ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)
ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ
Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор признаков правоотношений, а так же возникающих вопросов правопреемства в связи с участием лиц в паевых инвестиционных фондах. Основная рассматриваемая проблема – рост вопросов к конечному продукту инвестиционного процесса в нотариальной практике, как к объекту наследования. Работа была ориентирована на сбор фактов и доказательств, актуальных примеров настоящего времени.
Ключевые слова: наследство, брокер, инвестиционный фонд, ценная бумага, доверительное управление.
Санкционное воздействие послужило возвращению на российский рынок отечественных инвестиционных инструментов, пользователи которых - обычные граждане, стремящиеся к финансовому благополучию. По прогнозам аналитиков, рост отечественной экономики продолжится, что позитивно скажется на развитии бизнеса внутри страны, поскольку за счет ушедших компаний можно занять свободные ниши и подогреть интерес к участию на рынке ценных бумаг. Новостные ленты пестрят изобилием предложений простого способа вложения денег в ценные активы – инвестирования в ПИФ. Но насколько инвестиционные паи изучены, ведь это относительно молодой вид ценных бумаг, который вызывает вопросы при правоприменении?
История инвестиционных паев наберет свое начало в XIII веке, но первый инвестиционный фонд, похожий на современный, появился в августе 1822 года, когда Король Виллем I создал траст для инвестирования через займы иностранным государствам. ПИФ ХХI века - это фонд, который объединяет денежные средства инвесторов и вкладывает их в различные активы. ПИФы бывают четырех типов: открытые, интервальные, закрытые и биржевые. Отличаются они ликвидностью паев и инструментами инвестирования. По способу выпуска - эмиссионные и неэмиссионные, а также ценные бумаги в документарной и бездокументарной формах. Но, согласно абз. 1 п. 2 ст. 14 Закона об инвестиционных фондах, инвестиционный пай - неэмиссионная ценная бумага.
Главная отличительная особенность инвестиционного пая от эмиссионных ценных бумаг состоит в том, что он закрепляет вещное право своих владельцев в праве общей собственности на имущество, входящее в ПИФ. [1]. Подтверждение того, что клиент стал владельцем инвестиционного пая - выписка из реестра владельцев паев, в которой указываются количество приобретенных паев и цена, по которой они были приобретены.
Участниками деятельности ПИФа являются управляющая компания и инвестор. Между ними заключается договор доверительного управления, где учредитель - инвестор ПИФ, а доверительный управляющий - управляющая компания, обладающая правом устанавливать условия доверительного управления. Объект такого договора - имущество фонда, а предмет - совершение управляющей компанией действий с ним. Самостоятельно приобретать и отчуждать активы физические лица не могут, потому что участниками торгов могут быть только квалифицированные инвесторы. Для приобретения прав на финансовые инструменты нужно обратиться к брокеру или управляющей компании.
В свою очередь вопрос о правовой природе договора о брокерском обслуживании является предметом научной дискуссии. Состав активов, может измениться после смерти клиента, ведь с этого момента регламентом брокерского обслуживания предусмотрена возможность приостановки операций с активом наследодателя. [2] Однако, согласно судебной практики и разъяснению высшей судебной инстанции, права и обязанности, возникшие из таких договоров смертью клиента не прекращаются и не входят в состав наследства. " [3][4].
Тем не менее, переход прав по представительскому договору не влечет перехода права собственности на инвестиционные активы. Бездокументарные ценные бумаги - самостоятельный объект гражданских прав, отдельная разновидность имущественных прав. В результате наследования инвестиционных паев наследники вступают в доверительное управление не в силу приобретения прав и обязанностей по такому договору, а ввиду наличия самого статуса владельца инвестиционных паев.
При оформлении наследственных прав на ценные бумаги нотариус ориентируется на выписку по счету депо, представляемую депозитарием. В случае смерти пайщика регистратором вносится запись о блокировании всех инвестиционных паев по лицевому счету, в результате чего фиксируется факт ограничения операций, снятие которого возможно при предъявлении свидетельства о праве на наследство. При этом, депозитарий не вносит записи о проведении раздела ценных бумаг согласно унаследованных долей.
