Статья:

СПЕКТАКЛЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Осаученко Л.В. СПЕКТАКЛЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 20(329). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/329/174024 (дата обращения: 05.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕКТАКЛЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА

Осаученко Лариса Викторовна
студент, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут
Куляшова Мария Александровна
научный руководитель, канд. ист. наук, старший преподаватель, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут

 

Спектакль – это зрелищное представление, которое является не только развлечением, но и занимается воспитанием культурных ценностей общества, одной из которых является воспитание толерантности.

Толерантность – это понимающее отношение людей ко всему иному, противоречащему их идеям, а именно ко мнению, к выбору, мировоззрению, верованиям, обычаям, чувствам и образу жизни. Но, не стоит думать, что толерантность означает безразличие к любым взглядам и деяниям. Так, к примеру, не стоит противоречить нормам морали, мириться с оскорблением чувства достоинства, притеснением интересов и прав человека. Нельзя мириться с тем, что научные факты или данные, доказанные экспериментально предстают в искаженном виде.

В данной работе рассмотрим, как спектакль может способствовать формированию толерантности у участников любительского театра.

Проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной в наши дни, так как резко возросла напряженность в международных отношениях. Причины в основном сводятся к несовместимости мнений в человеческих взаимоотношениях. В каждом человеке с рождения заложены как положительные, так и отрицательные нравственные качества, а в какой степени будут проявляться те или иные качества зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он находится и развивается, от менталитета, который в первую очередь влияет как на индивидуальность, так и на мировоззрение и стереотипы поведения человека.

История театрального искусства несет свои глубокие корни еще с древней Греции, где театр считался культурным времяпровождением. Начиная уже с того времени, театр начал становиться общедоступным достоянием многих народов мира.

Театр является искусством синтетическим, поскольку, он представляет собой синтез различных видов искусства, в последствии, образуя одно целое, наполненное визуальной привлекательностью, оказывающее воздействие как на зрителей, так и на участников-актеров, в качестве удовлетворения зрительского интереса, а также, для самовыражения актеров в искусстве, и, что самое важное, для обличения социальных проблем в обществе.

Как в профессиональных театрах, так и в любительских, огромную значимость занимает толерантное воспитание. Актерам-профессионалам и актерам-любителям, всегда дается возможность посмотреть на «другую сторону медали» и принять во внимание мнение, отличное от своего.

Каким образом спектакль в любительском театре может способствовать воспитанию толерантности его участников-актеров?

  1. Переживание роли. Актеры воплощают разнообразных персонажей с различными характерами и судьбами. Часто участникам любительских театров, и не только, это помогает в осознанном восприятии чувств других людей, а также их взглядов на жизнь.
  2. Командная работа. В любительском театре участвуют люди разного возраста и социального статуса, и их совместная деятельность над спектаклем требует уважения к своим коллегам, принятия их мнения и готовности идти на компромиссы.
  3. Дискуссии на проблемные темы. В спектаклях нередко затрагиваются проблемы дискриминации, предрассудков, культурных различий. Проговаривание вслух этих тем перед спектаклями и после них формирует у актеров-участников критическое мышление и учит уважительному отношению к окружающим.
  4. Формирование эмпатии путем искусства. Театральное искусство –инструмент эмоционального воздействия, и именно поэтому, когда участники-актеры переживают на сцене жизнь своих персонажей, они глубже осознают их чувства и усваивают новый урок.
  5. Борьба со стереотипами. Театр может помочь разрушить предвзятое отношение к людям разных национальностей, вероисповедания, социальных групп. Участники-актеры любительского театра, учатся видеть в людях личность, а не навешенный ярлык.
  6. Взаимообогащение культурными ценностями. В любительском театре могут участвовать представители разных культур, что способствует обмену традиционными укладами и ценностями.

Современному обществу не хватает толерантности, а именно, взаимоуважения и терпимости друг к другу, а этот факт немаловажен. Из-за этого дефицита происходит много проблем, носящих глобальный характер. Проблема толерантности всегда исходит из внутреннего мира человека. Поэтому сегодня большую значимость имеет теоретическая и практическая часть культурного образования и воспитания толерантных качеств.

