Статья:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Журомская Е.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177601 (дата обращения: 23.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журомская Екатерина Александровна
cтудент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Государственный финансовый контроль (ГФК) в современных условиях становится ключевым инструментом обеспечения эффективности бюджетных расходов и защиты финансовой безопасности страны. В условиях цифровой трансформации экономики он претерпевает фундаментальные изменения. Цифровизация затрагивает все уровни государственного контроля — от планирования проверок до анализа эффективности государственных программ.

Одним из главных направлений трансформации является внедрение больших данных (Big Data) и систем анализа больших массивов информации. Счётная палата РФ активно использует их для оценки исполнения национальных проектов, выявления неэффективных расходов и прогнозирования бюджетных рисков.

Важное значение приобретает применение искусственного интеллекта (ИИ). Машинное обучение позволяет выявлять аномалии в финансовых потоках, прогнозировать вероятность коррупционных схем и автоматизировать часть аудиторских процедур. Например, алгоритмы могут сравнивать показатели эффективности государственных программ с аналогичными проектами в других регионах и выявлять недостижение целевых ориентиров.

Отдельного внимания заслуживает использование блокчейн-технологий. Они способны обеспечить прозрачность государственных закупок и исключить возможность подмены данных. Внедрение распределённых реестров в систему контроля может снизить коррупционные риски и повысить доверие бизнеса и общества к результатам государственного аудита.

Несмотря на значительные преимущества, цифровизация ГФК сопровождается рядом вызовов.

  1. Киберугрозы. Массовое хранение и обработка государственных финансовых данных увеличивает риск утечек и хакерских атак. Взлом цифровых платформ контроля может иметь серьёзные последствия для финансовой безопасности страны.
  2. Цифровой разрыв. Уровень готовности региональных органов власти к внедрению цифровых решений сильно различается. Это создаёт угрозу неравномерного качества контроля по территории страны.
  3. Недостаток компетенций. Специалисты органов финансового контроля часто не обладают достаточными знаниями в области ИТ, что тормозит внедрение современных решений. Требуется масштабная программа подготовки кадров.
  4. Правовые барьеры. Действующее законодательство пока не в полной мере учитывает специфику цифровых технологий, в том числе применения ИИ и распределённых реестров.

В ближайшие годы можно выделить несколько перспективных направлений цифровизации ГФК в России:

  • Создание единой цифровой платформы контроля, интегрированной с системами ФНС, Федерального казначейства и таможенной службы.
  • Переход к проактивному контролю, когда нарушения предотвращаются ещё на стадии планирования бюджета.
  • Развитие сквозных технологий, включая использование блокчейна для закупок и смарт-контрактов при реализации госпрограмм.
  • Интеграция с международными системами для повышения прозрачности трансграничных операций и инвестиционных проектов.

К 2030 году возможно формирование цифровой экосистемы, в которой государственный финансовый контроль будет действовать в режиме «онлайн», обеспечивая высокий уровень доверия граждан и бизнеса к государству.  Цифровизация государственного финансового контроля — это не просто технический процесс, а стратегическое направление развития всей системы управления государственными финансами. Она позволяет перейти от ретроспективного контроля к превентивному, повысить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.

 

Список литературы:
1. Баранов П. П. Государственный финансовый контроль: современные тенденции. — М.: Финансы и статистика, 2021.
2. Ефремова Е. И. Анализ и оценка факторов, снижающих эффективность системы внутреннего контроля организации // Финансовый журнал. — 2021. — № 6. — С. 112–120.
3. Ефремова Е. И. Внутренний контроль финансовых результатов в плодоовощной торговле: дис. … канд. экон. наук. — М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013.
4. Государственная программа Российской Федерации «Цифровая экономика». — М., 2022.
5. Счётная палата Российской Федерации. Годовой отчёт о деятельности. — М., 2023.
6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1655.