Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шебуренкова Е.Д. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(234). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(234).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Шебуренкова Елизавета Дмитриевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Чмыхало Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Проблемы, связанные с правовым регулированием зон с особыми условиями использования территорий (далее – «ЗОУИТ», зоны), актуальны. Данные зоны являются предметом особого внимания как у правообладателей объектов недвижимости, так и для широкого круга специалистов, поскольку их установление обеспечивает безопасность населения и защиту окружающей среды. Однако, несмотря на важность и актуальность данного института, на сегодняшний день понятие ЗОУИТ остается неоднозначным.

В Земельном кодексе РФ [1] (далее – ЗК РФ) и Градостроительном кодексе РФ [2] (далее – ГрК РФ), регулирующим ЗОУИТ, данный термин раскрывается путем перечисления видов зон, которые к ним относятся. Например, ЗК РФ закрепляет закрытый перечень зон, перечисляет 28 видов. В ГрК РФ также перечисляются виды зон, однако, его перечень открытый, что, в свою очередь, является неоднозначным по сравнению с раскрытием данного термина ЗК РФ.

При этом, принимая во внимание разграничение данных зон по видам, мы можем заметить и иное, частное определение режима ЗОУИТ.

Об этом свидетельствуют, например: Федеральные законы от 25.06.2002 № 73 (ред. от 24.07.2023) Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [3] и от 20.12.2004 № 166 (ред. от 29.12.2022) О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [4], которые устанавливают правовой режим для таких разновидностей ЗОУИТ, как зоны охраны объектов культурного наследия и рыбохозяйственные заповедные зоны.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что четкого понятия, раскрывающего сущность ЗОУИТ, нет. Действующая нормативно-правовая база, регулирующая ЗОУИТ, содержит в себе разные перечни зон (ЗК РФ и ГрК РФ), а также частные определения режимов ЗОУИТ. В свою очередь, это порождает на практике признания данных зон серьезные судебные нарушения, выражающихся в неправильном определении режимов зон, а равно ошибочного толкования и применения норм материального и процессуального права, и как следствие этого отмена судебного решения. Примером этому может послужить Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2022 г. № 305-ЭС22-14342 по делу № А40-101706/2021 [5], в котором дело по иску о признании недействительным отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду неправильного толкования судами нижестоящих инстанций норм материального права.

Так, суды сочли, что Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018  № 222 [6], не являются положением о ЗОУИТ применительно к п. 1 ст. 106 ЗК РФ, поэтому перечень оснований для отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны может быть истолкован расширительно.

К тому же, ошибочно ссылаясь на ч. 6 ст. 23 ГрК РФ, нормы которой не регулируют порядок установления санитарно-защитных зон, суды пришли к выводу, что проекты таких зон должны учитывать положения документов территориального планирования. Однако, такой вывод судов сделан без учета взаимосвязанных норм действующего законодательства. В этой связи, для того чтобы избавиться от правовых неопределенностей и препятствий в практической реализации норм права, необходимо закрепление в действующем законодательстве единой надлежащей дефиниции ЗОУИТ.

Еще одной немаловажной проблемой является тот факт, что сведения о границах не всех ЗОУИТ занесены в Реестр.

В связи со спецификой правового режима ЗОУИТ, важное значение имеет надзор за формированием данных территорий. Так, в реестр границ в ЕГРН в обязательном порядке должны вноситься сведения о границах ЗОУИТ. Такая выраженная необходимость объясняется тем, что данный процесс способствует соблюдению установленного законодательством РФ правового режима использования объектов недвижимости, а равно созданию благоприятных условий для жизнедеятельности человека, регулирования и ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Долгое время в данной сфере возникали трудности по причине многоотраслевого характера правового регулирования ЗОУИТ и недостаточности нормативно-правовой базы.

Для реализации названных целей Правительством РФ были приняты положения для соответствующих видов зон. По сей день принятие таких актов продолжается и последним из них стало Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» [7]. Принятие актов позволило значительно улучшить статистику образования ЗОУИТ и соответственно внесения сведений об их границах в ЕГРН. Примером этому могут послужить сведения с Официального сайта Росреестра от 22.08.2023 г., где сообщается, что филиал ППК «Роскадастр» по Курской области за 2023 год внес в ЕГРН сведения о 1329 ЗОУИТ.

Так, в списке внесенных зон числятся 666 зон объектов электросетевого хозяйства и другие зоны [8].

Внесение данных сведений в ЕГРН прежде всего способствует реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, также это позволяет сокращать случаи, когда объекты недвижимости, оказываются в пределах границ ЗОУИТ, сведения об образовании которых отсутствуют. Благодаря этому у правообладателей таких объектов существуют гарантии, что не будет приостановления регистрации прав Росреестром при совершении сделок с их имуществом, в связи с отсутствием информации о ЗОУИТ в договоре.

К тому же правообладатели стали своевременно и безошибочно узнавать об ограничениях их прав, а не собирать информацию самостоятельно для принятия мер по устранению допущенных нарушений и защиты прав, как это можно видеть в Определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 28.03.2023 г. N 302-ЭС22-23313 по делу N А19-19946/2021 [9], в котором истцу пришлось доказывать незаконность отказа внести сведения о зонах в ЕГРН, чтобы реализовать свою обязанность как собственника сооружения по предоставлению документов, необходимых для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в случае их отсутствия в ЕГРН.

Подводя итог всему вышесказанному следует сказать, что перед государством стоит необходимость в оптимизации и интенсификации нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в процессе установления ЗОУИТ.

Так, принятие данных действий позволит решить затронутые в данной статье проблемы и как следствие поспособствуют исправлению и предотвращению возникновения ошибок в правоприменительной практике по признанию данных зон соответствующими, а равно их установлению и изменению.

 

Список литературы:
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ 2001. N 44. ст. 4147.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ 2005. N 1. ст. 16.
3. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73 (ред. от 24.07.2023) Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 2002. № 26. ст. 2519.
4. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166 (ред. от 29.12.2022) О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов // Собрание законодательства РФ 2004. № 52. ст. 5270.
5. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2022 г. № 305-ЭС22-14342 по делу № А40-101706/2021 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405956401/?ysclid=lq2kuhue2i879793773 (дата обращения: 12.12.2023).
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон // Собрание законодательства РФ 2018. № 11. ст. 1636.
7. Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 270 О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства // Собрание законодательства РФ 2023. № 9. ст. 1487.
8. Более тысячи зон с особыми условиями использования территории в 2023 году внесено в ЕГРН // URL: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/bolee-tysyachi-zon-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii-v-2023-godu-vneseno-v-egrn22082023/?sphrase_id=3196280 (дата обращения: 30.11.2023).
9. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.03.2023 г. N 302-ЭС22-23313 по делу N А19-19946/2021 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406542015/ (дата обращения: 30.11.2023).