 % соответственно).

 

Рисунок 1. Данные о количестве обучающихся людей с ОВЗ в образовательных организациях Тувы

 

Общее количество классов в общеобразовательных школах, в которых реализуются адаптивные обучающие образовательные программы - 41. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 365, в том числе -28 детей-инвалидов.

25 марта 2015 года в Министерстве образования и науки Республики Тыва утверждено «Положение о республиканской психолого-медико-педагогической комиссии». В соответствии с этим положением в общеобразовательной школе при наличии контингента детей с ограниченными возможностями в развитии могут открываться:

1) классы интегрированного обучения, которые осуществляют полную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В одном классе интегрированного обучения могут обучаться не более трех учащихся с ограниченными возможностями;

2) специальные (коррекционные) классы (далее - спецклассы), которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс.

В документе утверждается, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ и др.).

Следующим важным документом в развитии идеи инклюзивного образования стала Государственная программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2016 - 2025 годы». В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностям в развитии, в общеобразовательное пространство.

В 2020 году в Республике Тыва (субъект РФ) была актуализирована нормативная правовая база в части соблюдения права обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на образование издано распоряжение Правительства Республики Тыва от 3 июня 2020 года «О создании Координационного совета по вопросам развития образования обучающихся с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Республике Тыва».

Несмотря на вышеуказанные действия управляющих органов образования республики, в процессе развития инклюзивного образования в республике можно выделить ряд неразрешенных проблем.

Одним из сложных вопросов инклюзивного образования в республике является проблема качественной психолого-педагогической диагностики и сопровождения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. Психолого-медико-педагогические комиссии определяют и дают рекомендации в основном детям, которые имеют физические и (или) психические нарушения, детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям оказывается достаточно квалифицированная, с годами устоявшаяся система помощи со стороны различных медицинских и образовательных учреждений. Однако выявление и организация комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся, нуждающихся в инклюзивном обучении, приводящих, тем не менее, к стойкой неуспеваемости остается на низком уровне.

Проблемы инклюзивного обучения усугубляются в сельской местности. В настоящее время на селе наблюдаются такие явления как плохое финансирование, низкий уровень подготовки педагогов, недостаточная материальная база, низкое материальное положение семьи, недостаточно высокий уровень культуры и образования родителей.

В любом процессе обучения необходимо учитывать особенности (национальные, культурные, психологические, региональные и т.д.) обучаемых, тем более – в инклюзивном. Применительно к тувинским школьникам интерес представляет работа Д.О. Куулар, в которой представлена следующая классификация национальных особенностей тувинских школьников:

• этнопсихологические особенности (спокойствие, молчаливость, замкнутость, медлительность, уединение, неуверенность в себе);

• этнокультурные (скромность, сдержанность в общении, сдержанность в проявлении чувств);

• этносоциокультурные особенности (родовой коллективизм, стремление не выделяться, зависимость от мнения окружающих) [3].

К вышеуказанным особенностям можно добавить и плохое знание русского языка учениками, особенно в сельской местности. Таким образом, учителю предстоит проектировать учебный процесс в условиях инклюзивного обучения с учетом национально-культурных особенностей учащихся и решать профессиональные задачи, направленные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников.

Мы считаем, что в республике в образовательных учреждениях не созданы условия для эффективной реализации инклюзивного обучения. Наблюдается процесс включения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, в образовательные учреждения общего типа без надлежащей подготовки, в первую очередь, педагога.

Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна формироваться на основе включение подготовки учителей информатики в общую организацию инклюзивного образования в Республике Тыва; учете этнопедагогических особенностей системы образования Республики Тыва; учете разнообразных индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в инклюзивном образовании.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред от. 16.04.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.04.2022).
2. Авдинова, Г.И. Государственное управление в сфере образования / Г.И. Авдинова //Социально-гуманитарные знания. – 2019. –№ 3. – С. 34-39.
3. Куулар, Д. О. Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: диссертация кандидата педагогических наук / Д.О. Куулар. Сибирский федеральный университет. – Омск, 2018. – 196 с. 
4. Медведева, И.К. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации / И.К. Медведева, Е.С. Куланина, М. М. Прохорова // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 51-53.