Статья:

Информационные и консультационные услуги: понятие и соотношение

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Семеняко Е.М. Информационные и консультационные услуги: понятие и соотношение // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/9(31).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационные и консультационные услуги: понятие и соотношение

Семеняко Елизавета Михайловна
магистрант, ВГУЮ (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

В современном мире, в век развития цифровых технологий, информация является важнейшим ресурсом, в том числе в отношениях «заказчик-исполнитель» применительно к юридическим услугам, и соответственно, возникает потребность ее обработки и интерпретации. В связи с этим выявляется необходимость разграничения понятий и определений, в целях выявления правовой природы.

Так, в юридической литературе считается неоднозначным вопрос о соотношении понятий информационных и консультационных услуг, ввиду тесной взаимосвязи информации с консультацией. То есть, без использования информации невозможна консультация, но в то же время консультация служит формой выражения и разъяснения информации, доведенной до ее конечного потребителя.

Поэтому считаем необходимым рассматривать эти понятия как различные, а не тождественные.

Сторонами договорных обязательств, при оказании консультационных услуг, являются специалисты в определенной отрасли знаний – исполнитель, а также заказчик – получатель консультационной услуги или информации.

Оказание информационных услуг сопровождается передачей уже созданной информации, то есть она уже имеется при заключении договора у исполнителя.

При заключении договора об оказании консультационных услуг информация создается после заключения договора.

При оказании информационных услуг информация не обязательно должна быть создана исполнителем, в отличие от консультационных услуг, где информация создается непосредственно исполнителем, основной обязанностью которого является осуществление разъяснения существующих норм применительно к заданному объекту, выработка рекомендаций для определенного объекта любому обратившемуся лицу (заказчику) в соответствии с его запросом и иными условиями, предусмотренными договором. [1] Обращаясь к содержанию информационной услуги, следует заметить, что большинство цивилистов определяет ее как «…деятельность, обеспечивающая по заданию заказчика процесс сбора, обработки, накопления, хранения и передачи заказчику информации, либо предоставление заказчику полезной информации из имеющихся в распоряжении услугодателя информационных ресурсов». [2]

В.А. Северин вводит обязательства по оказанию консультационных услуг, наряду с информационными и маркетинговыми услугами, в систему обязательств, связанных с созданием и передачей информации, обобщая их понятием – система обязательств по предоставлению информационных услуг. [3] Вышеперечисленные авторы считают, что консультационные услуги и информационные услуги – понятия тождественные.

Более предпочтительной выглядит позиция Л.Б. Ситдиковой: данные понятия не тождественны, так как информация включает в себя только сведения (сообщения, данные), в то время как консультация состоит из выработки и передачи знаний. [4]

Следует так же обратить внимание на различие понятий «знание» и «информация», которые часто объединяют. Ситдикова Л.Б. отмечает, что знание является усвоенной и осознанной информацией и представляет собой форму существования принципов, связей, закономерностей предметной области, полученных в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющего специалистам ставить и решать задачи.

Также автор замечает, что «…информационная услуга – это деятельность по поиску, сбору, хранению, систематизации, предоставлению и распространению определенного объема информации в соответствии с целями и запросом, определяемыми заказчиком».  [4]

Гражданский кодекс Российской Федерации разделяет информационные и консультационные услуги в п. 2 ст. 779, перечисляя их через запятую, что дает основание предполагать, что законодатель считает их самостоятельными услугами. Указанные услуги взаимосвязаны, но, по нашему мнению, консультационные услуги по своему содержанию являются более сложными, так как включают в себя также и разработку разъяснений, заключений, рекомендаций получателю услуги в определенных сферах деятельности.

Таким образом, отсутствие единого представления о понятии консультационных и информационных услуг порождает неясность и проблемы в правоприменении.

Говоря о соотношении понятий «консультация» и «информация», следует обратить внимание на то, что основной обязанностью исполнителя при оказании консультационных услуг является разъяснение существующих норм применительно к заданному объекту, выработке рекомендаций для определенного объекта любому обратившемуся лицу (заказчику) в соответствии с его запросом и иными условиями, предусмотренными договором. То есть, изначально консультант ссылается на имеющуюся у него информацию, а далее, в ходе личных умозаключений, делает определенные выводы. Результатом же консультации выступает переработанная (интерпретированная) информация - знание, получаемое заказчиком.

Резюмируя вышеуказанное, можно сделать вывод, что консультация и информация – понятия не тождественные. Информация-это сведения, а консультация представляет собой выработку и передачу знаний.

 

Список литературы:
1. Мородумов Р.Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: автореф. дис. … канд. юрид. наук.М., 2004. С.64.
2. Олейник О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право: учеб.: в 2 т. М.: Наука, 2004. С. 347. 
3. Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законодательство. 2001. №1. С. 37.
4. Ситдикова Л.Б. Проблемы классификации консультационных услуг // Современное право. 2014. №11. С. 34.