СЕМЕЙНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
СЕМЕЙНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
FAMILY BENEFITS FOR PARTICIPANTS IN A SPECIAL MILITARY OPERATION AND THEIR FAMILY MEMBERS: LEGAL FRAMEWORK, PROBLEMS OF IMPLEMENTATION AND PROSPECTS OF REFORM
Ekaterina Pogrebnyak
Student, Far Eastern Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Russia, Vladivostok
Anastasia Vasilieva
Scientific supervisor, Senior lecturer of the Department of Civil Law Disciplines, Far Eastern Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Russia, Vladivostok
Аннотация. Настоящая статья представляет собой научный анализ системы государственных социальных льгот, предоставляемых военнослужащим, участвующим в Специальной военной операции (СВО), и членам их семей в Российской Федерации. В работе рассмотрены правовые основы, виды социальных гарантий, а также актуальные проблемы их реализации, включая правовую защиту членов «фактических» семей.
Abstract. This article is a scientific analysis of the system of state social benefits provided to military personnel participating in a Special Military Operation (SVO) and their family members in the Russian Federation. The paper examines the legal framework, types of social guarantees, as well as current problems of their implementation, including the legal protection of members of "de facto" families.
Ключевые слова: специальная военная операция, семейные льготы, социальные гарантии, ресоциализация, «фактический» брак, жилищные льготы, налоговые льготы.
Keywords: special military operation, family benefits, social guarantees, re-socialization, "de facto" marriage, housing benefits, tax benefits.
Социальная защита участников специальной военной операции (СВО) и их семей является ключевым элементом системы государственных гарантий, предусмотренных статьей 7 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство оказывать поддержку гражданам, находящимся в трудных жизненных обстоятельствах.
В условиях проведения специальной военной операции законодательство активизирует меры по совершенствованию системы социальной поддержки, направленные не только на компенсацию рисков, связанных с выполнением воинского долга, но и на обеспечение стабильности семейных отношений.
Несмотря на внедрение прогрессивных изменений в действующее правовое регулирование, сохраняются определенные пробелы, требующие устранения, особенно в аспекте защиты интересов членов «фактических» семей военнослужащих.
Правовой основой для предоставления социальных гарантий семьям военнослужащих является комплекс нормативных правовых актов, включающий Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Семейный кодекс Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты.
Согласно современной доктрине, ключевые социальные гарантии охватывают следующие сферы:
Жилищная сфера: предоставление субсидий, возможность участия в программах льготного ипотечного кредитования, а также внеочередное предоставление жилых помещений. Образование: обеспечение бесплатного обучения детей в образовательных учреждениях высшего образования, а также компенсации за оплату дошкольных образовательных услуг.
Медицинская сфера: предоставление услуг бесплатной медицинской реабилитации, а также психологическая поддержка.
Налоговые льготы: освобождение от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по отдельным видам выплат, а также снижение ставок по имущественным налогам и др.
Пенсионное обеспечение: возможность досрочного назначения пенсий, а также установление повышенных коэффициентов к пенсиям и др.
Процесс ресоциализации военнослужащих, то есть их интеграции в гражданскую жизнь, невозможно представить без активного участия их семей. Это подчеркивает важность взаимосвязи социальных гарантий и программ восстановительной поддержки для военнослужащих и членов их семей [1].
Одной из наиболее дискуссионных проблем остается защита прав членов «фактических» семей военнослужащих, погибших или пропавших без вести. Действующее законодательство, исходит из принципа обязательной регистрации брака в органах ЗАГС (ч. 1 ст. 10 СК РФ), что исключает правовое признание незарегистрированных отношений.
Исторически данный подход восходит к Указу Президиума ВС СССР от 08.07.1944, который отменил правовые последствия «фактических» браков, за исключением случаев, возникших до его издания [2].
Однако в 2024 г. в Госдуму внесен законопроект № 539969-8, предлагающий частичную легализацию таких отношений при соблюдении ряда условий: совместное проживание не менее трех лет (или одного года при наличии общего ребенка), гибель военнослужащего в ходе СВО и отсутствие официальной регистрации брака [3]. Принятие данного законопроекта позволило бы членам «фактических» семей претендовать на наследственные права, социальные выплаты (включая пенсии по потере кормильца) и льготы в жилищной и образовательной сферах, что частично устранит правовой вакуум, сохраняющийся с середины XX века.