Теоретические лекции чаще всего воспринимаются формально, потому что у учащихся возникают предрассудки по отношению к чужим культурам из-за отсутствия знаний о народах, их обычаях и традициях. Теоретические основы театрального искусства и толерантности включают понимание того, что театр не может существовать тогда, когда актер не способен к проявлению толерантности. Важно принимать и оправдывать своего персонажа, потому что в этом заключается основа и «природа» актёрского мастерства.

Практическая часть все-таки является эффективным способом воспитания толерантных качеств, ведь здесь закрепляются теоретические знания. Во время практической работы у актеров происходит формирование навыков свободного мышления, разумной оценки и выработки суждений, основанных на этических нормах и ценностях, поэтому любительский театр предлагает богатый эмоциональный опыт. Многогранность практического опыта дает возможность объединения актеров разных наций, разных семейных ценностей, разных увлечений. Саморазвитие, снятие зажимов, комплексов, раскрепощение помогают в раскрытии актерских возможностей. Участник, играя роль, проживает жизнь своего персонажа, познает его истинное существование, осознает, что все разные, у каждого есть свои взгляды и мнения на происходящее вокруг. Играя в спектакле, актер начинает разбираться в том, как построить взаимоотношения между героями, как можно избежать конфликта в той или иной ситуации.

Быть толерантным – значит принимать людей, отличающихся по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям, а также признавать, что они имеют право жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. А путь к толерантности – это в первую очередь, эмоциональный труд, ибо он возможен только благодаря изменению своих убеждений и стереотипов.

Воспитание толерантности посредством спектакля в любительских театрах недостаточно распространено. В основном, режиссёры фокусируются на смысловой и эстетической стороне спектакля, при этом мало уделяя внимания социальному воспитанию.

Для решения проблем воспитания толерантности у участников в любительском театре можно предложить следующие идеи:

  1. Соотнесение выбора пьесы с актуальными социальными темами – к примеру, толерантность, дискриминация, равноправие.
  2. Обсуждение спектакля после показа между актерами и зрителями – дает возможность осмыслить произведение и углубиться в моральные аспекты.
  3. Привлечение в любительский театр представителей разных этносов – дает возможность разрушить моральные предрассудки через совместное творчество, а также создавать среду толерантного взаимоотношения.

Любительский театр — это не только творческое пространство, но также, мощный инструмент формирования личности. Спектакль, раскрывающий темы толерантности, может стать для актёров способом присвоения чужого опыта, расширения кругозора и разрушения предвзятости. Взаимодействие, эмоциональное вовлечение и рефлексия участников спектакля в любительском театре – способ научиться принимать и уважать других людей.

Примером успешного спектакля, раскрывающего тему воспитания толерантности у участников любительского театра может послужить спектакль «Все мыши любят сыр» по пьесе Дюла Урбана. Он позволяет посмотреть на мир с другой стороны, а также по-своему спроецировать коммуникацию с разных ее сторон, побороться со своими внутренними барьерами, рассмотреть персонажей под другим углом, примерить чувства персонажей на себя, понять их мотивы и разобраться почему они поступают именно так, а не иначе.

Таким образом, театральная деятельность является способом приобщения не только зрителей, но и участников любительского театра к развитию их толерантного отношения к миру, нравственных установок, морали и этики. Театр действует как прививка против нетерпимости, злобы, человеконенавистничества и агрессии. В конечном итоге театр является одним из главных воспитателей общечеловеческих ценностей, создавая – толерантную душу, способную к жизни в разнообразном мире и большом многообразии культур.

 

Список литературы:
1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. - М., 2007
3. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. 
4. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. - М., 2001
5. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации / А.П. Садохин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 271 с. 
6. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. 2001 №№11-12
7. Смолко, А. А. Метод действенного анализа: М. О. Кнебель и Г. А. Товстоногов / А. А. Смолко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2011. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-deystvennogo-analiza-m-o-knebel-i-g-a-tovstonogov .
8. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности/ Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Т.Ю.Прокофьева, О.А. Кравцова.- М.: Смысл, - 2016. - 172 с
9. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9