Статья:

ТЕМА СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(334)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Турсинбоева С.Э. ТЕМА СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 25(334). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/334/175683 (дата обращения: 19.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕМА СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Турсинбоева Сарвиноз Эргашевна
студент, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза, Республика Узбекистан, г. Нукус
Мубараков Муса Бахадырович
научный руководитель, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза, Республика Узбекистан, г. Нукус

 

Тема судьбы занимает центральное место в русской классической литературе, отражая глубокие философские, религиозные и нравственные поиски русских писателей. Судьба в этих произведениях — не просто ход событий, а проявление божественного замысла, испытания, результат выбора или его отсутствия. Через образ судьбы раскрываются важнейшие вопросы: свобода воли, предопределение, роль человека в истории и в собственной жизни. Цель данной статьи — проследить, как тема судьбы раскрывается в творчестве ведущих русских писателей XIX века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева. Также будет рассмотрено, как понимание судьбы менялось в зависимости от философских и исторических контекстов. Понимание судьбы в контексте русской духовной культуры.

В русской традиции судьба трактовалась по-разному. С одной стороны — как неотвратимое божественное предопределение (ортодоксально-христианская точка зрения), с другой — как результат нравственного выбора человека. Литература, как зеркало души народа, вобрала в себя все эти смыслы. Писатели часто задавались вопросом: свободен ли человек или он лишь орудие в руках судьбы? Эта проблема особенно актуальна в России XIX века, когда страна находилась между западной идеей индивидуальной свободы и восточной идеей смирения перед волей высших сил.Судьба и рок в творчестве А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин одним из первых в русской литературе возвёл судьбу в ранг философской категории. В его трагедии «Пиковая дама» тема рока приобретает зловещие черты: Германн, пытаясь вырвать тайну у судьбы, сам становится её жертвой. Он гибнет не от случайности, а от того, что нарушает некий нравственный закон.

В поэме «Медный всадник» судьба выступает как неумолимая сила истории. Евгений, «маленький человек», не в силах противостоять велению времени и государству, в лице Петра I. Судьба у Пушкина — сила одновременно личная и историческая, она требует подчинения, но и вызывает трагическое сопротивление.Судьба как бунт и трагедия в лирике М.Ю. Лермонтова. Лермонтов вводит в русскую литературу фигуру героя, который бунтует против судьбы. Его Печорин («Герой нашего времени») — человек, наделённый свободой воли, но не знающий, как этой свободой распорядиться. Он чувствует, что его жизненный путь предрешён, и потому теряет вкус к жизни. В стихотворениях Лермонтова судьба часто предстает как сила враждебная человеку. Так, в стихотворении «Молитва» говорится о том, что только вера может умиротворить судьбу. В этом — ключ к пониманию философии Лермонтова: судьбу нельзя изменить разумом или волей, но можно смирить душой.

Судьба и свобода выбора у Ф.М. Достоевского .Фёдор Михайлович Достоевский подходит к теме судьбы через религиозно-философскую призму. Его герои стоят перед нравственным выбором, который и определяет их судьбу. Раскольников («Преступление и наказание») выбирает путь, в котором он противопоставляет себя обществу и Богу, и за это судьба (в лице нравственного закона) настигает его.

У Достоевского нет фатализма — наоборот, человек свободен в своем выборе. Но вместе с тем, как только он делает выбор, запускается механизм судьбы, которой уже невозможно избежать.

 Особое значение в его творчестве приобретает понятие «судьбы души», которая определяется верой, покаянием, смирением или гордыней.

Лев Толстой: судьба как нравственный путь. Лев Николаевич Толстой рассматривал судьбу как путь, зависящий от нравственного состояния человека. В «Войне и мире» судьба народов и личностей складывается из миллионов свободных воль. Герои Толстого — Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова — проходят через страдания, чтобы обрести истину. Толстой отвергает понятие рока. Он утверждает: человек может влиять на свою судьбу, если он живёт по совести, в гармонии с природой и ближними. Именно это становится главной темой позднего творчества писателя — например, в повестях «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната». Судьба как психологическая неизбежность у И.С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев раскрывает тему судьбы через тонкий психологизм. Его герои — Базаров («Отцы и дети»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Рудин — зачастую терпят поражение не потому, что ими управляет слепой рок, а потому, что они не соответствуют времени или внутренне не способны к действиям.

Судьба у Тургенева — не столько внешняя сила, сколько психологическая предопределённость. Его персонажи обречены, но это обречённость не от Бога, а от собственной натуры. Это особенно видно в рассказах о несбывшейся любви, где герои не могут преодолеть собственную пассивность и упускают шанс на счастье. Образ судьбы в народной и крестьянской литературе.Не только дворянская, но и крестьянская традиция литературы включала образ судьбы — как Божьего промысла, как "доли".

У Лескова, Мельникова-Печерского, позднее — у Шолохова, судьба часто ассоциировалась с понятием «доли» — тяжёлой, но честной. Такая судьба часто неизменна, но её можно принять с достоинством. Народный герой не бунтует против своей участи, но живёт в гармонии с ней. Это тоже форма философии — глубоко укоренённой в русской православной культуре.

Тема судьбы в русской классической литературе многогранна и глубока. Она отражает внутренние коллизии между верой и разумом, свободой и предопределением, действием и смирением.

Писатели, обращаясь к судьбе, пытались понять: что управляет человеком — Бог, обстоятельства, или он сам?

 Каждый автор — Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Тургенев — дал свой ответ, но все они пришли к одному выводу: судьба — это не только то, что происходит с человеком, но и то, как он к этому относится.

 

Список литературы:
1. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. — М.: Наука, 1978.
2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений. — М.: Худож. лит., 1981.
3. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. — М.: Наука, 1990.
4. Толстой Л.Н. Война и мир. — М.: Эксмо, 2005.
5. Тургенев И.С. Отцы и дети. — М.: Эксмо, 2006.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советский писатель, 1972.
7. Лосев А.Ф. Судьба и время в русской философии. — М.: Мысль, 1991.