Статья:

Традиционная духовная культура народов Крайнего Севера

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Черноголовин Ю.В. Традиционная духовная культура народов Крайнего Севера // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73722 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционная духовная культура народов Крайнего Севера

Черноголовин Юрий Владимирович
магистрант Национального исследовательского университета Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

На сегодняшний день проблема реконструкции традиционных верований стоит остро. С развитием мирового рынка, ростом технологий и постоянным включением народов более ранней стадии развития в мировые процессы происходит утрата традиционной духовной культуры. Для реконструкции данного направления у древних людей можно использовать культуру сохранившихся народов Крайнего Севера.

Наибольший интерес для исследователей могут представлять система религиозных воззрений таких народов как ненцы, якуты, чукчи и эскимосы. Данные народы сохранили большую часть своей традиционной культуры в XXI веке. Данному обстоятельству способствовала удаленность от европейской цивилизации и несостоятельность христианских миссионеров в навязывании новой для этих народов религии.

Говоря о религиозных представлениях народов данного региона, стоит рассмотреть сложные системы устройства Вселенной. Народы Крайнего Севера выработали сложную модель устройства мира, которая в основном схожа, но у каждого народа имеет свои специфические отличия. Общим для всех этих народов выступает представление, что Вселенная делится на три больших уровня: верхний, средний и нижний мир. Средний мир является местом пребывания человека и духов. Верхний и нижний миры наполнены сверхъестественными существами более высокого ранга. Верхний и нижний мир имеют деление на несколько уровней. У каждого народа или даже отдельного рода может быть различное количество уровней. Например, ненцы и якуты могли иметь от семи до девяти уровней неба и такое же количество уровней в мире нижнем. Кроме вертикального деления существовало деление и горизонтальное. В частности это касается представлений якутов, у которых сформировалось поверье, что небо поделено по сторонам света. Восточное и южное небо наполнены добрыми существами, когда северное и западное наполнены злыми.

Говоря о сверхъестественных существах, мы можем использовать данные устного народного творчества данных народов. Мифы, сказки и песни говорят нам сложной иерархии существ. Во главе пантеонов выступали могущественные существа высшего ранга. У ненцев высшим божеством выступал бог Нум, у якутов - ЮрюнгАйыы Тойон. У американских северных народов в силу развития духовной культуры не сформировались верховные божества, их место занимали духи-хозяева, связанные с промыслом основного источника питания. Следующими существами в иерархии выступали боги на ступень ниже. Обычно они представлены родственниками верховных богов, которые расселены на различных уровнях неба. Землю и нижний мир населяли духи. Духи в среднем мире были как и добрые так и злые. Основное место среди духов среднего мира занимали духи-хозяева определенной местности, такой как горы и реки. Также важное значение имели духи связанные с предметами. Нижний мир был наполнен злыми духами, которые ассоциировались с болезнями и несчастиями человека.

Особое место в обществах данного этапа развития религиозных воззрений занимали шаманы. Шаманство у представленных народов занимало не однозначную позицию. Общее для всех народов – это почитание шамана и преклонение перед его силой. Шаман у большинства народов был основным посредником в общении людей и сверхъестественных существ. У ненцев сформировалось профессиональное наследственное шаманство. У остальных народов шаманство профессиональным назвать можно было с большими отступлениями. Ненецкое шаманство отличало преемственность. Шаманство у таких народов как якуты, чукчи и эскимосы зачастую носило массовый характер и не требовало многолетний процесс обучения.

Чтобы стать шаманом в данных обществах, необходимо подходить под ряд критериев. Самым важным критерием было наличие шаманской болезни, которая проявлялась в виде психических расстройств личности человека. Стоит отметить, что эти расстройства были контролируемым явлением самим шаманом. Считалось, что наличие такого недуга, означало о предопределенности жизненного пути человека в качестве шамана и об избрании его духами. Будущего шамана могли отличать и внешние признаки, такие как родимые пятна и большее количество пальцев, чем у обычного человека.

Если касаться обрядовой части, то здесь ведущую роль занимают камлания. Камлания проводятся практически в любой ситуации. Камлание не просто молитва, а скорее путешествие шамана в мир духов и общение с ними. Камланиии сопровождались погружением присутствующих с транс. В транс мог входить и сам шаман. Для вхождения в транс использовалась техника особых песнопений и чревовещания. Ударами с бубен шаман создавал определенный ритм, что в свою очередь способствовало погружению в транс. Также существовала практика употребления галлюциногенных веществ, которые содержались в мухоморах. Камлании сопровождались ритуальными жертвоприношениями в виде мяса животных, которое бросалось в огонь. Северные народы считали, что огонь наиболее близок к духам и жертва прошедшая огонь быстрее попадет в нужный мир. Огонь выступал средством общения с духами.

В целом при рассмотрении духовной культуры северных народов, мы можем увидеть, что основным сюжетом является классическое противостояние добра и зла. Верхний мир противопоставляется миру нижнему. Стоит отметить, что после смерти пребывание человека в том или ином мире ничем не отличалось от жизни на земле. Что в свое время принесло немало проблем для попыток обращение в православие представленных народов. Мы можем достаточно точно сказать, что существует качественное различие в развитии религиозных представлений с запада на восток. На западе мы можем видеть ненцев, у которых существует развитая система шаманизма со сформировавшимся институтом шаманства. На востоке мы можем видеть эскимосов в стадии развития анимистических представлений с неразвитым пантеоном и несформировавшимся институтом шаманства.

 

Список литературы:
1. Анисимов, А.Ф. Космологические представления народов Сибири / А.Ф. Анисимов. – М. – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – 106 с.
2. Бурыкин, А.А. Шаманы. Те кому служат духи / А.А. Бурыкин. – СПб.: Азбука, 2007. – 288 с.
3. Головнёв, А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / А.В. Головнёв. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 606 с.
4. Диксон, О. Мистерии Мухомора. Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике / О. Диксон. – М.: Велигор, 2005. – 64 с.
5. Друри, Н. Шаманизм / Н. Друри. – М.: Зодиак, 2000. – 144 с.
6. Лар, Л.А. Шаманы и боги / Л.А. Лар. – Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998. – 126 с.
7. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Политиз-дат, 1990. – 622 с.
8. Харнер, М. Дж. Путь шамана или шаманская практика / М.Дж. Харнер. – М.: Палантир, 1994. – 110 с.
9. Хомич, Л.В. Представления ненцев о природе и человеке / Л.В. Хомич // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л.: Наука, 1976, – С. 16 – 30.
10. Элиаде, М. Шаманизм: Архаические техники экстаза / М. Элиаде. – Киев: София, 2000. – 408 с.