Генезис понятий «образ» и «мотив» в литературоведении
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Генезис понятий «образ» и «мотив» в литературоведении
THE GENESIS OF THE CONCEPTS OF “IMAGE” AND “MOTIVE” IN LITERARY CRITICISM
Arina Troshina
Student, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul
Аннотация. В статье исследуется своеобразие понятий «образ» и «мотив». Выявляется их структура, функции, происхождение.
Abstract. The article explores the originality of the concepts of “image” and “motive”. Their structure, functions, origin are revealed.
Ключевые слова: Мотив, образ, функции, построение.
Keywords: Motive, image, functions, construction.
Что понимается под понятием «мотив» в культуре и литературе? Как данное понятие способно описать реалии окружающего мира?
«Моти́в (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи» («Литературный энциклопедический словарь» под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева, 1987 год).
Для полного понимания необходимо обратиться к истории возникновения данного термина.
Впервые термин «мотив» употребили немецкие романтики – Ф. Шиллер, И. Гёте. В статье «Об эпической и драматической поэзии» были выделены мотивы пяти видов: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие»; «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели»; «замедляющие, которые задерживают ход действия»; «обращенные к прошлому»; «обращенные к будущему, предвосхищающие то, что произойдет в последующие эпохи».
В отечественном литературоведении мотив изучается сначала XX века. Впервые этот термин употребил А.Н.Веселовский. По мнению ученого, мотивы отличает историческая стабильность и повторяемость в художественной литературе.
Таким образом, понятие «мотив» имело долгую и достаточно сложную историю становления и развития. Долгое время однозначного определения данного понятия не было: казалось невозможным выделить все значительные элементы, входящие в структуру данного понятия.
На данный момент времени исследования в этой области не исчерпались: ученые Сибирского отделения Российской Академии наук (В.И.Тюпа, И.В.Силантьев, Е.К.Ромодановская и другие) работают над составлением «Словаря сюжетов и мотивов русской литературы», основываясь на разумении мотива как первоэлемента сюжета, восходящем учению А.Н.Веселовского.
Что такое образ? Как понимается данное понятие разными исследователями?
Такое определение данного понятия можно найти в «Литературном энциклопедическом словаре»: «Образ художественный - это категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности».
Художественный образ является одной из важнейших категорий эстетики, определяющих суть искусства, его специфику.
Художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. "Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония ".
Говоря о художественных образах, имеют в виду образы героев, действующих лиц произведения и, разумеется, прежде всего, людей. Однако в понятие "художественный образ" часто включаются также различные предметы или явления, изображенные в произведении. И все же существует принципиальное отличие образа человека от образа животного, не позволяющее, в частности, серьезно анализировать последний, ибо в самом художественном изображении присутствует нарочитость.
Для отечественного литературоведения "особенно характерен подход к образу как к живому и целостному организму, в наибольшей степени способному к постижению полной истины бытия... В сравнении с западной наукой понятие "образа" в русском и советском литературоведении само является более "образным", многозначным, имея менее дифференцированную сферу употребления.
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя.
Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер.
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, равно как и достижений реалистической литературы XIX века.
Образы-мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов-героев. Образ-мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов.
Функции, выполняемые художественным образом, многочисленны и чрезвычайно важны. Они включают в себя эстетические, познавательные, воспитательные, коммуникативные и другие возможности.
Художественный образ – одна из самых многогранных и сложных литературоведческих и философских категорий. И неудивительно, что посвященная ему научная литература чрезвычайно велика. Образ исследуется не только литераторами и философами, но и мифологами, антропологами, лингвистами, историками и психологами.