Статья:

Правовое регулирование экологических проблем в РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Авилов В.С., Брик А.Д. Правовое регулирование экологических проблем в РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 12(33). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/33/38150 (дата обращения: 21.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование экологических проблем в РФ

Авилов Валерий Сергеевич
студент», ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», РФ, Октябрьский район, п. Персиановский
Брик Анна Дмитриевна
канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», РФ, Октябрьский район, п. Персиановский

 

Аннотация. В данной статье освещены основные вопросы экологических проблем в сфере правового поля РФ, меры ответственности за экологические правонарушения, обоснована необходимость контрольных мероприятий за исполнением законодательных норм в сфере экологии.

Ключевые слова: окружающая среда, природные ресурсы, нормативные акты, ответственность за экологические правонарушения, контроль за исполнением законодательства.

 

Развитие научно-технического прогресса способствует возрастанию нагрузки на природную среду, с которой взаимодействует человек. В связи с этим появляется необходимость в регулировании этих отношений, чтобы минимизировать вред природе сейчас и в долгосрочной перспективе. Требуются последовательные и целенаправленные меры, устанавливающие основные экологические нормы в правовом и законодательном поле. К таким мерам относится разработка показателей, характеризующих качество окружающей среды, прогнозирование возможных изменений среды в результате применения тех или иных, главным образом, производственно-хозяйственных решений, прогнозирование обратного влияния экологических факторов на производство и экономические процессы в целом, планирование мероприятий по охране окружающей среды (например, строительство очистных сооружений, создание безотходных технологий). Данные меры должны повышать эффективность использования природных ресурсов, сохранять и поддерживать природную среду.

В современном мире государственное регулирование экологических процессов носит безусловно комплексный характер. Оно направлено, прежде всего, на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.

К инструментам государственного контроля за экологической обстановкой в первую очередь следует отнести:

1) предоставление различных субсидий, финансовой помощи промышленным предприятиям и обеспечение им налоговых льгот.

2) введение налогов на сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера.

3) установление законодательной ответственности за нарушение экологических норм для физических и юридических лиц [1].

В нашей стране право на незагрязненную окружающую среду регулируется Конституцией РФ и устанавливается Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Главным источником экологического права в РФ сейчас являются подзаконные акты, в которые входят указы Президента РФ, постановления Правительства, разнообразные ведомственные и нормативные акты и др. Основными подзаконными актами являются указы Президента и постановления Правительства. Среди указанных Конституцией РФ полномочий Правительства имеются такие, которые могут регулировать и реализовать экологические отношения, например: разработка и представление федерального бюджета, контроль за его исполнением; проведение в РФ единой государственной политики в области экологии и смежных с ней областей. После подзаконных актов следующими по главенству идут ведомственные. Они принимаются только исполнительной властью, к которой относятся госкомитеты и различные ведомства. В основном, к источникам экологического права относят нормативные акты, так как они принимаются на местах, в учреждениях и предприятиях и точнее отражают действующую обстановку в сфере экологии и имеют большую эффективность, так как подстраиваются каждым предприятием под текущую ситуацию. Нормативные акты организации находятся внизу иерархической системы, так как обязаны соответствовать вышестоящим актам, но тем не менее, они являются важными источниками экологического права в стране.

На сегодняшний день законодательством России предусмотрено четыре меры воздействия: имущественное, дисциплинарное, административное и уголовное преследование за загрязнение окружающей среды и иные правонарушения в области экологии. Конфликтные ситуации в данной сфере подлежат рассмотрению и регулируются судом. Различные предприятия, учреждения и организации несут только административную и гражданско-правовую ответственность. Физические лица несут уголовную и административную ответственность. Статистика показывает, что наиболее часто применяемой мерой наказания является административное взыскание. Оно предусматривает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда в полном объеме. Одной из самых эффективных мер административного воздействия в качестве предприятий является их приостановка или полное прекращение производственной деятельности и сопутствующее закрытие предприятия. Административная ответственность за экологические нарушения регулируется, как правило, законами и подзаконными актами, изданными органами государственной власти и управления. Привлечение юридических и физических лиц к административной ответственности не может освободить их от гражданской ответственности, которая предусматривает, в частности, возмещение причиненного ущерба окружающей среде. Статья 77 закона РФ «Об охране окружающей среды» гласит: «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством». Вред, причиненный окружающей среде, определяется в соответствии с утвержденными законом методиками и возмещается виновными в полном объеме. Подлежащую выплате сумму ущерба определяет суд исходя из затрат на восстановление окружающей среды и понесенных убытков, которые могут включать упущенную выгоду ,а конкретно-«Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда»(2) и «Вред, причиненный здоровью гражданина или его имуществу негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме» [2].

Сброс неочищенных отходов и промышленных стоков, случайные аварии на производстве наносят крайне большой ущерб водной биосфере, (которая имеет свойство восстанавливаться крайне медленно) нанося вред не только им самим, но и инфраструктуре, использующей её ресурсы. Количество ущерба от аварийного загрязнения окружающей природы определяется по задокументированным последствиям, что часто может привести к его значительному занижению.

В современном правовом поле при данном подходе к решению экологической проблемы необходимо подталкивание к введению безотходных производств, грамотной утилизации бытовых отходов и прочие меры. Штрафы за загрязнение окружающей среды и экологические налоги утрачивают свое приоритетное значение, поскольку административная мера, предусматривающая полное закрытие или остановку производства применяется крайне редко. Одна из причин такой ситуации — отсутствие компетентного надзорного органа, который позволял бы оперативно отслеживать степень загрязнения окружающей нас природы. Этот орган для эффективной работы должен взаимодействовать как с вертикалью власти, так и с её горизонталью, и иметь действующие рычаги воздействия на юридических и физических лиц и нижестоящих органов власти. [3].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что наиболее важным аспектом в правовом регулировании экологических проблем в РФ является контроль за исполнением текущего законодательства и внедрение новых правовых и законодательных норм в сфере экологии, новые субсидии и налоговые льготы для юридических и физических лиц, стремящихся к соблюдению этих норм, а также административные и уголовные меры для тех, кто игнорирует требования закона. Только так мы можем уберечь окружающую нас среду от загрязнения и донести её до потомков в неизменном виде.

 

Список литературы:
1. Экологическое регулирование [Электронный ресурс] Режим доступа-http://uchebnik.online/sotsialno-ekonomicheskih-prognozirovanie/ekologicheskoe-regulirovanie-34977.html
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133. 
3. Экологическое регулирование [Электронный ресурс] Режим доступа-https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4725/