ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация. В статье проанализируем основные проблемы в развитии электронной торговли в контексте развития на протяжении последних лет. Определяются основные направления и проблемы разработки и применения инструментов регулирования электронной торговли, предложит пути их решения.
Ключевые слова «Электронная торговля», «электронная цифровая подпись», «ЭДО», «Киберпреступность», «Мошенничество».
Увеличение численности пользователей сети Интернет и платформ электронной торговли порождает новые трудности, включая вопросы обеспечения защита персональных данных и интеллектуальной собственности, противодействия мошенничеству и оптимизации логистики. В условиях усиления конкуренции ключевым фактором успеха становится разработка передовых маркетинговых стратегий и совершенствование пользовательского опыта для удовлетворения растущих запросов клиентов. Улучшение цепочек поставок и механизмов возврата товаров также является важной задачей. Для дальнейшего развития электронной коммерции необходим комплексный подход, охватывающий вопросы безопасности, повышение качества обслуживания и создание удобных и интуитивно понятных платформ для пользователей, что позволит снизить риски и укрепить доверие к онлайн-торговле. В настоящее время количество договоров заключаемых в электроном виде, превышает количество заключенных в традиционном виде. Несомненно указанный вид продаж требует отдельного подхода и самостоятельного регулирования с целю обеспечения безопасности участников правоотношений. [4]
Обеспечение безопасности является ключевой проблемой для сферы электронной коммерции. Операции в виртуальном пространстве и онлайн-платежи сопряжены с уязвимостью к киберпреступности, несанкционированным снятию информации, хищению конфиденциальных данных и мошенническим действиям. Данные факторы, способны подорвать доверие потребителей к онлайн-торговле и негативно повлиять на их решение о совершении покупок через интернет. В связи с этим, приоритетной задачей для регулирующих органов является обеспечение защиты данных и безопасности пользователей.
В современном экономическом ландшафте электронная коммерция становится ключевым элементом, особенно после пандемии COVID-19, которая значительно стимулировала онлайн-покупки. Расширение числа интернет-пользователей и онлайн-магазинов влечет за собой новые вызовы, связанные с безопасностью, мошенничеством и логистикой.
В условиях усиления конкуренции, разработка инновационных маркетинговых подходов и улучшение пользовательского опыта становятся критически важными. Необходимо также уделить внимание проблемам, связанным с доставкой и возвратом товаров, совершенствуя логистические процессы.
По данным Международного союза электросвязи за 2024 год, 5,5 миллиарда человек подключены к интернету, что на 227 миллионов больше, чем годом ранее. Однако, доступность интернета остается проблемой для стран с низким уровнем дохода. [2]
Ожидается, что к 2025 году мировые продажи электронной коммерции достигнут 6,9 трлн долларов США, а к 2026 году возрастут до 7,5 трлн долларов США. Китай и США являются ключевыми игроками на мировом рынке электронной коммерции. [1]
Одной из основных проблем остается безопасность, с риском киберпреступлений, кражи личных данных и мошенничества. Эксперты Ozon и F. A. C. C. T. выявили основные виды мошенничества, с которыми сталкиваются онлайн-покупатели, включая фишинговые сайты и ложные розыгрыши. При этом в настоящее время нет проверенного реального механизма, который мог бы обеспечить полную систему проверки контрагентов, сайтов используемых для размещения офферты.
На данном этапе государство, как основной правовой регулятор общественных отношений в стране не выработал действующий механизм противодействия возникшим угрозам. Остановившись только к выборочной блокировке банковских операций на основании алгоритмов программного обеспечения, и предоставлению гражданам возможность осуществить полный запрет на совершения электронных сделок от его имени. Однако данное решение сказывает негативное влияние на современные потребности экономики, которое видит в развитии электронных договоров громадный потенциал.
Не имеет универсального решения и получившее распространение с развитием электронной торговли и использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственной подписи.
Довольно спорную трактовку имеет ч.2 ст.160 ГК РФ согласно которой «Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.» Следуя указанной норме сторонам для заключения сделки с использованием факсимильного воспроизведения подписи возможно только после заключения сделки об использовании аналога подписи, заключенного сторонами в классической (очной) форме. Что в большинстве случаев сказывается на оперативности осуществления сделки, а часто лишает смысла заключение таких сделок.
