Статья:

Правосознание и правовая культура современной молодежи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Боргер В.А. Правосознание и правовая культура современной молодежи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 13(34). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/34/39033 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правосознание и правовая культура современной молодежи

Боргер Виктория Александровна
студент, Петрозаводский государственный университет, Институт экономики и права, РФ, г. Петрозаводск

 

Проблема правового нигилизма достаточно актуальна в России на сегодняшний день. Она приобрела государственное значение и требует незамедлительного решения. В наше время ясно проявляются кризисные явления в правовом сознании общества. Болезненное восприятие негативных явлений, склонность к необдуманному поступку, эмоциональность, склонность к правонарушению, конформизм, болезненное восприятие отрицательных моментов – характеристика современного общества, а в частности молодого поколения. Эта ситуация способствует появлению в молодом обществе правонарушений, криминальных наклонностей, стремления к обогащению. У общества меняются ценности и нравственными ориентирами для людей выступают сила, деньги, власть. Это вызвано тем, что в современном обществе есть крайние негативные формы правового нигилизма – преступность в молодёжной и подростковой среде, экстремизм. Данные явления наносят вред государству и обществу, а также задерживают их развитие.

Т.Н. Радько считает, что «правовой нигилизм выражает отрицательное отношение субъекта (индивида, группы, класса) к определенным правовым ценностям, правовым нормам, правовым взглядам, правовым идеалам, правовому государству, правовым отношениям. Это – своеобразная форма мироощущения и социального поведения» [6 с. 61].

Существуют различные источники, которые влияют на развитие правосознания молодого поколения. Одним из основных источников правового нигилизма является семья, точнее не сама семья, а родители, которые проявляют правовой нигилизм. А ведь именно они являются авторитетом и примером подражания для своих детей. В семье формируется представление ребёнка о нормах нравственности, поведения и морали, законности, справедливости.

Также на развитие правового нигилизма большое влияние оказывают СМИ. В роли системообразующего фактора воздействия на правосознание и правовую культуру личности выступает информация. Это важнейшее условие развития ценностно-правовых ориентаций подрастающего, молодого общества. Информационный фактор играет главную роль в правовой среде. Это объясняется быстрым развитием информационных систем, которые воздействуют на индивидуальное и массовое правовое сознание. СМИ содействует выбору юридически значимого поведения.

На сегодняшний день в стране важную значимость приобретает изучение процессов формирования правосознания учащейся молодежи. Это особо значимо, так как психолого-правовой кризис переносит не только правосознание юного поколения, но и правовое сознание всего общества. Какое молодое поколение – такое и будущее, так считают многие педагоги, политики, учёные. От уровня развития правового сознания молодёжи, её правовой ориентации, правовой активности, образованности и т.п. обусловливаются возможности её влияния на создание правового государства, на процесс развития общества, на борьбу с преступностью. Поэтому важно осмысление абсолютно всех процессов, которые происходят в сознании молодого поколения, прогнозирование тенденций и поиск решения проблем.

Во многих научных работах предметом исследования является правосознание. Его рассматривают юристы, педагоги, психологи, философы, социологи. В рамках различных научных дисциплин правосознание можно рассмотреть под определенным углом зрения. Используются разные средства, объяснения, приёмы. На данный момент отсутствует конкретное определение понятия "правосознание", нет единого мнения. Объяснить это можно тем, что правосознание представляет собой сложный психологический, а также юридический, нравственный феномен.

Право как социальное явление может вызывать отрицательное или положительное отношение у людей к нему. Люди могут выражать в самых различных формах свое отношение ко всему, что связано с правовым регулированием, пониманием государства и права. Отношение бывает разумным или на уровне эмоций, настроения человека. С помощью правосознания формируется правовой рисунок общества.

В.В. Лазарев считает, что «правосознание – есть представленная сфера или область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически – значимых ситуациях». [5 с. 243]

Правосознание неразрывно связано с правовой системой, представляет собой отношение к правопорядку и полное осознание потребностей, интересов людей. Для правосознания характерна психологическая сторона, которая основывается на переживаниях, эмоциях. В правосознании могут быть позитивные и негативные юридические чувства.

Основой правового сознания являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правосознание напрямую связано с развитием интеллекта человека, его психологическим состоянием. В современном обществе помимо правового сознания существуют и другие виды сознания: моральное, нравственное, политическое. В.И. Власов считает, что «Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости, пронизывая содержание правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования» [3 с. 365]. Падение уровня нравственности негативно влияет на правосознание, формируется небрежное отношение к праву.

Спорным вопросом в исследованиях о правосознании, является определение его субъекта (носителя). И.Е. Фарбер считал, что «правосознание приобретает свое значение как формы общественного сознания лишь тогда, когда одни и те же мысли, понятия, чувства о праве получают массовое распространение в сознании класса или всего народа» [7 с. 47]. И.А. Ильин подчеркивал, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебрежительным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием» [4 с. 214]. Если отрицать индивидуальное правосознание, то будет трудно объяснить факты совершения преступлений отдельными лицами.

Некоторые ученые считают, что субъектами правосознания являются группы и индивиды. В.Н. Нечипуренко и В.В. Касьянов определяют правосознание как «сумму знаний, представлений и оценок индивидов и групп по поводу права, его применения и форм выражения» [2 с. 280].

При рассмотрении различных подходов авторов к пониманию правосознания, его особенностей, можно дать следующее определение: правосознание – форма общественного сознания, которая отражает общественные отношения регулируемые нормами права; оно представляет собой систему знаний, оценок, установок, настроений, чувств и т.п., выражающих отношение индивидов, социальных групп и общества к праву действовавшему, действующему и желаемому [1].

В современных условиях необходимо преодолеть правовой нигилизм, повысить уровень правосознания и правовую культуру современной молодежи. Для этого необходимо:

1) Организовать для школьников старших классов научные кружки правовой направленности. К деятельности этих кружков привлечь учителей обществознания и представителей правоохранительных органов, сотрудников судебной системы. На встречах можно было бы рассматривать конкретные юридические примеры и пути решения сложных задач. Школьники могут рассматривать вопросы трудоустройства несовершеннолетних, декларацию прав ребёнка;

2) Организовать «дни открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с сотрудниками МВД, ГИБДД, МЧС, с целью повышения уровня правовых знаний для ознакомления с основами административного и уголовного права;

3) Организовать конкурсы юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав ребенка и др. Проведение правовой недели в школе, в рамках которой можно организовать открытые мероприятия конкретной тематики. Проведение круглого стола для обсуждения сложных вопросов, например курение в общественном месте;

4) Проводить коррекционные занятия по норвежской программе «ART – Aggression Replacement Training» - замена агрессивного поведения социальными навыками. Эта практическая программа, которая опробована во многих регионах нашей страны.

 

Список литературы:
1. Анцыферова Л.И. Психология личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л.И.Анцыферова.-М.: Наука, 1981. 
2. Баранов П.П. Понятие, структура и функции правосознания / Общая теория права. Курс лекций / П.П. Баранов; под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
3. Боер В.М. Правовая информированность  и  формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. Диссерт. канд. юрид. наук / В.М. Боер.-М.:[б. и .], 1993.
4. Ильин И.А. О сущности правосознания. /Подготовка текста и  вступительная статья И. Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 1993.
5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.
6. Радько, Т. Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова; Московская гос. юридическая акад. им. О.Е. Кутафина. — Москва: Проспект, 2013 — 637 с. — (Серия учебников МГЮА для бакалавров). — Электрон. версия печ. публикации.
7. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.