Статья:

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛОЧНЫМИ ПЕРЕВОДАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Байбак М.В. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛОЧНЫМИ ПЕРЕВОДАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 21(330). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/330/174439 (дата обращения: 20.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛОЧНЫМИ ПЕРЕВОДАМИ

Байбак Максим Владимирович
студент Оренбургского института путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО Приволжский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные схемы управления стрелочным переводом. Приведены преимущества и недостатки.

 

Ключевые слова: управление, стрелочный перевод, пятипроводная схема, безопасность участка.

 

Железнодорожный транспорт приносит большой вклад в развитие транспортной системы страны. Основная задача при реализации грузовых и пассажирских перевозок – обеспечить безопасность на всех этапах производственного процесса.

В холдинге ОАО «РЖД» множество структурных подразделений, каждая из них отвечает за обеспечение безопасности на своем уровне: стратегический анализ, обеспечение безопасности технических средств, работа системы менеджмента в данной области.

Одна из областей, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта – автоматика и телемеханика. Ее деятельность характеризуется работами с электроникой, вычислительной техникой и программированием. Рассмотрим основные составляющие технической базы данной области на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Основные составляющие технической базы

 

Как и любое техническое средство, средства автоматики требуют обслуживания и ремонта. Не соблюдение планового обслуживание грозит возникновениями аварийных ситуаций на перегонах и станциях.

Для эффективной работы стрелочных переводов система их управления постоянно модернизуется. Существует двухпроводная схема управления стрелочными переводами, которая широко распространена в системах электрической централизации (ЭЦ) с центральным питанием.

Она позволяет:

сократить число проводов, прокладываемых между постом ЭЦ и стрелочным электроприводом, до двух;

использовать совмещённый канал контрольной и рабочей цепей, где применяется временное и частотное разделение трактов передачи энергии.

Однако, лучшим средством управления является пятипроводная схема управления.

Схема состоит из трёх основных цепей:

Управляющая цепь — передаёт команды с пульта управления на пусковые реле, проверяя условия безопасности (свободность стрелочного участка, отсутствие занятости стрелки).

Рабочая цепь — подключает электродвигатель привода к источнику питания для перевода стрелки. В ней установлены контакторы и автоматические выключатели.

Контрольная цепь — обеспечивает непрерывную индикацию положения стрелки и её остряков. Используются контакты автопереключателя и блок-контакты в приводе.

Для данной схемы не требуется дублирование жил кабеля при значительном удалении стрелочного электропривода от поста электрической централизации. Это связано с тем, что обмотки электродвигателя можно включить по схеме «Звезда» или «Треугольник», что требует подачи на обмотки разного по величине напряжения питания

 

Список литературы:
1. Сапожников В. В., Кравцов Ю. А., Сапожников Вл. В. Теоретические основы железнодорожной автоматики и телемеханики. – М. : Транспортная книга, 2019.– 393 с.
2. Сороко В. И., Розенберг Е. Н. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Том 2. – М. : Планета, 2020. – 1008 с.