Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Логинова Н.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/145968 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ

Логинова Наталья Александровна
студент, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти
Воробьёва Ольга Александровна
научный руководитель, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти

 

На сегодняшний день рынок цифровых активов уже успел зарекомендовать себя как надежный и эффективный, хотя он еще только находится на начальном этапе своего развития. Рынок цифровых активов, безусловно, уступает по объему рынку традиционных финансовых активов и инструментов, однако темпы его роста очень велики.

В настоящее время в международной практике существуют различные подходы к правовому регулированию цифровых активов. Первый подход предполагает распространение уже действующего законодательства на рынок цифровых активов. Согласно данному подходу, цифровые активы, являясь новым финансовым инструментом, приравниваются к традиционным финансовым инструментам по принципу «одинаковое содержание – одинаковое регулирование».

Данный подход на сегодняшний день применяется в США, где законодатель не видит необходимости введения новых правовых норм в отношении цифровых активов в федеральное законодательство, и считает, что к рынку цифровых активов вполне могут применяться нормы действующего законодательства. Очевидно, что в быстро меняющихся экономических условиях, такой подход не является состоятельным. Отсутствие федерального законодательства в отношении цифровых активов порождает значительные проблемы в правоприменении, а правотворческие органы отдельных штанов вынуждены издавать свои региональные нормы, которые зачастую противоречат друг другу. Однако данный подход к законодательному регулированию свойственен не только применительно к рассматриваемому рынку, для США – это обычная практика, когда в каждом штате своя нормативно-правовая база.

Второй подход предполагает адаптацию законодательства с учетом особенностей цифровых активов. В Евросоюзе применяется как раз таки такой подход – адаптация действующего регулирования с учетом особенностей рынка цифровых активов. Так, например, в 2019 году «Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг и финансовыми рынками (ESMA) опубликовало разъяснения, согласно которым, например, криптоактивы, предоставляющие права на прибыль, могут квалифицироваться в качестве финансовых инструментов и должны соответствовать правилам ЕС по ценным бумагам. При этом было отражено, что необходимо устранить пробелы в регулировании, в том числе с точки зрения уточнения и адаптации существующих правил» [2]. Таким образом, цифровые активы, несмотря на их специфику, в Евросоюзе принято приравнивать к традиционным активам, и они должны регулироваться в соответствии с действующей регуляторной базой, которая, в свою очередь, подвергается изменению.

В соответствии с третьим подходом, обозначается необходимость введения новых правовых актов. Так, например, в Германии был издан специальный закон об электронных ценных бумагах, установивший правовую базу для них. В законе прямо отмечено, что электронные ценные бумаги, хоть и являются эквивалентом традиционных ценных бумаг, но нуждаются в особом правовом регулировании. В Казахстане, Беларуси, Бразилии и уже во многих других странах к цифровым активам также применяется специальное регулирование. Необходимо отметить, что каждый из подходов имеет как свои достоинства, так и недостатки. Причем нельзя исключать ситуации, когда в одной системе законодательства объединяются разные подходы.  Россия придерживается модели «прямого регулирования цифровых активов, предусматривающая выделение их в отдельный объект регулирования с особым правовым статусом и не предполагающая квалификации цифровых активов в качестве цифрового представления традиционных финансовых инструментов» [2]. В 2019 году в Гражданский кодекс РФ была введена статья 141.1 «Цифровые права», в соответствии с которой: «Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» [1].

Профильным законодательством были определены отдельные виды цифровых прав, а также конкретизировано их содержание. Так, например, в 2019 году в России был принят Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

В 2020 году в России был принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. 08 декабря 1994. № 238-239.
2. Доклад Банка России для общественных консультаций «Развитие рынка цифровых активов» // URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf (дата обращения 18.03.2024). 
3. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Российская газета. 07 августа 2019. № 172.
4. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Российская газета. 06 августа 2020. № 173.