ТЕМА СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(334)
Рубрика: Филология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(334)
ТЕМА СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Тема судьбы занимает центральное место в русской классической литературе, отражая глубокие философские, религиозные и нравственные поиски русских писателей. Судьба в этих произведениях — не просто ход событий, а проявление божественного замысла, испытания, результат выбора или его отсутствия. Через образ судьбы раскрываются важнейшие вопросы: свобода воли, предопределение, роль человека в истории и в собственной жизни. Цель данной статьи — проследить, как тема судьбы раскрывается в творчестве ведущих русских писателей XIX века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева. Также будет рассмотрено, как понимание судьбы менялось в зависимости от философских и исторических контекстов. Понимание судьбы в контексте русской духовной культуры.
В русской традиции судьба трактовалась по-разному. С одной стороны — как неотвратимое божественное предопределение (ортодоксально-христианская точка зрения), с другой — как результат нравственного выбора человека. Литература, как зеркало души народа, вобрала в себя все эти смыслы. Писатели часто задавались вопросом: свободен ли человек или он лишь орудие в руках судьбы? Эта проблема особенно актуальна в России XIX века, когда страна находилась между западной идеей индивидуальной свободы и восточной идеей смирения перед волей высших сил.Судьба и рок в творчестве А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин одним из первых в русской литературе возвёл судьбу в ранг философской категории. В его трагедии «Пиковая дама» тема рока приобретает зловещие черты: Германн, пытаясь вырвать тайну у судьбы, сам становится её жертвой. Он гибнет не от случайности, а от того, что нарушает некий нравственный закон.
В поэме «Медный всадник» судьба выступает как неумолимая сила истории. Евгений, «маленький человек», не в силах противостоять велению времени и государству, в лице Петра I. Судьба у Пушкина — сила одновременно личная и историческая, она требует подчинения, но и вызывает трагическое сопротивление.Судьба как бунт и трагедия в лирике М.Ю. Лермонтова. Лермонтов вводит в русскую литературу фигуру героя, который бунтует против судьбы. Его Печорин («Герой нашего времени») — человек, наделённый свободой воли, но не знающий, как этой свободой распорядиться. Он чувствует, что его жизненный путь предрешён, и потому теряет вкус к жизни. В стихотворениях Лермонтова судьба часто предстает как сила враждебная человеку. Так, в стихотворении «Молитва» говорится о том, что только вера может умиротворить судьбу. В этом — ключ к пониманию философии Лермонтова: судьбу нельзя изменить разумом или волей, но можно смирить душой.
Судьба и свобода выбора у Ф.М. Достоевского .Фёдор Михайлович Достоевский подходит к теме судьбы через религиозно-философскую призму. Его герои стоят перед нравственным выбором, который и определяет их судьбу. Раскольников («Преступление и наказание») выбирает путь, в котором он противопоставляет себя обществу и Богу, и за это судьба (в лице нравственного закона) настигает его.
У Достоевского нет фатализма — наоборот, человек свободен в своем выборе. Но вместе с тем, как только он делает выбор, запускается механизм судьбы, которой уже невозможно избежать.
Особое значение в его творчестве приобретает понятие «судьбы души», которая определяется верой, покаянием, смирением или гордыней.
Лев Толстой: судьба как нравственный путь. Лев Николаевич Толстой рассматривал судьбу как путь, зависящий от нравственного состояния человека. В «Войне и мире» судьба народов и личностей складывается из миллионов свободных воль. Герои Толстого — Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова — проходят через страдания, чтобы обрести истину. Толстой отвергает понятие рока. Он утверждает: человек может влиять на свою судьбу, если он живёт по совести, в гармонии с природой и ближними. Именно это становится главной темой позднего творчества писателя — например, в повестях «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната». Судьба как психологическая неизбежность у И.С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев раскрывает тему судьбы через тонкий психологизм. Его герои — Базаров («Отцы и дети»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Рудин — зачастую терпят поражение не потому, что ими управляет слепой рок, а потому, что они не соответствуют времени или внутренне не способны к действиям.
Судьба у Тургенева — не столько внешняя сила, сколько психологическая предопределённость. Его персонажи обречены, но это обречённость не от Бога, а от собственной натуры. Это особенно видно в рассказах о несбывшейся любви, где герои не могут преодолеть собственную пассивность и упускают шанс на счастье. Образ судьбы в народной и крестьянской литературе.Не только дворянская, но и крестьянская традиция литературы включала образ судьбы — как Божьего промысла, как "доли".
У Лескова, Мельникова-Печерского, позднее — у Шолохова, судьба часто ассоциировалась с понятием «доли» — тяжёлой, но честной. Такая судьба часто неизменна, но её можно принять с достоинством. Народный герой не бунтует против своей участи, но живёт в гармонии с ней. Это тоже форма философии — глубоко укоренённой в русской православной культуре.
Тема судьбы в русской классической литературе многогранна и глубока. Она отражает внутренние коллизии между верой и разумом, свободой и предопределением, действием и смирением.
Писатели, обращаясь к судьбе, пытались понять: что управляет человеком — Бог, обстоятельства, или он сам?
Каждый автор — Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Тургенев — дал свой ответ, но все они пришли к одному выводу: судьба — это не только то, что происходит с человеком, но и то, как он к этому относится.
