Статья:

Основные образы романа «Мастер и Маргарита»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Нурмырадов Б.М. Основные образы романа «Мастер и Маргарита» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 12(33). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/33/38369 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные образы романа «Мастер и Маргарита»

Нурмырадов Баймырат Мухамметгулыевич
студент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, РФ, Карачаевск

 

"Мастер и Маргарита" – роман русского писателя Михаила Булгакова, написанный в Советском Союзе в период с 1928 по 1940 годы при сталинском режиме. Цензурная версия была опубликована в журнале "Москва" в 1966-1967 годах, после смерти писателя. Только в 1967 году рукопись была опубликована в Париже.

Версия самиздат включала части, вырезанные официальными цензорами. Они были включены в версию 1969 года, опубликованную во Франкфурте. С тех пор роман был опубликован на многих языках. [2]

Роман описывает визит дьявола в официально атеистический Советский Союз. Многие критики считают его одним из лучших романов XX века, а также выдающимся образцом советской сатиры.

Главный герой, Мастер, – москвич, бывший историк и высокообразованный человек, владеющий несколькими иностранными языками.

Выиграв крупную сумму денег в лотерее, он решил полностью посвятить себя написанию романа о Понтии Пилате и последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако его первая попытка опубликовать его вызвала шквал критики со стороны профессиональных писателей в прессе.

После долгих преследований, он постепенно сошел с ума и в момент отчаяния сжег свой роман.

Та же газетная критика дала одному из знакомых мастера, Алоизию Могарычу, идею написать фальшивый рапорт властям о захвате квартиры хозяина.

После расследования Мастер был освобожден, но, не имея места для жизни, денег и цели в жизни, он решил найти убежище в психиатрической больнице.

Воланда заинтересовала история романа Мастера. Он востанавливает сгоревшую рукопись и дает мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.

Его полное имя неизвестно. Его ответ: "У меня нет фамилии".

В романе его имя написано без заглавной буквы.

И в русской, и в мировой литературе Мастер стал воплощением художника, автора, противостоящего официальной культуре своего времени. В случае Булгаковского характера Мастер выступает против социалистического реализма.

Большинство ученых считают характер Мастера чрезвычайно автобиографичным: Михаил Булгаков сжег первый вариант своего романа, и даже переписав его, понял, что издать такую неортодоксальную книгу в СССР практически невозможно.

По словам Б.В. Соколова, одним из прототипов мастера был Максим Горький – самый известный Пролетарский писатель. Б.В. Соколов считает, что год смерти Горького (1936) - это время событий в "Мастере и Маргарите". [2] Однако, невозможно датировать сроки Московской части романа.

Рассмотрим главных персонажей романа.

Михаил Александрович Берлиоз является редактором антирелигиозного литературного журнала и председателем совета крупной Московской литературной ассоциации "Массолит". Он встречает Воланда со своим молодым товарищем Иваном Николаевичем Поныревым.

Воланд, который издевается над скептицизмом Берлиоза по поводу религии, правильно предсказывает, что его голова будет отрезана руками русской женщины в каком-то инциденте с подсолнечным маслом, и, конечно же, Берлиоз скользит по подсолнечному маслу на вокзале, падает на рельсы, и его голова отрезана поездом, которым управляет женщина.

Берлиоз делит фамилию с французским композитором Гектором Берлиозом, который написал "Проклятие Фауста". Его герой высмеивает атеистов и бюрократических элементов советского общества в начале 20-го века. [2]

В романе он описывается как "около сорока... короткие, пухлые, темные волосы и частично лысый", с "гладко выбритым лицом" и "сверхъестественно большими очками в черной оправе".

Профессор Воланд – Сатана. Ему тоже около сорока, с перекошенным ртом и гладким выбритым лицом. "Его правый глаз был черным; левый, по какой-то странной причине, зеленым. Брови черные, но одна выше другой. "Его" высокий лысый лоб"- "это расщелина с глубокими линиями, идущими параллельно заостренным бровям".

Иван Николаевич Понырев, или Бездомный – поэт, нанятый Берлиозом для написания антирелигиозной поэмы.

Он становится свидетелем смерти Берлиоза и пытается объяснить властям причастность Воланда, но попадает в психиатрическое учреждение, где встречается с Мастером.

Он "широкоплечий молодой человек с копной лохматых рыжих волос".

Понтий Пилат. Он описан в рассказе Воланда Берлиозу и Ивану, а затем в романе Мастера. У него есть большие сомнения по поводу приговора Йешуе (Иисусу), который имеет странную власть над ним, и косвенно приказывает убить Иуду.

Иешуа Га-Ноцри. Он – Иисус, приговоренный к смерти Понтием Пилатом. Он из города Гамала и его отец был сирийцем, но он странник без постоянного дома. Он описан в рассказе Воланда и романе Мастера.

Марк Крысобой – сильно изуродованный и огромный центурион, возглавляющий военные силы, которые действуют под началом Пилата, который спас его в бою.

Левий Матвей – бывший сборщик налогов, он следовал за Йешуа и писал на пергаменте. Он сидит и наблюдает за казнью Йешуа. В конце концов, он отправляется просить Воланда даровать Мастеру и Маргарите мир.

Азазелло – коренастый мужчина с широкими плечами, шляпой-котелком и выступающим изо рта клыком, огненно-рыжими волосами и носовым голосом.

Фагот Коровьев – один из приближенных Сатаны, который часто сопровождает кота Бегемота. "Его усы были похожи на куриные перья, глаза были маленькими, ироничными и наполовину пьяными, а его узкие брюки были из клетчатого материала и поднимались так высоко, что они обнажали грязные белые носки".

Он описывает себя Берлиозу и Ивану как бывшего хормейстера.

Маргарита Николаевна.

Она знакомится с читателем через рассказ Мастера об их отношениях с Иваном.

Она встретила его, когда несла желтые цветы, и была готова принять яд, чтобы убить себя, потому что ее жизнь была такой пустой.

Она прекрасна с "необыкновенным одиночеством в глазах".

Ей тридцать лет, без детей.

Обсуждение «Мастера и Маргариты» в советском литературном сообществе началось задолго до того, как роман был напечатан.

В 1966 году, спустя почти тридцать лет после смерти Булгакова, журнал "Москва" опубликовал первую часть этой книги в своем ноябрьском номере. Роман «Мастер и Маргарита» выжил вопреки всему и теперь признан одним из лучших достижений в русской художественной литературе XX века. Предложения из романа стали пословицами в русском языке: “рукописи не горят” и “трусость – самое страшное из пороков” – слова с особым резонансом для поколений, переживших худшие эксцессы Советского тоталитаризма.

Его влияние можно обнаружить и дальше – от латиноамериканского магического реализма до Салмана Рушди, Томаса Пинчона и даже Роллинг Стоунса (их песня «Симпатия к дьяволу», говорят, навеяна Булгаковым).

 

Список литературы:
1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М. 1989.
2. Соколов Б.В. Тайны «Мастера и Маргариты». Расшифрованный Булгаков. М., 2006.