Роль и значение современной государственной политики в определении понятия преступления
Секция: Юриспруденция
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Роль и значение современной государственной политики в определении понятия преступления
Сегодняшние формы преступности способствуют поиску решений актуальной концепции среди ученых-юристов, которая помогла бы осуществить борьбу с этими формами преступности. Несмотря на, усилия, ученых количество совершаемых преступлений из года в год растет, а формы становятся более опасными. Значительно увеличилось количество преступлений, совершаемых в тяжкой и особо тяжкой форме.
Анализируя статистику количества совершенных преступлений за последние 30 лет (с 1988 по 2018 года) мы видим тенденцию роста преступности. В 1988 году было совершенно 1 867 233,а в 2018 году 1 991 532 преступления, что на 124 299 преступлений было совершенно в 1988 году.
Рост преступности – это проблема мирового масштаба. Одной из причин такой тенденции является отсутствии четко сформулированной государственной уголовно-правовой политики[1, с. 34]. Одной из основных задач государственной политики является определение преступного и непреступного поведения. Поэтому мной рассматривается понятие преступления в контексте современной уголовно-правовой политики. А также связи с тем, что суть государственной уголовно-правовой политики не обозначена ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в других нормативно-правовых актах, я сформулировала и предложила свое видение концепции уголовно-правовой политики России.
В настоящее время существуют несколько точек зрения относительно определения уголовной политики России.
О.А. Малышева, считает, что уголовная политика основывается на правовых принципах и нормах государственной деятельности, направленной реализацию и выработку мер специального и общесоциального характера в целях защиты государства, общества и личности от преступного посягательства, а также возмещением преступлением вреда [1, с.38].
Иного мнения придерживается Г.Ю.Лесников. Он считает, что уголовная политика это учение о мерах борьбы с преступностью [2, с.78].
По мнению А. Русецкого, уголовная политика – это политика государства направленная на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина меры борьбы с преступностью, а также устранению причин и условий, порождающих преступность [3, с. 86].
Однако А.В. Блинников придерживается другого мнения. Он определяет уголовную политику как осуществляемое на основе законодательства государственное управление, направленное на противодействие преступности [3, с. 89]..
Исходя из вышеизложенного мы делаем вывод, что уголовная политика осуществляет контроль за правоприменительной деятельностью и формирует законодательство.
Уголовная политика государства это воля государственной власти, которая вытекает из основных направлений развитии государства. Ранее под уголовной политикой понималось совокупность решений, направленных на борьбу с преступностью. В последнее время люди стали обращать внимание на обоснование с точки зрения общепринятых принципов и международно-правовых норм соотношения уголовной политики и уголовного права. В современных условиях возникает острая необходимость уточнить характер и содержание уголовной политики, сформулировать ее цели и задачи с учетом объективных реалий.
Особое место в этом отношении занимает уголовное право, которое призвано защищать граждан от притеснений, произвола, тирании и несправедливости. Право должно следовать за развитием общества, удовлетворять потребности общества и личности.
Основой для создания и совершенствования уголовной политики государства является понимание и решение проблем этой политики. Оно включает в себя принятие законодательных актов, не противоречащих развитию общества, способствует поиску оптимальных практических решений и научно обоснованные направления борьбы с преступностью [4, с. 72].
Ключевым становится вопрос о концепции преступления, то есть следует криминализировать или декриминализировать преступления.
Мы приходим к выводу, что понятие преступления полностью зависит от уголовной политики государства. Для того чтобы правильно определить преступление, необходимо точно определить курс уголовной политики, которая должна быть ориентирована на те международно-правовые стандарты, которые были ратифицированы Российской Федерацией.
На данный момент наукой не определен единый подход к решению теоретических вопросов уголовно-правовой политики.
Нельзя утверждать, что уголовно-правовая политика не идеологична. Однако мы понимаем, что слишком идеологизированная и абсолютно не идеологизированная уголовно-правовая политика негативно скажется на обществе. Современная уголовно-правовая политика должна содержать объединяющую идею, служащую не классовым интересам, а общечеловеческим ценностям. Принимая во внимание различные идеологические позиции, следует разработать нечто единообразное, соответствующее Конституции Российской Федерации, требованиям международных актов в области прав человека и защищающее общество от радикальных проявлений идеологии [4, с. 81]
Уголовно-правовая политика исторически изменчива, она зависит от сочетания объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя: условия экономического и социального развития общества, которые созданы нынешним социально-экономическим образованием, международной обстановкой, то есть события и реальность, которые не зависят от личности, сформированной под влиянием исторического хода. Субъективными же факторами, влияющими на содержание уголовно-правовой политики, являются менталитет народа, дух нации, стремление изменить существующую криминальную ситуацию, то есть человеческий фактор. То есть, на содержание уголовной политики влияет как субъективные, так и объективные факторы.
Соотношение между государственной, уголовной и уголовно-правовой политикой должно быть, на мой взгляд, следующим. Основополагающей является государственная политика, затем за ней следует уголовная политика, в которой изложены общие руководящие принципы борьбы с преступностью, за которой следует уголовная политика в качестве конкретного определения и реализации основных задач, определенных государством в целях борьбы с преступностью[4, с. 75] .
Основными направлениями современной уголовной политики являются борьба с коррупцией, организованной преступностью, терроризмом, экологическими преступлениями. Эти и другие области реализуются посредством конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках уголовно-правовой политики.
Мы считаем, что концепция уголовно-правовой политики должна быть следующей: уголовно-правовая политика является частью государственной уголовной политики, которая направлена на противодействие преступности с целью защиты отдельных лиц, имущества, государства и других объектов , защищаемых уголовным законодательством от преступное посягательство.
Целью уголовно-правовой политики является влияние на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на борьбу с преступностью и ее предупреждение; формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и регламентации практики применения.
Таким образом, для реализации этих задач следует руководствоваться принципами уголовно-правовой политики, а также основными положениями, закрепленными в уголовном праве.