СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛОЧНЫМИ ПЕРЕВОДАМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Технические науки

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛОЧНЫМИ ПЕРЕВОДАМИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные схемы управления стрелочным переводом. Приведены преимущества и недостатки.
Ключевые слова: управление, стрелочный перевод, пятипроводная схема, безопасность участка.
Железнодорожный транспорт приносит большой вклад в развитие транспортной системы страны. Основная задача при реализации грузовых и пассажирских перевозок – обеспечить безопасность на всех этапах производственного процесса.
В холдинге ОАО «РЖД» множество структурных подразделений, каждая из них отвечает за обеспечение безопасности на своем уровне: стратегический анализ, обеспечение безопасности технических средств, работа системы менеджмента в данной области.
Одна из областей, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта – автоматика и телемеханика. Ее деятельность характеризуется работами с электроникой, вычислительной техникой и программированием. Рассмотрим основные составляющие технической базы данной области на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные составляющие технической базы
Как и любое техническое средство, средства автоматики требуют обслуживания и ремонта. Не соблюдение планового обслуживание грозит возникновениями аварийных ситуаций на перегонах и станциях.
Для эффективной работы стрелочных переводов система их управления постоянно модернизуется. Существует двухпроводная схема управления стрелочными переводами, которая широко распространена в системах электрической централизации (ЭЦ) с центральным питанием.
Она позволяет:
сократить число проводов, прокладываемых между постом ЭЦ и стрелочным электроприводом, до двух;
использовать совмещённый канал контрольной и рабочей цепей, где применяется временное и частотное разделение трактов передачи энергии.
Однако, лучшим средством управления является пятипроводная схема управления.
Схема состоит из трёх основных цепей:
Управляющая цепь — передаёт команды с пульта управления на пусковые реле, проверяя условия безопасности (свободность стрелочного участка, отсутствие занятости стрелки).
Рабочая цепь — подключает электродвигатель привода к источнику питания для перевода стрелки. В ней установлены контакторы и автоматические выключатели.
Контрольная цепь — обеспечивает непрерывную индикацию положения стрелки и её остряков. Используются контакты автопереключателя и блок-контакты в приводе.
Для данной схемы не требуется дублирование жил кабеля при значительном удалении стрелочного электропривода от поста электрической централизации. Это связано с тем, что обмотки электродвигателя можно включить по схеме «Звезда» или «Треугольник», что требует подачи на обмотки разного по величине напряжения питания
