СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ
На сегодняшний день рынок цифровых активов уже успел зарекомендовать себя как надежный и эффективный, хотя он еще только находится на начальном этапе своего развития. Рынок цифровых активов, безусловно, уступает по объему рынку традиционных финансовых активов и инструментов, однако темпы его роста очень велики.
В настоящее время в международной практике существуют различные подходы к правовому регулированию цифровых активов. Первый подход предполагает распространение уже действующего законодательства на рынок цифровых активов. Согласно данному подходу, цифровые активы, являясь новым финансовым инструментом, приравниваются к традиционным финансовым инструментам по принципу «одинаковое содержание – одинаковое регулирование».
Данный подход на сегодняшний день применяется в США, где законодатель не видит необходимости введения новых правовых норм в отношении цифровых активов в федеральное законодательство, и считает, что к рынку цифровых активов вполне могут применяться нормы действующего законодательства. Очевидно, что в быстро меняющихся экономических условиях, такой подход не является состоятельным. Отсутствие федерального законодательства в отношении цифровых активов порождает значительные проблемы в правоприменении, а правотворческие органы отдельных штанов вынуждены издавать свои региональные нормы, которые зачастую противоречат друг другу. Однако данный подход к законодательному регулированию свойственен не только применительно к рассматриваемому рынку, для США – это обычная практика, когда в каждом штате своя нормативно-правовая база.
Второй подход предполагает адаптацию законодательства с учетом особенностей цифровых активов. В Евросоюзе применяется как раз таки такой подход – адаптация действующего регулирования с учетом особенностей рынка цифровых активов. Так, например, в 2019 году «Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг и финансовыми рынками (ESMA) опубликовало разъяснения, согласно которым, например, криптоактивы, предоставляющие права на прибыль, могут квалифицироваться в качестве финансовых инструментов и должны соответствовать правилам ЕС по ценным бумагам. При этом было отражено, что необходимо устранить пробелы в регулировании, в том числе с точки зрения уточнения и адаптации существующих правил» [2]. Таким образом, цифровые активы, несмотря на их специфику, в Евросоюзе принято приравнивать к традиционным активам, и они должны регулироваться в соответствии с действующей регуляторной базой, которая, в свою очередь, подвергается изменению.
В соответствии с третьим подходом, обозначается необходимость введения новых правовых актов. Так, например, в Германии был издан специальный закон об электронных ценных бумагах, установивший правовую базу для них. В законе прямо отмечено, что электронные ценные бумаги, хоть и являются эквивалентом традиционных ценных бумаг, но нуждаются в особом правовом регулировании. В Казахстане, Беларуси, Бразилии и уже во многих других странах к цифровым активам также применяется специальное регулирование. Необходимо отметить, что каждый из подходов имеет как свои достоинства, так и недостатки. Причем нельзя исключать ситуации, когда в одной системе законодательства объединяются разные подходы. Россия придерживается модели «прямого регулирования цифровых активов, предусматривающая выделение их в отдельный объект регулирования с особым правовым статусом и не предполагающая квалификации цифровых активов в качестве цифрового представления традиционных финансовых инструментов» [2]. В 2019 году в Гражданский кодекс РФ была введена статья 141.1 «Цифровые права», в соответствии с которой: «Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» [1].
Профильным законодательством были определены отдельные виды цифровых прав, а также конкретизировано их содержание. Так, например, в 2019 году в России был принят Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].
В 2020 году в России был принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].