Практическая реализация льгот сталкивается с системными сложностями, которые требуют детального анализа. Во-первых, неопределенность круга лиц, относящихся к «членам семьи», создает почву для правовых коллизий. Например, в судебной практике встречаются споры о включении в эту категорию опекунов, сожителей или дальних родственников, что противоречит позиции Верховного Суда РФ, выраженной в обзоре судебной практики по делам о признании брака недействительным [4].
Согласно названному документу, ключевыми критериями признания «фактических» отношений являются совместное ведение хозяйства, взаимная забота и решение семейных вопросов, однако доказывание этих обстоятельств осложняется отсутствием прямых доказательств (например, совместных финансовых обязательств).
Во-вторых, бюрократические барьеры, такие как многоэтапность процедур оформления льгот и необходимость сбора многочисленных справок, снижают доступность мер поддержки.
По нашему мнению, данный вопрос будет урегулирован посредством внесенного в Государственную Думу законопроекта. В нем предусматривается процедура особого производства, в рамках которой предлагается рассматривать дела об установлении факта брачных отношений. Это изменение правового регулирования может улучшить правовое положение лиц, не состоявших в официальном браке с военнослужащими.
По данным исследования Российского государственного социального университета (2024), 43% семей военнослужащих сталкиваются с задержками в получении жилищных субсидий из-за ошибок в документах.
В-третьих, региональная дифференциация социальных гарантий приводит к неравенству: если в Москве и Санкт-Петербурге действуют дополнительные льготы по оплате ЖКУ и транспортных услуг, то в ряде субъектов РФ такие меры отсутствуют, что противоречит принципу единства правового пространства [1].
Перспективы развития законодательства связаны с необходимостью системного реформирования. Во-первых, требуется унификация понятия «член семьи» на федеральном уровне, что позволит исключить разночтения в региональных нормативных актах. Во-вторых, цифровизация процедур оформления льгот, включая создание единого электронного реестра получателей и автоматизацию межведомственного взаимодействия, сократит административную нагрузку на заявителей.
Опыт Минобороны РФ по внедрению портала «Госуслуги» для подачи заявлений на жилищные сертификаты демонстрирует эффективность подобных решений: срок рассмотрения документов сократился с 6 до 2 месяцев. В-третьих, расширение перечня гарантий для «фактических» супругов, в том числе их включение в программы медико-психологической реабилитации, усилит социальную защиту.
В рамках реализации государственной политики поддержки субъектов и муниципальных образований, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, органы прокуратуры играют важную роль в координации деятельности различных государственных и муниципальных структур.
Так, Бикинская городская прокуратура совместно с представителями территориального подразделения Фонда провела личный прием членов семей погибших участников специальной военной операции (СВО) с целью оказания содействия в вопросах получения региональных мер социальной поддержки и иных видов помощи.
В ходе приема было установлено, что администрация Бикинского муниципального района не приняла нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления мер социальной поддержки членам семей погибших участников СВО. Данное обстоятельство было выявлено в результате прокурорской проверки. По результатам проведенной работы, при непосредственном вмешательстве прокуратуры, был разработан и принят соответствующий нормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений и обеспечение прав членов семей погибших участников СВО на получение социальной поддержки в установленном порядке.
Считаем необходимым совершенствование системы судебной защиты прав военнослужащих и членов их семей. В частности, целесообразно рассмотреть возможность формирования специализированных судебных коллегий в арбитражных судах. Данная инициатива была предложена Ассоциацией юристов России.
В заключении необходимо подчеркнуть, что социальные гарантии для участников специальной военной операции (СВО) и их близких являются не только значимым инструментом социальной политики, но и стратегически важным элементом обеспечения национальной безопасности, способствующим поддержанию общественного доверия к государству.
В рамках последующих действий целесообразно предусмотреть систематический мониторинг процесса реализации внедряемых законодательных изменений, организацию специализированного профессионального обучения для сотрудников социальных служб, а также проведение активного диалога с общественностью в контексте обсуждения законодательных инициатив. Это позволит обеспечить сбалансированный подход к удовлетворению государственных интересов и потребностей граждан.