Но есть и другая точка зрения: Между пайщиком и управляющей компанией возникают правоотношения, вытекающие из ДДУ, который заключается посредством выдачи ценной бумаги, удостоверяющей право собственности инвестора на имущество, входящее в ПИФ
Ранее Федеральная нотариальная палата обозначила позицию, согласно которой в силу п. 1 ст. 1024 ГК РФ предусмотрено, что договор доверительного управления прекращается вследствие смерти гражданина, являвшегося выгодоприобретателем. При прекращении ДДУ к наследникам переходит принадлежавшее наследодателю имущество, являвшееся объектом доверительного управления.[5]
Между тем общее основание прекращения договора доверительного управления неприменимо к договору, опосредующему правоотношения инвесторов и управляющей компании. В случае смерти пайщика договор не прекращается, инвестиционные паи включаются в наследственную массу, соответственно, право требования к управляющей компании о выплате компенсации (права на инвестиционные паи) переходит к наследникам пайщика. Аналогичной точки зрения придерживаются Г.А. Вакулина и Е.С. Цыкунова, подчеркивая, что заключение договора доверительного управления финансовыми инструментами имеет своей целью получение инвестиционного дохода.[6]
Само по себе сохранение договора доверительного управления в силе служит цели переноса актива с его сохранением и последующей его фиксацией для наследников инвестиционных паев. При закрытии лицевого счета и открытии нового наследник принимает своим волеизъявлением правила доверительного управления, действующие на тот момент, когда он осуществляет переоформление прав, а не вступает в договорные отношения на стороне учредителя доверительного управления в результате наследственного правопреемства. По существу, общие нормы ГК РФ, которые не изменены специальным законодательством, не применяются к отношениям, складывающимся между пайщиками и управляющей компанией.
Основанием для выдачи свидетельства о праве на наследство на инвестиционные активы и денежные средства в составе и количестве, учитываемых на наиболее позднюю дату, является тот факт, что брокерский договор и договор доверительного управления не прекращаются смертью клиента, следовательно, на день смерти наследодателю принадлежали не только инвестиционные активы и денежные средства, но и право требования по представительским договорам, которое перешло к наследникам в порядке универсального правопреемства, что подтверждается судебной практикой.
Наследование инвестиционных паев осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. После 6 месяцев со дня открытия наследства (со дня смерти) нотариусом выдается свидетельство о праве на наследство, в котором обозначены наименование инвестиционного фонда и количество паев. После получения свидетельства наследнику следует обратиться в соответствующую управляющую компанию либо иную уполномоченную организацию. Процедура не замысловата, но инвестиционный пай входит в состав наследства как бездокументарная ценная бумага и пока нотариальным сообществом пока не выбрано единой методики по оформлению наследования большинства видов ценных бумаг, поэтому в каждом конкретном случае нотариус работает с ситуацией индивидуально. Зачастую, нотариус в своем запросе вынужден обращаться к реестродержателю / депозитацию / управляющей компании с просьбой об уточнении формулировки текста свидетельства о праве на наследство, что бы наследник не столкнулся с проблемой получением имущества наследодателя, что в свою очередь приводит к росту разнообразия формулировок в таковых свидетельствах и полному отсутствию единообразия.
В своих ответах на запросы нотариуса адресаты либо не обозначают своих требований к свидетельству вовсе, либо обращаются с просьбой отложить выдачу свидетельства о праве на наследство, например до момента исполнения форвардного контракта, либо требуют оформления свидетельства в соответствии со своими внутренними ЛНА и видением, и у каждой Управляющей Компании они свои. Предметом разногласий в том числе становятся даже распределенные по закону доли, причитающиеся каждому наследнику в случае, если их несколько. Имеются случаи отказа Управляющей Компании работать с наследниками-собственниками доли в праве общей долевой собственности на такой инвестиционный продукт, как ПИФ. В этом случае, наследникам ничего не остается, кроме как возвращаться к нотариусу и искать ответ на свои вопросы там, где они получили оформленное свидетельство о праве на наследство, а нотариусу самостоятельно выяснять причины отказа и урегулировать недопонимание, проходя путь диалога с управляющей компанией по второму и последующему кругу.
Обновление методических рекомендаций по ведению делопроизводства, унификация, сокращение многообразия форм и приведение их к содержательному единообразию на всех уровнях может способствовать упрощению процедуры как для нотариального сообщества, так и для наследников, реестродержателей, депозитариев и УК, поможет обезопасить граждан от потери собственных активов и активов наследодателей, а приведение к общему знаменателю действующего законодательства и правовой позиции судебной системы - избежать роста нагрузки на судебные органы.

