Статья:

Роль и значение современной государственной политики в определении понятия преступления

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бакалова В.И. Роль и значение современной государственной политики в определении понятия преступления // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль и значение современной государственной политики в определении понятия преступления

Бакалова Вера Игоревна
магистрант Набережночелниского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны
Следь Юрий Геннадьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Набережночелниского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Сегодняшние формы преступности способствуют поиску решений актуальной концепции среди ученых-юристов, которая помогла бы осуществить борьбу с этими формами преступности. Несмотря на, усилия, ученых количество совершаемых преступлений из года в год растет, а формы становятся более опасными. Значительно увеличилось количество преступлений, совершаемых в тяжкой и особо тяжкой форме.

Анализируя статистику количества совершенных преступлений за последние 30 лет (с 1988 по 2018 года) мы видим тенденцию роста преступности. В 1988 году было совершенно 1 867 233,а в 2018 году 1 991 532 преступления, что на 124 299 преступлений было совершенно в 1988 году.

Рост преступности – это проблема мирового масштаба.  Одной из причин такой тенденции является  отсутствии четко сформулированной  государственной уголовно-правовой политики[1, с. 34]. Одной из основных задач государственной политики является определение преступного и непреступного поведения. Поэтому мной рассматривается понятие преступления в контексте современной уголовно-правовой политики. А также  связи с тем, что суть государственной уголовно-правовой политики не обозначена ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в других нормативно-правовых актах, я сформулировала и предложила свое видение концепции уголовно-правовой политики России.

В настоящее время существуют несколько точек зрения относительно определения уголовной политики России.

О.А. Малышева, считает, что уголовная политика основывается на правовых принципах и нормах государственной деятельности, направленной реализацию и выработку мер специального и общесоциального характера в целях защиты государства, общества и личности от преступного посягательства, а также возмещением преступлением вреда [1, с.38].

Иного мнения придерживается Г.Ю.Лесников. Он считает, что уголовная политика это учение о мерах борьбы с преступностью [2, с.78].

По мнению А. Русецкого, уголовная политика – это политика государства направленная на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина меры борьбы с преступностью, а также устранению причин и условий, порождающих преступность [3, с. 86]. 

Однако А.В. Блинников придерживается другого мнения. Он определяет уголовную политику как осуществляемое на основе законодательства  государственное управление, направленное на противодействие преступности [3, с. 89]..

Исходя из вышеизложенного мы делаем вывод, что уголовная политика осуществляет контроль за правоприменительной деятельностью и формирует законодательство.

Уголовная политика государства это воля государственной власти, которая вытекает из основных направлений развитии государства. Ранее под уголовной политикой понималось совокупность решений, направленных на борьбу с преступностью. В последнее время люди стали обращать внимание на обоснование с точки зрения общепринятых принципов и международно-правовых норм соотношения уголовной политики и уголовного права. В современных условиях возникает острая необходимость уточнить характер и содержание уголовной политики, сформулировать ее цели и задачи с учетом объективных реалий.

Особое место в этом отношении занимает уголовное право, которое призвано защищать граждан от притеснений, произвола, тирании и несправедливости. Право должно следовать за развитием общества, удовлетворять потребности общества и личности.

Основой для создания и совершенствования уголовной политики государства является понимание и решение проблем этой политики. Оно включает в себя принятие законодательных актов, не противоречащих развитию общества, способствует  поиску оптимальных практических решений и научно обоснованные направления борьбы с преступностью [4, с. 72].

Ключевым становится вопрос о концепции преступления, то есть следует криминализировать или декриминализировать преступления.

Мы приходим к выводу, что понятие преступления полностью зависит от уголовной политики государства. Для того чтобы правильно определить преступление, необходимо точно определить курс уголовной политики, которая должна быть ориентирована на те международно-правовые стандарты, которые были ратифицированы Российской Федерацией.

На данный момент наукой не определен единый подход к решению теоретических  вопросов уголовно-правовой политики.

Нельзя утверждать, что уголовно-правовая политика не идеологична. Однако мы понимаем, что слишком идеологизированная и абсолютно не идеологизированная уголовно-правовая политика негативно скажется на обществе. Современная уголовно-правовая политика должна содержать объединяющую идею, служащую не классовым интересам, а общечеловеческим ценностям. Принимая во внимание различные идеологические позиции, следует разработать нечто единообразное, соответствующее Конституции Российской Федерации, требованиям международных актов в области прав человека и защищающее общество от радикальных проявлений идеологии [4, с. 81]

Уголовно-правовая политика исторически изменчива, она зависит от сочетания объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя: условия экономического и социального развития общества, которые созданы нынешним социально-экономическим образованием, международной обстановкой, то есть события и реальность, которые не зависят от личности, сформированной под влиянием исторического хода. Субъективными же факторами, влияющими на содержание уголовно-правовой политики, являются менталитет народа, дух нации, стремление изменить существующую криминальную ситуацию, то есть человеческий фактор. То есть, на содержание уголовной политики влияет как субъективные, так и объективные факторы.

Соотношение между государственной, уголовной и уголовно-правовой политикой должно быть, на мой взгляд, следующим. Основополагающей является государственная политика, затем за ней следует уголовная политика, в которой изложены общие руководящие принципы борьбы с преступностью, за которой следует уголовная политика в качестве конкретного определения и реализации основных задач, определенных государством в целях борьбы с преступностью[4, с. 75] .

Основными направлениями современной уголовной политики являются борьба с коррупцией, организованной преступностью, терроризмом, экологическими преступлениями. Эти и другие области реализуются посредством конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках уголовно-правовой политики.

Мы считаем, что концепция уголовно-правовой политики должна быть следующей: уголовно-правовая политика является частью государственной уголовной политики, которая направлена ​​на противодействие преступности с целью защиты отдельных лиц, имущества, государства и других объектов , защищаемых уголовным законодательством от преступное посягательство.

Целью уголовно-правовой политики является влияние на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на борьбу с преступностью и ее предупреждение; формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и регламентации практики применения.

Таким образом, для реализации этих задач следует руководствоваться принципами уголовно-правовой политики, а также основными положениями, закрепленными в уголовном праве.

 

Список литературы:
1. Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство // Основные направления борьбы с преступностью. М.: Юридический центр Пресс, 2017. 775 с.
2. Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: учебник для ВУЗов. М.: Проспект, 2015. 421 с.
3. Комиссаров В.С. Российское уголовное право. Общая часть: учебное пособие.М.: Статут, 2016. 365 с.
4. Звечаровский И.Э. О некоторых концептуальных подходах к совершенствованию уголовного закона // Уголовное право: стратегия развития в ХХI веке. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 528 с.