На сегодняшний день с принятием 63 – ФЗ РФ «О электронной цифровой подписи» заключение договора между контрагентами в системе электронного документооборота является наиболее безопасный и проверенный способ, который обеспечивает идентификацию участников правоотношений и существенно снижает риск мошенничеств. При этом следует учесть полную идентификацию субъекта при получении электронной цифровой подписи в органах ФНС РФ, и процесс регистрации субъекта в системе электронного документооборота. Но данная процедура недоступна для физических лиц, которые активно включились в осуществления электронной торговли. Из-за значительной сложности данный механизм не будет применен для физических лиц. Здесь возникает необходимость в разработке иного алгоритма для обеспечения безопасности при заключении электронных договоров.
Вступление в силу Федерального закона № 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", ознаменовало собой значимый прогресс в совершенствовании правовой базы Российской Федерации в сфере защиты личных данных и технологий идентификации личности [7]. Указанный закон устанавливает четкие правила и процедуры для сбора, хранения и использования биометрических данных, направленные на обеспечение конфиденциальности и безопасности персональной информации граждан. Он также определяет ответственность организаций, осуществляющих обработку биометрических данных, за нарушение установленных требований. Таким образом, закон способствует формированию доверительной среды в сфере использования биометрических технологий и защищает права граждан на неприкосновенность частной жизни. Данный законодательный акт не только регламентирует порядок применения биометрической информации, но и определяет юридические границы для ее обработки, что приобретает особую актуальность в контексте динамичного технологического прогресса и экспоненциального роста объемов обрабатываемой информации в разнообразных областях деятельности.
С одной стороны, использование сведений из единой биометрической системы могло бы решить проблемы полной идентификации лица при дистанционном заключении договора. Но с другой стороны это потребует предоставления доступа к Единой биометрической системы всех участников правоотношений, в настоящие время их круг ограничен законом. В случае расширения указанного круга, возникнет сложность с безопасностью векторов системы. После вступления в действие 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" значительная часть населения воспользовавшись положение ст.19 указанного закона отказалась от использования оператором единой биометрической системы данных лица , воспользовавшись правом В настоящий момент данная проблема не решена. Практика использования альтернативных способов идентификации личности с использованием номеров операторов мобильной связи, адресов электронной почты, номеров документов удостоверяющих личность, показывает свою ненадежность и оспаривается сторонами в судебных спорах. Вероятнее, выход лежит распространении внедрения электронной цифровой подписи и для физических лиц.
Другие проблемы включают доставку товаров и высокую конкуренцию. Для успешной работы в цифровой среде необходимо постоянно совершенствовать маркетинговые стратегии и обеспечивать удобные интерфейсы для покупателей.
В связи с увеличением инфляции и, как следствие, снижением покупательской способности, потребители в сфере электронной коммерции становятся более требовательными и разборчивыми. Прогнозируется уменьшение спонтанных и люксовых приобретений, а также снижение среднего чека. Покупатели будут проявлять осторожность в отношении товаров с высокой ценой, что потребует от производителей адаптации к изменяющимся условиям рынка.
Усиление конкуренции и повышение требований клиентов приведут к увеличению числа производителей, стремящихся выйти на маркетплейсы, предлагающие доступ к обширной аудитории. Однако, из-за возросшей конкуренции на этих платформах ожидается также увеличение инвестиций в рекламные кампании. Несмотря на экономическую неопределенность, трудности с международными расчетами и высокий уровень инфляции, российская электронная торговля продолжит свое развитие. Данные процессы не могут остаться за пределами законодательного регулирования и требуют более глубокого регулирования.
Текущая ситуация благоприятствует активному росту онлайн-продаж, однако в данной области все еще существуют значительные недостатки. Для их устранения необходимо разработать и закрепить законодательные нормы, направленные на решение существующих проблем и спорных вопросов. Только после реализации этих мер электронная коммерция сможет занять значимое место в российской экономике.
