Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с девиантным поведением
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с девиантным поведением
В современном стремительно развивающемся мире преобразования требуют от людей психологической гибкости, коммуникабельности, жизнестойкости. В группу риска в этих условиях попадают подростки, как наиболее уязвимая и эмоционально чувствительная категория людей. Государство принимает различные меры по сокращению числа девиантных подростков, но, как отмечают Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова и др. исследователи Института социологии РАН, за последние десятилетия масштабы и формы разнообразных девиаций на всех уровнях продолжают увеличиваться [1]. Это девиации в сфере межполового отношения, рост уровня употребления наркотиков и алкоголя, увеличение уровня самоубийств, преступности среди подростков и молодежи и так далее.
В связи с этим возникает необходимость разработки и внедрения в практику новых технологий профилактики девиантного поведения в работе с детьми в области воспитания жизнестойкой личности, способной противостоять трудным жизненным ситуациям. Для этого необходимо определить особенности развития жизнестойкости и ее компонентов у девиантных подростков.
Целью нашей работы является выявление особенностей жизнестойкости, ее компонентов и их взаимосвязи с применяемыми копинг-стратегиями у подростков с девиантным поведением. Гипотеза исследования: в отличие от девиантных подростков, высокий уровень жизнестойкости, развитые компоненты жизнестойкости и применение конструктивных копинг-стратегий позволяют нормативным подросткам эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации.
Раскроем основные понятия, используемые в нашем исследовании: «девиантное поведение», «жизнестойкость» и ее компоненты, копинг-стратегии.
Змановская Е.В. определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды) [2]. Она также выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:
1) антисоциальное (делинквентое) поведение – совершение правонарушений и преступлений; 2) асоциальное (аморальное) поведение – агрессивное поведение, сексуальные девиации, бродяжничество и т.д.; аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами) и др. [2].
По определению С. Мадди, жизнестойкость – система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [3].
Вовлеченность – убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. Контроль – убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска – убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного [3, 5].
Фоминова А.Н. отмечает, что возрастные изменения в проявлениях жизнестойкости связаны, в первую очередь, с социальными факторами: семейное воспитание, влияние положительных примеров жизнестойкости взрослых, научение владением своим характером [5].
Мадди С. и другие исследователи предлагают конструкт «жизнестойкость» как один из ресурсов, оказывающих влияние на применяемые копинг-стратегии [3]. Однако понятия копинг-стратегий и жизнестойкости не являются синонимами. По мнению Р.Лазаруса и С. Фолкмана, копинг-стратегии – это определенные алгоритмы действия, привычные для человека приемы, которые он использует для преодоления трудностей [6]; жизнестойкость же – это совокупность определенных черт личности, определяющих ее установку на выживаемость. Кроме того, копинг-стратегии могут быть непродуктивными и даже приводить к регрессу, жизнестойкость же позволяет эффективно справляться с трудностями и всегда сопровождается личностным ростом.
Копинг-поведение детерминировано несколькими группами факторов: особенностями личности субъекта; характером сложной жизненной ситуации; характером социального взаимодействия субъекта [6].
Таким образом, выраженность жизнестойкости и ее компонентов позволяет эффективно справляться с жизненными трудностями. Низкий уровень жизнестойкости, напротив, может привести к неконструктивным способам преодоления трудных жизненных ситуаций, к девиантному поведению. Также для эффективного преодоления трудностей необходима поддержка близких.
Далее рассмотрим следующий этап нашего исследования.
Для достижения поставленной цели, нами были использованы следующие методики: «Тест жизнестойкости» С.Мадди, модифицированный Д.А.Леонтьевым и Е.И.Рассказовой, и опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса.
В исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов школ г. Ижевска, а также несколько подростков, состоящих на индивидуально-профилактическом сопровождении в МБУ «Городской центр профилактики «Подросток». Всего в исследовании приняли участие 60 подростков: 30 подростков с девиантным поведением, состоящих на учетах в школах (нарушение дисциплины или ненадлежащее обучение) и в Отделениях по делам несовершеннолетних (за распитие спиртных напитков, совершение краж и др.); 30 подростков с нормативным поведением. Результаты исследования по методике «Тест жизнестойкости» представлены в Табл.1. Значения по шкалам, соответствующие средним и выше среднего свидетельствуют о выраженности измеряемых показателей.
Таблица 1.
Сравнительная таблица уровня выраженности жизнестойкости и ее компонентов у девиантных и нормативных подростков
Нормы |
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
Контроль |
Принятие риска |
Средние показатели |
62 – 98 баллов |
29 – 46 баллов |
21 – 37 баллов |
9-18 баллов |
Девиантные подростки |
||||
Низкий уровень |
11 |
19 |
7 |
6 |
Средний уровень |
29 |
11 |
23 |
19 |
Высокий уровень |
0 |
0 |
0 |
5 |
Нормативные подростки |
||||
Низкий уровень |
2 |
11 |
3 |
1 |
Средний уровень |
22 |
18 |
23 |
18 |
Высокий уровень |
6 |
1 |
4 |
11 |
Для выявления достоверности различий между уровнями жизнестойкости групп девиантных и нормативных подростков, нами был использован метод статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, по результатам которого Uэмп.= 285.5. Данный показатель находится в зоне значимости, следовательно, подтверждается гипотеза Н1 о наличии различий между группами, а именно: уровень жизнестойкости у девиантных подростков ниже уровня жизнестойкости нормативных подростков.
Как видно из Табл. 1, уровень выраженности компонентов жизнестойкости у девиантных подростков также ниже, чем у нормативных подростков. У девиантных подростков наблюдается низкий уровень выраженности вовлеченности и контроля. Данные результаты подтверждаются тем фактом, что большинство девиантных подростков редко посещают дополнительные занятия, кружки, секции. Свободное время они, в основном, проводят на улице, в компании сверстников, играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях.
Для проверки связи уровня жизнестойкости с выбором копинг-стратегий, применяемых подростками в трудных жизненных ситуациях, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Остановимся только на значимых корреляциях (Табл. 2).
Таблица 2.
Коэффициенты корреляции жизнестойкости и ее компонентов и копинг-стратегий у девиантных и нормативных подростков
Девиантные подростки |
Нормативные подростки |
|
|
Стратегия конфронтации |
|
Жизнестойкость |
-0,561 |
-0,378 |
Вовлеченность |
-0,449 |
-0,565 |
Контроль |
-0,384 |
|
Принятие риска |
-0,387 |
|
Как видно из Табл. 2, статистически значимые обратные связи были обнаружены только между жизнестойкостью и ее компонентами и стратегией конфронтации и у девиантных, и у нормативных подростков. Это означает, что чем ниже уровень жизнестойкости у подростков, тем чаще для преодоления трудностей ими применяется неконструктивная копинг-стратегия конфронтации.
Также по результатам опросника «Копинг-стратегии» мы получили следующие данные: в большинстве случаев, и нормативные, и девиантные подростки используют различные копинг-стратегии для преодоления каких-либо трудностей умеренно. Чаще всего используются конструктивные (планирование решения проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки) и относительно конструктивные (принятие ответственности, положительная переоценка) копинг-стратегии.
Таким образом, исходя из результатов исследования, выдвинутая нами гипотеза частично подтверждается: выраженность жизнестойкости и ее компонентов позволяет нормативным подросткам эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями в отличие от девиантных подростков. Однако и девиантные, и нормативные подростки умеренно используют различные копинг-стратегии для преодоления трудностей.
На основе полученных данных, в дальнейшем, нами будет разработана программа развития жизнестойкости подростков, которая будет направлена на развитие компонентов жизнестойкости, а также на развитие навыков конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций.