Статья:

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кузнецова К.Ю. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 36(345). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/345/178970 (дата обращения: 25.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Кузнецова Кристина Юрьевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Семикина Светлана Анатольевна
научный руководитель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В работе осуществлено сравнительно-правовое исследование законодательства о третейском разбирательстве в Российской Федерации и зарубежных странах. В статье представлены анализ отечественных правовых положений об арбитраже и опыт нормативно-правового регулирования деятельности третейских судов в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Австралии, Сингапуре, Гонконге.  Исследованы история третейского законодательства, основы правового регулирования деятельности третейских судов в России и зарубежных странах, статус третейского (арбитражного) соглашения, компетенция третейских судов и вопросы исполнения решений третейского суда.

 

Ключевые слова: Третейское разбирательство, третейский суд, арбитраж, исполнение решения третейского суда, компетенция третейского суда

 

Теория права относит к основным функциям государства, такие функции, как охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правового порядка, функция налогообложения, культурная функция, экономическая функция, социальная и экологическая функции [2]. Так, урегулирование общественных отношений и принятие решений в пользу того или иного субъекта права является одной из функций государственной власти. Система отравления правосудия в Российской Федерации представляет собой разветвленную сеть судебных органов, закрепленную в специальном законе Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» [3]. В настоящее время в России действует Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краев (областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа), районные и военные суды, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов России, суд по интеллектуальным правам, мировые суды. Вместе с тем, судебная деятельность на территории Российской Федерации не ограничена работой государственных органов.

Третейское разбирательство представляет собой один из альтернативных способов рассмотрения и разрешения споров, который используется как в России, так и в зарубежных странах. Для целей сравнительного-правового анализа законодательства о третейском разбирательстве в Российской Федерации и зарубежных странах исследование осуществлено по следующим критериям: исторический контекст, основы правового регулирования деятельности третейских судов в России и зарубежных странах, третейское (арбитражное) соглашение и компетенция третейского суда, исполнение решения третейского суда.

Исторический контекст

Институт третейского разбирательства имеет богатую историю как в России, так и в зарубежных странах. Впервые суды для торговых споров зародились еще в Римской империи, а в последствии во Франции они образовались в торговых городах, проводящих городские ярмарки: города Шампани, Арль, Безансон, Авиньон [5]. В последующем институт третейского разбирательства развивался и в других государствах: Великобритании, Германии, Австрии, Швеции, США, Голландии, Испании и России. Отечественный опыт образования третейских судов начался в средневековой Руси, о чем есть упоминание Уставной грамоте Новгородской церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках 1135 г., изданной новгородским князем Всеволодом Мстиславовичем [5]. В дальнейшем в России институт третейского разбирательства совершенствовался в эпоху Петра I, Николая I, Александра II и в постсоветское время.

Основы правового регулирования деятельности третейских судов в России и зарубежных странах

В Российской Федерации деятельность третейских судов основывается на Федеральном законе от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» [3]. Данный закон устанавливает определения, таких понятий, как арбитр (третейский судья), арбитраж (третейское разбирательство), администрирование арбитража, арбитраж внутренних споров, иностранное арбитражное учреждение, международный коммерческий арбитраж, компетентный суд, комитет по назначениям, постоянно действующее арбитражное учреждение и др., регулирует правовой статус арбитражного положения, состав и компетенцию третейского суда, ведение арбитража и принятие решения, оспаривание и приведение в исполнение арбитражного решения, образование и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, соотношение арбитража и процедуры медиации, а также ответственность некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитра. Так, в соответствии со ст. 1 данного закона в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Специализированные законы, регулирующие третейское разбирательство предусмотрены и в других зарубежных странах. К примеру, в Соединенных Штатах Америки третейское разбирательство регламентировано документом: «Закон о третейском разбирательстве» (Federal Arbitration Act, FAA), который был принят еще в 1925 году. Этим законом установлены основные принципы третейского разбирательства: возможность договорного соглашения сторон о передаче споров на разрешение третейского суда и принудительное исполнение арбитражных решений. Вместе с тем, в каждом отдельном штате есть свои законы и правила в области третейского разбирательства.

В Великобритании действуют положения, предусмотренные Законом об арбитраже 1996 года (Arbitration Act 1996). Концепция этого документа предусматривает обеспечение сбалансированного и эффективного процесса разрешения споров. Законом установлены принципы добросовестности и справедливости разбирательства и дозволение самостоятельного определения процессуальных правил сторонами [1].

В странах Европейского Союза третейское разбирательство в значительной степени регулируется «Унифицированными правилами», которые были разработаны в рамках различных директив и рекомендаций, в частности, Рекомендацией Европейского парламента и Совета 2013/11/EU о альтернативном разрешении споров. Эти правила направлены на защиту потребителей и установление стандартов для альтернативного разрешения споров. В Германии и Австрии деятельность третейских судов регулируется Гражданским процессуальным законодательством [1].

В Австралии третейское разбирательство регулируется Законом о международном коммерческом арбитраже 1974 года (International Arbitration Act 1974).  Данный закон написан исходя из основных идей модели Закона ЮНЕСКО и предоставляет собой процессуальную основу для арбитражных процедур и исполнения арбитражных решений.

Многие страны Азии тоже развивают свои арбитражно-третейские законодательства. В Сингапуре действует Закон об арбитраже 2001 года (Arbitration Act 2001), отражающий основные стандарты третейского разбирательства, исходя из мировых практик в этой области. В третейское законодательство Гонконга также включены международные стандарты и практики для альтернативных арбитражных разбирательств.

