Статья:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И СТАТУС СИЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН

Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Аннаева А. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И СТАТУС СИЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(304). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(304).pdf (дата обращения: 18.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И СТАТУС СИЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН

Аннаева Айпери
студент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Миротворчество является одной из ключевых функций Организации Объединённых Наций (ООН), направленных на поддержание и восстановление международного мира и безопасности. Однако в Уставе ООН понятие «миротворческие операции» прямо не закреплено, а сами операции представляют собой гибкий механизм, возникший в ответ на пробелы в нормативном регулировании применения силы. Это порождает вопросы о правовых основаниях создания миротворческих сил и о статусе участвующего контингента.

Устав ООН предоставляет Совету Безопасности (далее - СБ ООН) исключительные полномочия в вопросах поддержания международного мира и безопасности. В свою очередь СБ ООН может принять ряд мер для достижения указанной цели, включая создание миротворческой операции ООН. Правовая основа таких действий, направленных на поддержание мира, закреплена в гл. VI, VII и VIII Устава ООН. В главе VI Устава рассматривается мирное разрешение споров. Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН по поддержанию мира, и он никогда не ссылался на главу VI Устава. В главе VII Устава содержатся положения, предусматривающие «действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». В последние годы Совет стал ссылаться на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок[2]. Согласие государств на проведение миротворческих операций закрепляется в статусных соглашениях (Status of Forces Agreements — SOFA), которые определяют параметры пребывания и деятельность миротворческих сил, включая правовой иммунитет, юрисдикцию и вопросы ответственности.

Правовой статус персонала миротворческих операций. Миротворческий контингент не является вооружёнными силами ООН в классическом понимании, поскольку ООН не располагает собственной армией. Контингент комплектуется за счёт добровольного предоставления войск государствами-членами.

Согласно Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, персонал миротворческих миссий обладает иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершённых при выполнении служебных обязанностей [1].Международный суд ООН в консультативном заключении по делу «Difference Relating to Immunity from Legal Process of a Special Rapporteur of the Commission on Human Rights» (1999) указал, что привилегии и иммунитеты сотрудников ООН важны для обеспечения их независимости и эффективного исполнения функций [3].

Особое внимание заслуживают операции, проводимые совместно с региональными организациями. Примером служит Миссия ООН и Африканского союза в Дарфуре (UNAMID), созданная в соответствии с главой VIII Устава ООН. Правовая природа таких операций усложнена смешанным мандатом и двойной подотчётностью. Тем не менее, их правомерность подтверждается как согласованием действий с Советом Безопасности, так и наличием согласия принимающего государства [4].

Таким образом, миротворческие операции ООН представляют собой уникальный правовой механизм, сочетающий элементы договорного, уставного и обычного международного права. Их легитимность основывается на решениях Совета Безопасности, согласии участвующих сторон и развитой практике статусных соглашений. При этом важнейшими задачами остаются обеспечение ответственности миротворцев, защита прав человека и соблюдение мандатов операций. Развитие гибридных миссий и участие региональных организаций требует дальнейшего уточнения правового регулирования и совершенствования взаимодействия на международном уровне.

 

Список литературы:
1. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций (Нью-Йорк, 13 февраля 1946 г.) // United Nations Treaty Collection. [Электронный ресурс]. – URL:https://treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=III-1&chapter=3 (дата обращения: 10.05.2025).
2. Устав Организации Объединённых Наций от 26 июня 1945 г. // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations (дата обращения: 10.05.2025).
3. Difference Relating to Immunity from Legal Process of a Special Rapporteur of the Commission on Human Rights, Advisory Opinion, ICJ Reports 1999. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.icj-cij.org/en/case/100 (дата обращения: 10.05.2025).
4. Sloan J. The Militarisation of Peacekeeping in the Twenty-First Century. Oxford University Press, 2011. [Электронный ресурс]. –URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780199585114.001.0001/a»prof-9780199585114 (дата обращения: 10.05.2025).