РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)
Рубрика: Технические науки

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Объектом исследования является деятельность деканата по контролю и анализу успеваемости студентов.
Ключевые слова: автоматизированная система, анализ данных, задолженности, успеваемость.
Целью данной работы является повышение эффективности работы сотрудников деканата в части реализации программы повышения успеваемости студентов.
Для достижения цели необходимо рассмотреть существующие методики анализа данных, выполнить проектирование системы, реализовать и протестировать систему.
Требования, выдвигаемые к информационной системе:
1) анализ задолженностей студентов:
- загрузка данных из *.xls и *.xlsx и формирование файла, содержащего сводные данные: год обучения, группа, количество дисциплин у группы в семестре;
- визуализация динамики количества задолженностей студентов;
- формирование тепловой карты задолженностей;
- визуализация распределения задолженностей по семестрам;
2)оценка сбалансированности учебного плана:
- загрузка данных из *.xls и *.xlsx и формирование файла, содержащего сводные данные: год обучения, группа, семестра, дисциплины, тип контроля, в зависимости от которого указывается средний балла по дисциплине или процент предметов, по которым студент получил зачет;
- визуализация распределения нагрузки в семестрах по разным формам отчетности (экзамен, зачет, зачет с оценкой);
- визуализация динамики среднего балла по экзаменам и процента сдачи зачетов;
- подсчет среднего балла по всем дисциплинам группы;
3) расчет корреляции между лидером группы и группы целиком:
- загрузка данных из *.xls и *.xlsx и формирование файла, содержащего сводные данные: год обучения, группа, семестра, средний балл группы и средний балл лидера группы;
- расчет корреляции для всех образовательных программ и формирование тепловой карты коэффициентов корреляции.
4) расчет корреляция между результатами ЕГЭ и сессии первого курса:
- поля ввода названия дисциплин для анализа
- загрузка данных из *.xls и *.xlsx и формирование файла, содержащего сводные данные для каждого студента по введенным дисциплинам: количество баллов ЕГЭ и оценка за сессию;
- расчет коэффициента корреляции и визуализация распределения баллов ЕГЭ и оценок за сессию.
В результате реализовано веб-приложение, соответствующее заданным требованиям.
Для тестирования использовались данные об успеваемости первого курса за несколько лет. Так как у одной и той же специальности в зависимости от года обучения отличаются номера групп, например, 523 для 2023-2024 года обучения и 524 для 2024-2025 года, то для удобства используются только первые две цифры номера группы, которые обозначают образовательную программу.
На рисунке 1 представлен пример визуализации динамики задолженностей по образовательным программам.
Рисунок 1. Пример визуализации динамики задолженностей по образовательным программам
Проанализировав полученные графики, можно сделать вывод, что у 51-ых групп несколько семестров подряд возрастало количество задолженностей, но в последнем семестре ситуация улучшилась, также видно, что у 52-ых групп последние два семестра сокращается количество задолженностей. У 53-их групп был заметный скачок в осеннем семестре 23/24 учебного года, но также видна тенденция на уменьшение количества задолженностей. Самое большое количество задолженностей стабильно имеют 57-ые группы, но в последнем семестре произошло уменьшение количества задолженностей.
На рисунке 2 представлен пример тепловой карты задолженностей.
Рисунок 2. Тепловая карта задолженностей
Тепловая карта дополнительно подтверждает, что самыми проблемными по количеству задолженностей являются 57-ые группы, это видно по ярко красным ячейкам. Также стоить отметить 53-и группы, у которых заметен сильный скачок по количеству задолженностей в последних трех семестрах. У 51-ых заметна тенденция на увеличение количества задолженностей, несмотря на то, что ячейки не окрашены в ярко-красный цвет.
На рисунке 3 представлен пример диаграммы распределения задолженностей по семестрам.
Рисунок 3. Диаграмма распределения задолженностей по семестрам
По диаграмме распределения задолженностей по семестрам можно сделать вывод, что у 51-ых, 54-ых, 57-ых и 59-ых большая часть академических задолженностей приходится на осенний семестр, у остальных групп – на весенний.
На рисунке 4 представлен пример оценки сбалансированности учебного плана.
Рисунок 4. Оценка сбалансированности учебного плана
По полученным графикам можно увидеть, что у представленной образовательной программы снизился средний балл и процент сдачи зачетов, при этом по распределению нагрузки видно, что пробовались разные способы распределения зачетов и экзаменов по количеству в семестре, дисциплина с самым низким средним баллом – математика.
На рисунке 5 представлена тепловая карта корреляций между успеваемостью лидера группы и группы целиком.
Рисунок 5. Тепловая карта корреляций между успеваемостью лидера группы и группы целиком
Из полученных результатов можно сделать вывод, что в 52-ых и 57-ых группах успеваемость старосты хорошо отражает успеваемость группы: умеренная и сильная связи соответственно. В 51-ых и 58-ых чем лучше учится староста, тем хуже успеваемость группы или наоборот.
На рисунке 6 представлен расчет корреляции между результатами ЕГЭ и сессии первого курса по математике.
Рисунок 6. Расчет корреляции между результатами ЕГЭ и сессии первого курса по математике
Коэффициенты корреляции меньше 0.3, что свидетельствует о слабой связи, то есть высокое количество баллов по ЕГЭ по математике не гарантирует высокую оценку по результатам сессии по этой же дисциплине.
Заключение. В результате разработана автоматизированная система для анализа успеваемости студентов, поддерживающая обработку и загрузку файлов, анализ задолженностей студентов, оценку сбалансированности учебного плана, расчет корреляции между успеваемостью лидера группы и группы в целом, а также расчет корреляции между результатами ЕГЭ и сессии первого курса.
