Апгрейд автоматики против вандалов
Конференция: LXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
LXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Апгрейд автоматики против вандалов
Железнодорожный переезд – это пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств. [2] Однако, как показывает практика, столкновения поездов с автотранспортом на переездах, к сожалению не редкость.
Автоматический железнодорожный переезд в Заводском районе города Саратова на 5км 5пк перегона Саратов-3-Князевка не обслуживается дежурным работником. Данный переезд является самым опасным переездом в черте города. Ежегодно здесь случаются столкновения поездов с автотранспортом из-за нарушений правил дорожного движения водителями.
Дополнительный риск столкновений поездов с автотранспортом на этом переезде возникал из-за вмешательства вандалов в работу переездных светофоров. Они повреждали и похищали светодиодные светофоры. В автоматике этого переезда не предусмотрены функции, повышающие бдительность машиниста и водителя при возникновении опасной ситуации - «одновременно потухшие два красных огня на одном переездном светофоре».
В действующих устройствах автоматики переезда предусмотрен лишь пассивный контроль исправности переездных светофоров на пульте управления дежурного по станции Саратов-3 (световая индикация жёлтого цвета).
При включении световой индикации опасной неисправности (красного цвета) дежурный по станции Саратов-3 сообщает об этом дежурному электромеханику СЦБ. Он в свою очередь выезжает на переезд, выясняет причину неисправности и принимает меры по восстановлению нормальной работы автоматики переезда. Это занимает много времени.
В этот период движение поездов и автотранспорта через переезд продолжается в обычном режиме, а повреждённый переездный светофор в это время не работает.
Это может привести к столкновению поездов с автомобилями.
К тому же, побывав на этом переезде, мы обратили внимание еще и на минимальное расстояние видимости приближающихся поездов с обоих подходов к переезду – со станции Саратов-3 и со станции Князевка.
Из-за повышенного уровня аварийности выдвигались предложения ликвидировать этот переезд.
Но автомобильная дорога, пересекающая в этом месте железнодорожную линию, ведёт в новый строящийся жилой микрорайон. И в случае ликвидации переезда проехать в него будет возможно только в объезд через путепровод, который и так перегружен в утренние и вечерние часы. Это может привести к возникновению транспортных заторов на главной магистрали Заводского района. Как следствие, могут возникнуть и экологические проблемы. Так как автомобили с работающими двигателями будут больше простаивать в многочасовых пробках, что приведет к повышению уровню загазованности проспекта Энтузиастов в час-пик.
Мы рассмотрели существующие технические варианты решения проблемы аварийности: оборудовать переезд автошлагбаумами и устройствами заграждения или построить автомобильный путепровод. Однако, они нецелесообразны с экономической точки зрения, т.к переезд относится к 4-ой категории. Поэтому задача снижения риска столкновений на этом переезде с существующими устройствами автоматики в настоящее время является актуальной.
Перегон на этом участке Приволжской железной дороги оборудован устройствами автоблокировки по типовому проекту АБ-1-К-25-50-ЭТ-82. Переезд оборудован устройствами автоматики по типовому проекту ПС-1-К-25-50-ЭТ-82. Изучив эти типовые технические решения, мы разработали два схемных дополнения для повышения бдительности машиниста и водителя в опасной ситуации на переезде.
Первое увязывает работу электрических схем автоматики переезда с автоматикой перегона при неисправности переездного светофора. Разработанное в рамках проекта схемное решение будет включать на поездном светофоре, перед переездом, менее разрешающее показание, и кодировать участок пути соответствующим кодом автоматической локомотивной сигнализации АЛС. Такая зависимость будет обеспечиваться изменением электрической схемы трансляции кодов АЛС в смежные рельсовые цепи на переезде. Это позволит гарантированно повысить бдительность машиниста в опасной ситуации. [3] [4]
Второе предусматривает установку дополнительных светодиодных средств сигнализации, которые будут автоматически включаться со стороны неисправного переездного светофора. Такие светодиодные светильники, рисующие светом ярко-красную стоп-линию на проезжей части, будут привлекать внимание водителя при неработающем переездном светофоре, предупреждая его о необходимости остановиться перед переездом. [1, с.7] Для включения двух светильников «стоп-линия» в действующую принципиальную схему автоматики переезда по нашему проекту добавляются четыре реле.
В результате схемных преобразований новый алгоритм работы автоматики будет выглядеть следующим образом. При повреждении переездного светофора будет одновременно происходить изменение разрешающего показания поездного светофора на менее разрешающее и включение предупреждающей красной стоп-линии на проезжей части.
При реализации проекта не предусматривается полная замена или серьёзная модернизация устройств автоматики переезда, перегона или локомотива. Главная цель проекта достигается путём дополнения алгоритма работы и увязки между собой уже действующих систем автоматики переезда и перегона техническим способом. Это делает проект максимально экономичным и не трудоемким при внедрении. Схемные решения проекта могут быть применены на других железнодорожных переездах без дежурного работника.