Статья:

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(343)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нефёдова Н.И. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 34(343). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/343/178440 (дата обращения: 18.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Нефёдова Надежда Игоревна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции, РФ, г. Хабаровск

 

Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС) сопряжена с повышенными профессиональными рисками, постоянным психоэмоциональным напряжением и реальной угрозой для жизни и здоровья сотрудников. Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования правового регулирования и практики применения норм о страховании для обеспечения адекватного уровня социальной защищенности сотрудников УИС.

Право сотрудников УИС на защиту жизни и здоровья обеспечивается системой нормативно-правовых актов различного уровня. Фундаментальные основы заложены в Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Россию социальным государством и гарантирует каждому социальное обеспечение [1].

Основным специальным законом, регулирующим вопросы страхования, является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» [2]. Данный закон устанавливает единые правовые, экономические и организационные основы для всех перечисленных категорий застрахованных лиц, к которым приравнены и сотрудники УИС.

Профильный Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“» также закрепляет право сотрудника на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в качестве одной из основных социальных гарантий [3, ст. 60].

Порядок осуществления страховых выплат, перечень необходимых документов и категории увечий (ранений, травм, контузий) детализируются в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 [4]. Этот подзаконный акт играет важную роль в правоприменительной практике, конкретизируя общие положения федерального законодательства.

Законодательство четко определяет перечень событий, признаваемых страховыми случаями. К ним относятся:

Гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы. В данном случае выгодоприобретателями, то есть лицами, имеющими право на получение страховой суммы, являются члены семьи погибшего (супруг(а), родители, дети до 18 лет или до 23 лет, если они обучаются очно, дети-инвалиды старше 18 лет, а также лица, находившиеся на иждивении погибшего).

Установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период службы. Размер выплаты дифференцируется в зависимости от установленной группы инвалидности (I, II или III группа).

Получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии). Выплаты осуществляются при получении как тяжелого, так и легкого увечья. Перечень таких увечий утвержден Постановлением Правительства № 855 [4].

Процедура получения страховой выплаты носит заявительный характер. Для ее инициирования сотрудник или члены его семьи (в случае гибели) должны обратиться в страховую организацию, с которой у соответствующего федерального органа исполнительной власти (в данном случае — ФСИН России) заключен государственный контракт. К заявлению прилагается пакет документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и его связь с исполнением служебных обязанностей. Ключевым документом здесь является справка из кадрового подразделения об обстоятельствах наступления страхового случая и заключение военно-врачебной комиссии о причинно-следственной связи увечья или заболевания со службой.

Несмотря на достаточно подробную правовую регламентацию, на практике сотрудники и члены их семей могут сталкиваться с определенными трудностями. Одной из главных проблем является доказывание причинно-следственной связи между наступившим событием (например, заболеванием, приведшим к инвалидности или смерти) и исполнением служебных обязанностей [5, с. 118].

Отказ в признании случая страховым часто становится предметом судебных разбирательств, что требует от застрахованных лиц и их семей дополнительных временных и финансовых затрат.

Для совершенствования механизма страхования необходимо:

Упрощать процедуру сбора и подачи документов, возможно, путем внедрения цифровых сервисов и межведомственного электронного взаимодействия.

Усиливать контроль со стороны государства за деятельностью страховых организаций, выполняющих государственный заказ, в части соблюдения сроков и полноты выплат.

Обеспечивать своевременную и регулярную индексацию размеров страховых сумм с учетом уровня инфляции для поддержания их реальной покупательной способности.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС является неотъемлемым элементом системы их социальной защиты, призванным компенсировать риски, присущие данной профессии. Существующая нормативно-правовая база в целом создает необходимые условия для реализации права на страховое возмещение в случае гибели, получения увечья или установления инвалидности. Однако эффективность этого механизма напрямую зависит от правоприменительной практики. Дальнейшее совершенствование процедур, повышение прозрачности и сокращение бюрократических барьеров позволят в полной мере обеспечить реализацию государственных гарантий для тех, кто ежедневно стоит на страже правопорядка.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
3. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 30. – Ст. 4532.
4. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 (ред. от 29.11.2021) «О мерах по реализации Федерального закона „Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации“» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3900.
5. Петров А. В. Актуальные вопросы доказывания причинной связи при наступлении страхового случая у сотрудников правоохранительных органов // Юридическая наука и практика. – 2023. – № 2 (61). – С. 115-121.
6. Сидоров М. К. Социальные гарантии и компенсации сотрудникам уголовно-исполнительной системы: теория и практика: монография. – М.: Проспект, 2024. – 192 с.