Статья:

Генезис понятий «образ» и «мотив» в литературоведении

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Трошина А.Е. Генезис понятий «образ» и «мотив» в литературоведении // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/63161 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Генезис понятий «образ» и «мотив» в литературоведении

Трошина Арина Евгеньевна
студент, Алтайского государственного педагогического университета, РФ, г. Барнаул

 

THE GENESIS OF THE CONCEPTS OF “IMAGE” AND “MOTIVE” IN LITERARY CRITICISM

 

Arina Troshina

Student, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В статье исследуется своеобразие понятий «образ» и «мотив». Выявляется их структура, функции, происхождение.

Abstract. The article explores the originality of the concepts of “image” and “motive”. Their structure, functions, origin are revealed.

 

Ключевые слова: Мотив, образ, функции, построение.

Keywords: Motive, image, functions, construction.

 

Что понимается под понятием «мотив» в культуре и литературе? Как данное понятие способно описать реалии окружающего мира?

«Моти́в (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи» («Литературный энциклопедический словарь» под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева, 1987 год).

Для полного понимания необходимо обратиться к истории возникновения данного термина.

Впервые термин «мотив» употребили немецкие романтики – Ф. Шиллер, И. Гёте. В статье «Об эпической и драматической поэзии» были выделены мотивы пяти видов: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие»; «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели»; «замедляющие, которые задерживают ход действия»; «обращенные к прошлому»; «обращенные к будущему, предвосхищающие то, что произойдет в последующие эпохи».

В отечественном литературоведении мотив изучается сначала XX века. Впервые этот термин употребил А.Н.Веселовский. По мнению ученого, мотивы отличает историческая стабильность и повторяемость в художественной литературе.

Таким образом, понятие «мотив» имело долгую и достаточно сложную историю становления и развития. Долгое время однозначного определения данного понятия не было: казалось невозможным выделить все значительные элементы, входящие в структуру данного понятия.

На данный момент времени исследования в этой области не исчерпались: ученые Сибирского отделения Российской Академии наук (В.И.Тюпа, И.В.Силантьев, Е.К.Ромодановская и другие) работают над составлением «Словаря сюжетов и мотивов русской литературы», основываясь на разумении мотива как первоэлемента сюжета, восходящем учению А.Н.Веселовского.

Что такое образ? Как понимается данное понятие разными исследователями?

Такое определение данного понятия можно найти в «Литературном энциклопедическом словаре»: «Образ художественный - это категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности».

Художественный образ является одной из важнейших категорий эстетики, определяющих суть искусства, его специфику.

Художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. "Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония ".

Говоря о художественных образах, имеют в виду образы героев, действующих лиц произведения и, разумеется, прежде всего, людей. Однако в понятие "художественный образ" часто включаются также различные предметы или явления, изображенные в произведении. И все же существует принципиальное отличие образа человека от образа животного, не позволяющее, в частности, серьезно анализировать последний, ибо в самом художественном изображении присутствует нарочитость.

Для отечественного литературоведения "особенно характерен подход к образу как к живому и целостному организму, в наибольшей степени способному к постижению полной истины бытия... В сравнении с западной наукой понятие "образа" в русском и советском литературоведении само является более "образным", многозначным, имея менее дифференцированную сферу употребления.

Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя.

Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер.

Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, равно как и достижений реалистической литературы XIX века.

Образы-мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов-героев. Образ-мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов.

Функции, выполняемые художественным образом, многочисленны и чрезвычайно важны. Они включают в себя эстетические, познавательные, воспитательные, коммуникативные и другие возможности.

Художественный образ – одна из самых многогранных и сложных литературоведческих и философских категорий. И неудивительно, что посвященная ему научная литература чрезвычайно велика. Образ исследуется не только литераторами и философами, но и мифологами, антропологами, лингвистами, историками и психологами.

 

Список литературы:
1. Викторович В. А., Понятие мотива в литературоведч. исследовании, в сб.: Рус. литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции, Горький, 1975;
2. Криничная, Н.А. Указатель типов, мотивов и элементов преданий. – Петрозаводск, 1990. – 451с.
3. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 182–185, 191–193.
4. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. С. 34–39.