Третейское (арбитражное) соглашение

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» арбитражное соглашение между сторонами может быть составлено в форме третейской оговорки в гражданско-правовом договоре, либо в форме отдельного договора, в письменной форме. Такое же правило предусмотрено в третейском законодательстве Соединенных Штатов Америки.

В Великобритании установлен другой принцип относительно третейского соглашения – принцип отделимости третейского соглашения. Так, по общему правилу в Англии арбитражное соглашение рассматривается отдельно от основного договора и не может быть признано незаключенным, недействительным или неисполнимым, только потому что таким признан основной договор.

В странах романо-германской правовой семьи третейское соглашение может быть заключено как в части уже имеющихся правовых отношений между сторонами, так и в части тех отношений, которые могут возникнуть в будущем. Так, например, во Франции выделяется два вида третейских соглашений – арбитражная оговорка и третейская запись. Арбитражная оговорка распространяется на споры сторон, которые могут возникнуть в будущем. Посредством третейской записи стороны передают уже возникший спор для разрешения одному или нескольким арбитрам. Условиями действительности третейской записи является указание существа спора, имен арбитров или порядка их назначения.

По германскому законодательству третейское соглашение тоже можно заключить в отношении тех правоотношений, которые уже существуют и которые могут возникнуть в будущем между сторонами.

Компетенция третейского суда

Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Ст. 17 данного закона расширяет вопрос компетенции третейского суда, закрепляя, что третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции. Более того, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми.

В странах англо-саксонской правовой системы нет четкого перечня полномочий третейских судов и, как правило, эти полномочия определяются пунктами доверенностей представителей сторон третейского разбирательства. Во второй половине XX в. в США был установлен запрет на передачу дела в третейский суд в таких сферах, как антимонопольное регулирование, защита интеллектуальной собственности, возмещение ущерба от одностороннего отказа от исполнения исключительного дистрибьюторского соглашения, банкротство, политическое эмбарго, возрастная дискриминация, регулирование соглашений, возникающих в сфере управления, патентное и авторское право рынка ценных бумаг. Хотя такие ограничения в настоящее время существуют, наблюдается тенденция рассмотрения третейским судом дел с публично-правовым элементом. Правовая система Соединенных Штатов Америки, как и отечественная правовая система, признает два типа арбитража – третейское разбирательство, как самостоятельная форма разрешения споров и третейское разбирательство, как предварительная процедура урегулирования спорных отношений.

Великобританское законодательство, регулирующее третейское (арбитражное) судопроизводство, также не имеет четкой компетенции.

В странах романо-германской правовой семьи (странах континентальной Европы) компетенция третейских судов ограничена частноправовыми отношениями сторон. В отдельных государствах есть исключительные случаи, когда частноправовой спор не может быть передан на рассмотрение в третейский суд. К примеру, во Франции не может быть рассмотрен третейским судом следующий перечень споров: споры, вытекающие из гражданского состояния и правоспособности лиц; споры, затрагивающие публичный порядок; споры о расторжении брака и разделе имущества супругов. В Германии запрещено передавать на рассмотрение споры, которые затрагивают вопросы аренды недвижимости, располагающейся на немецкой земле.

Исполнение решения третейского суда

Одной из особенностей отечественного законодательства в области третейского разбирательства, является немедленность исполнения решения третейского суда на основе исполнительного листа, выданного компетентным судом (суд Российской Федерации, определённый процессуальным законодательством Российской Федерации). Такое правило предусмотрено ст. 41 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». В странах англо-саксонской правовой семьи (США, Великобритания) выносится решение государственного суда, только в случае неисполнения решения третейского суда. В странах континентальной Европы после вынесения решения третейским судом необходимо вынесение исполнительного документа судом государственным.

В настоящей работе проведен сравнительно-правовой анализ законодательства о третейском разбирательстве в Российской Федерации и зарубежных странах. Исследование осуществлено на основе следующих критериев: исторический контекст, основы правового регулирования деятельности третейских судов в России и зарубежных странах, третейское (арбитражное) соглашение, компетенция третейского суда, исполнение решения третейского суда. История законодательства о третейском разбирательстве берет свое начало с древних времен, как в России, так и в зарубежных странах. Отечественный опыт применения норм о третейском разбирательстве начался с периода средневековой Руси. В таких странах, как Россия, США, Великобритания, Австралия, Сингапур в настоящее время действуют специальные законодательные акты, касающиеся третейского разбирательства, в других – нормы об арбитраже включены в Гражданские процессуальные кодексы (Германия, Австрия). В Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки третейское соглашение распространяется на возникшие правоотношения гражданско-правового характера, в Великобритании действует принцип отделимости третейского соглашения от основного договора, а в странах романо-германской правовой семьи (Германия, Франция) можно составить третейское соглашение, как на существующие, так и на будущие гражданско-правовые отношения. 

 

Список литературы:
1. Кондрашов А.А. Особенности правового регулирования третейских судов в странах англо-саксонской и романо-германской правовых систем: сравнительно-правовой анализ // Вестник ТГУ. – 2014. – №3. С. 197–201.
2. Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 245 с.
3. Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». – 2016. –  № 1. – ст. 2.
4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ с изм. и допол. в ред. от 16.04.2022 // «Собрание законодательства РФ». – 1997. – № 1. – ст. 1.
5. Хусейнов А.М. История законодательства о третейских судах и результаты реформы третейских судов в России // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. – 2018. – №2. – С. 200–207.