Традиционная духовная культура народов Крайнего Севера
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Традиционная духовная культура народов Крайнего Севера
На сегодняшний день проблема реконструкции традиционных верований стоит остро. С развитием мирового рынка, ростом технологий и постоянным включением народов более ранней стадии развития в мировые процессы происходит утрата традиционной духовной культуры. Для реконструкции данного направления у древних людей можно использовать культуру сохранившихся народов Крайнего Севера.
Наибольший интерес для исследователей могут представлять система религиозных воззрений таких народов как ненцы, якуты, чукчи и эскимосы. Данные народы сохранили большую часть своей традиционной культуры в XXI веке. Данному обстоятельству способствовала удаленность от европейской цивилизации и несостоятельность христианских миссионеров в навязывании новой для этих народов религии.
Говоря о религиозных представлениях народов данного региона, стоит рассмотреть сложные системы устройства Вселенной. Народы Крайнего Севера выработали сложную модель устройства мира, которая в основном схожа, но у каждого народа имеет свои специфические отличия. Общим для всех этих народов выступает представление, что Вселенная делится на три больших уровня: верхний, средний и нижний мир. Средний мир является местом пребывания человека и духов. Верхний и нижний миры наполнены сверхъестественными существами более высокого ранга. Верхний и нижний мир имеют деление на несколько уровней. У каждого народа или даже отдельного рода может быть различное количество уровней. Например, ненцы и якуты могли иметь от семи до девяти уровней неба и такое же количество уровней в мире нижнем. Кроме вертикального деления существовало деление и горизонтальное. В частности это касается представлений якутов, у которых сформировалось поверье, что небо поделено по сторонам света. Восточное и южное небо наполнены добрыми существами, когда северное и западное наполнены злыми.
Говоря о сверхъестественных существах, мы можем использовать данные устного народного творчества данных народов. Мифы, сказки и песни говорят нам сложной иерархии существ. Во главе пантеонов выступали могущественные существа высшего ранга. У ненцев высшим божеством выступал бог Нум, у якутов - ЮрюнгАйыы Тойон. У американских северных народов в силу развития духовной культуры не сформировались верховные божества, их место занимали духи-хозяева, связанные с промыслом основного источника питания. Следующими существами в иерархии выступали боги на ступень ниже. Обычно они представлены родственниками верховных богов, которые расселены на различных уровнях неба. Землю и нижний мир населяли духи. Духи в среднем мире были как и добрые так и злые. Основное место среди духов среднего мира занимали духи-хозяева определенной местности, такой как горы и реки. Также важное значение имели духи связанные с предметами. Нижний мир был наполнен злыми духами, которые ассоциировались с болезнями и несчастиями человека.
Особое место в обществах данного этапа развития религиозных воззрений занимали шаманы. Шаманство у представленных народов занимало не однозначную позицию. Общее для всех народов – это почитание шамана и преклонение перед его силой. Шаман у большинства народов был основным посредником в общении людей и сверхъестественных существ. У ненцев сформировалось профессиональное наследственное шаманство. У остальных народов шаманство профессиональным назвать можно было с большими отступлениями. Ненецкое шаманство отличало преемственность. Шаманство у таких народов как якуты, чукчи и эскимосы зачастую носило массовый характер и не требовало многолетний процесс обучения.
Чтобы стать шаманом в данных обществах, необходимо подходить под ряд критериев. Самым важным критерием было наличие шаманской болезни, которая проявлялась в виде психических расстройств личности человека. Стоит отметить, что эти расстройства были контролируемым явлением самим шаманом. Считалось, что наличие такого недуга, означало о предопределенности жизненного пути человека в качестве шамана и об избрании его духами. Будущего шамана могли отличать и внешние признаки, такие как родимые пятна и большее количество пальцев, чем у обычного человека.
Если касаться обрядовой части, то здесь ведущую роль занимают камлания. Камлания проводятся практически в любой ситуации. Камлание не просто молитва, а скорее путешествие шамана в мир духов и общение с ними. Камланиии сопровождались погружением присутствующих с транс. В транс мог входить и сам шаман. Для вхождения в транс использовалась техника особых песнопений и чревовещания. Ударами с бубен шаман создавал определенный ритм, что в свою очередь способствовало погружению в транс. Также существовала практика употребления галлюциногенных веществ, которые содержались в мухоморах. Камлании сопровождались ритуальными жертвоприношениями в виде мяса животных, которое бросалось в огонь. Северные народы считали, что огонь наиболее близок к духам и жертва прошедшая огонь быстрее попадет в нужный мир. Огонь выступал средством общения с духами.
В целом при рассмотрении духовной культуры северных народов, мы можем увидеть, что основным сюжетом является классическое противостояние добра и зла. Верхний мир противопоставляется миру нижнему. Стоит отметить, что после смерти пребывание человека в том или ином мире ничем не отличалось от жизни на земле. Что в свое время принесло немало проблем для попыток обращение в православие представленных народов. Мы можем достаточно точно сказать, что существует качественное различие в развитии религиозных представлений с запада на восток. На западе мы можем видеть ненцев, у которых существует развитая система шаманизма со сформировавшимся институтом шаманства. На востоке мы можем видеть эскимосов в стадии развития анимистических представлений с неразвитым пантеоном и несформировавшимся институтом шаманства.