Статья:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Князева Е.Н. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 12(33). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/33/38379 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Князева Екатерина Николаевна
студент, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», РФ, г. Орел

 

Аннотация. В статье представлены результаты изучения познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также содержание их комплексного психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети младшего дошкольного возраста, задержка речевого развития.

 

Концепция модернизации российского образования на период до 2020г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения[2].

В настоящее время предъявляют высокие требования к психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса. В этой связи забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Психолого-педагогическое сопровождение - специализированная деятельность в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития [1].

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации

Работа всех специалистов в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка должна определяться не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с ребенком в рамках сопровождения должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точно согласоваться с деятельностью других специалистов [1].

Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Исследования показывают, что особенности развития детей с ЗПР препятствуют в младшем дошкольном возрасте получению ими соответствующего возрасту уровня знаний, умений, навыков и спонтанному складыванию взаимодействий со сверстниками.

Значительную роль в обеспечении условий для достижения ребенком максимально возможного для него уровня социальной адаптации играет профессиональная помощь психолога. Поэтому разработка содержания комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с ЗПР со стороны психолога ДОУ является актуальной [3].

Нами осуществлено исследование, в ходе которого была предпринята попытка изучить особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с целью последующей разработки программы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей специалистами ДОУ.

В исследовании была использована методика С.Д. Забрамной. Было обследовано 10 детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.

Исследование проводилось в МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 3 г. Орла. Анализ результатов исследования показал, что большинство детей младшего дошкольного возраста с ЗПР (60%) имеют уровень познавательного развития ниже среднего.

Дети интересовались игрушками, но самостоятельно организовать игру не смогли.

При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладали в основном хаотичные действия. В ситуации обучения дети действовали адекватно, но самостоятельно не справлялись с заданиями. У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризовалась отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих.

Полученные результаты позволили выявить ключевые направления психологической работы по познавательному развитию детей данной категории.

На наш взгляд, решение задачи познавательного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР возможно посредством повышения уровня сенсорного и речевого развития ребенка, включения в широкую практическую деятельность.

В основу коррекционно-развивающей работы может быть положено создание развивающей среды, структурной основой которой является разработанная коррекционно-развивающая программа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, предусматривающая объединение деятельности педагога-психолога ДОУ, учителей-логопедов, воспитателей специальных групп, а также активное вовлечение родителей детей с ЗПР.

Цель программы: обеспечить наиболее эффективное психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ЗПР, посещающих детский сад компенсирующего вида.

Психологическое сопровождение дошкольников осуществляется в трех направлениях: работа с детьми, работа с их родителями, работа с персоналом МБДОУ.

Работа с детьми включает в себя деятельность педагога-психолога, направленную на диагностическое обследование и необходимую психологическую коррекцию в отношении воспитанников ДОУ.

При сопровождении воспитанников младшего возраста (3-4 года с задержкой психического развития) на первых порах важнейшей задачей педагога-психолога является помощь детям в адаптации к условиям детского сада.

Дальнейшая работа с младшими дошкольниками ориентирована на их психическое развитие (прежде всего, развитие сенсомоторной, интеллектуальной, речевой функций, а также эмоциональной сферы).

Работа с родителями предусматривает несколько разделов:

Во-первых, индивидуальное консультирование родителей относительно характера и динамики психического развития их детей.

Во-вторых, психологическое просвещение родителей, которое осуществлялось в виде серии семинаров-практикумов.

В-третьих, психологическая диагностика, которая в отношении родителей воспитанников детского сада проводилась по мере необходимости и только с согласия самих родителей.

В-четвертых, психологическая коррекция в работе с родителями. Особое место в данном направлении занимает еще один раздел, пятый.

Его содержанием является психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Работа с педагогическим персоналом ДОУ представлено несколькими разделами:

Первый из них – это индивидуальное консультирование педагогов по поводу тех или иных особенностей, свойственных детям с ЗПР.

Второй раздел посвящен психологическому просвещению сотрудников ДОУ по актуальным вопросам теории и практики современной детской психологии.

Третий раздел представляет собой психодиагностическую деятельность, осуществляемую в отношении педагогического персонала ДОУ.

Содержанием четвертого раздела является коррекционно-психологическая работа с сотрудниками детского сада.

Далее в программе представлена подробная характеристика разделов, обозначенных выше по каждому из трех направлений.

В описании разделов отражены цели, задачи и формы осуществления соответствующей психолого-педагогической деятельности.

Некоторые разделы имеют приложения, содержащие описание конкретных методических средств.

Таким образом, данная программа сопровождения может быть использована в работе с детьми в ДОУ, реабилитационных центрах и центрах развития ребенка.

 

Список литературы:
1. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебное пособие / М.Р. Битянова. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 368 с.
2. Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2014 №2765-р / URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
3. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О.В. Лебедева, – М., – 2002. – 157 с.
4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.– 83 с.