Статья:

ТЕОРЕТИКО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(341)

Рубрика: Сельскохозяйственные науки

Выходные данные
Сабирова Д.Р. ТЕОРЕТИКО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 32(341). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/341/178016 (дата обращения: 23.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИКО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сабирова Диана Рушановна
студент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Государственного университета по землеустройству, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема теоретического развития «зеленой экономики» в Российской Федерации, а также формирование указанной экономики на практике и в субъектах страны. Рассматривается нормативная правовая документация, на которой основывается политика развития энергоэффективности и энергоемкости в деятельности производств.

Abstract. The article reveals the problem of the theoretical development of the «green economy» in the Russian Federation, as well as the formation of this economy in practice and in the country's regions. It examines the regulatory legal documentation on which the policy of developing energy efficiency and energy intensity in production activities is based.

 

Ключевые слова: «зеленая экономика», энергоемкость, энергоэффективность, государственная политика.

Keywords: «green economy», energy intensity, energy efficiency, and public policy.

 

Формирование «зелёной» экономики и эффективного энергетического сектора России, признается на федеральном уровне. Нормативная правовая база, регулирующая данную сферу, включает в себя акты международного, федерального и регионального уровня.

В рамках внедрения в станах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в состав участников которой входит Россия, Армения, Беларусь, Кыргыстан, Казахстан, принципов «зелёной экономики» и договоренности глав государств-членов ЕАЭС, закрепленной п. 8.3.7. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12 (1), принята Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2023 № 32 «О Концепции внедрения принципов «зеленой» экономики в Евразийском экономическом союзе»(2)

С 2024 г. начала функционировать платформа чистых технологий стран БРИКС (платформа BEST). Главным направлением работы данной платформы являются приоритетные вопросы топливно-энергетического комплекса, включая в себя энергетический переход, технологическое развитие, использование природного газа в расширенных объемах, возобновляемых источников и развитие водородной энергетик.

Для наполнения платформы Российская Федерация инициировала программу «Чистые реки БРИКС», которая «направлена на улучшение состояния водных бассейнов. Минприроды России предложило особо сосредоточить внимание на глобальной проблеме пластикового мусора в водной среде, а также разработало матрицу для обмена опытом стран» (3).

Государственная политика направлена на снижение объема потребляемых энергоресурсов и их экономию путем применения различных мер и мероприятий, в том числе установления соответствующих требований к государственным и муниципальным учреждениям(4). В таком случае, в качестве мер по снижению потребления ресурсов выступают программы энергосбережения, которые реализуются путем заключения энергосервисных контрактов в соответствие с установленными целевыми показателями.

Мировой опыт показывает, что «эффективное государственное экономическое развитие во многом зависит от квалифицированного построения системы стратегического планирования, предполагающее приоритетное решение правовых задач на основе конституционно-правовых механизмов, в том числе и обсуждения национальных проектов в профессиональном и общественном сообществе, а также создания единой системы мониторинга» (5) и «выполнения документов стратегического планирования» (6).

При изучении национальных правовых актов в сфере экономики наблюдается интерес у государства в улучшении её качества. В качестве подтверждения выступает Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации». Согласно этому документу, особое внимание концентрируется на «реализации климатической политики», а также «ускоренному переходу к «зеленой экономике».

За счёт реализации мероприятий программы показатель энергоёмкости валового внутреннего продукта страны к 2035 году должен снизиться на 35% по сравнению с аналогичным уровнем 2019 года. Данное направление является одной из важнейших целей Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

В литературе был сформулирован такой вывод, что «в российском законодательстве система мер экономического стимулирования охраны природы развита неравномерно: если регулирование платности природопользования является апробированным и устоявшимся, то, например, льготное кредитование при внедрении наилучших доступных технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, а также использование иных мер развития экологического предпринимательства, предусмотренных  Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не смогут быть эффективными без внесения соответствующих изменений в бюджетное, налоговое, банковское и иное специальное законодательство» (7), с чем можно, в целом, согласиться.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время вопрос о формировании «зеленой экономики» находится на стадии формирования и представлено актами международного права и национального законодательства, включающими федеральный, региональный уровень.

В целом, принимаемые нормативные документы разрабатываются с учетом приоритета обязательств Российской Федерации по международным договорам в области климата и окружающей среды.

Анализируя нормативную базу российского государства, можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативный акт, который будет охватывать все аспекты политики «зеленой экономики». Помимо этого, необходимо разработать и Концепцию развития данной «зеленой экономики», с учетом отраслевого деления экономики страны, что, безусловно, уже в ближайшей перспективе требует разрешения данного вопроса на государственном уровне и принятия базовой Концепции развития «зелёной» экономики в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. С. 56.;
2. Игнатьева И.А. Проблемы правового обеспечения создания «зеленой экономики» в России // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2021. № 2. С. 26-41.;
3. Минприроды: платформа чистых технологий стран БРИКС полноценно заработает в 2024 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/eko№omika/18750823 (дата обращения: 08.10.2025);
4. О Концепции внедрения принципов «зеленой» экономики в Евразийском экономическом союзе: Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2023 № 32 // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeu№io№.org/, (дата обращения: 08.10.2025);
5. О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeu№io№.org/, (дата обращения: 08.10.2025).
6. О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды: Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 (ред. от 23.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 41. Ст. 5720.; 2020. № 26. Ст. 4135.;
7. Чепурнов О.И. Правовые аспекты экономического развития России: возможен ли ожидаемый прорыв ?// Правовое государство: теория и практика.2019. № 2(56). С. 72.;