Статья:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: НАУЧНО-ПРАВОВАЯ И ЦИФРОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Клайн К.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: НАУЧНО-ПРАВОВАЯ И ЦИФРОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 37(346). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/346/179127 (дата обращения: 20.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: НАУЧНО-ПРАВОВАЯ И ЦИФРОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Клайн Кристина Александровна
студент, ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет (ДГТУ), РФ, г. Ростов-на-Дону
Приймак Елена Николаевна
научный руководитель, кафедры Теория и история государства и права, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF ANTI-CORRUPTION: SCIENTIFIC, LEGAL AND DIGITAL PERSPECTIVE

 

Klein Kristina Aleksandrovna

Student, Don State Technical University (DSTU), Russia, Rostov-on-Don

Priymak Elena Nikolaevna

Senior Lecturer Department of Theory and History of State and Law, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье проводится комплексный анализ эволюции государственной антикоррупционной политики в контексте вызовов XXI века. Автор доказывает, что традиционные, репрессивные модели уступают место комплексным стратегиям, основанным на интеграции научно-правового подхода и инструментов цифровой трансформации. Научно-правовая перспектива рассматривается как методологическая основа для выявления системных причин коррупции и разработки превентивных правовых механизмов. Цифровая перспектива анализируется в качестве технологического катализатора, обеспечивающего прозрачность, подотчетность и эффективность реализации антикоррупционных мер.

В работе выявляется синергетический эффект от сочетания данных перспектив, а также обозначаются системные риски и вызовы, связанные с их внедрением, включая вопросы кибербезопасности, цифрового неравенства и этики использования искусственного интеллекта. Сделан вывод о формировании новой парадигмы противодействия коррупции, в которой приоритет смещается от наказания виновных к созданию среды, минимизирующей саму возможность коррупционных правонарушений.

Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the evolution of state anti-corruption policy in the context of the challenges of the 21st century. The author argues that traditional, repressive models are giving way to comprehensive strategies based on the integration of a scientific-legal approach and digital transformation tools. The scientific and legal perspective is considered as a methodological basis for identifying the systemic causes of corruption and developing preventive legal mechanisms. The digital perspective is analyzed as a technological catalyst that ensures transparency, accountability and effectiveness of anti-corruption measures. The work reveals the synergistic effect of the combination of these perspectives, and also identifies systemic risks and challenges associated with their implementation, including issues of cybersecurity, digital inequality and the ethics of using artificial intelligence. It is concluded that a new paradigm of anti-corruption is being formed, in which the priority shifts from punishing the guilty to creating an environment that minimizes the very possibility of corruption offenses.

 

Ключевые слова: противодействие коррупции, государственная политика, научно-правовой подход, цифровизация, прозрачность, искусственный интеллект, блокчейн, коррупционные риски, электронное правительство.

Keywords: anti-corruption, state policy, scientific and legal approach, digitalization, transparency, artificial intelligence, blockchain, corruption risks, e-government.

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена сохраняющейся высокой степенью деструктивного воздействия коррупции на основы конституционного строя, экономическую безопасность и социальную стабильность большинства государств. Несмотря на наличие обширного арсенала правовых и административных мер, коррупция демонстрирует высокую адаптивность, приобретая новые, более изощренные формы, в том числе в цифровой среде.

Современная государственная политика в сфере противодействия коррупции переживает период парадигмального сдвига.

Если в XX веке доминировала репрессивная модель, фокусировавшаяся на уголовном преследовании лиц, совершивших коррупционные правонарушения, то в настоящее время акцент смещается в сторону системного управления коррупционными рисками. Этот переход возможен благодаря двум взаимосвязанным факторам: развитию научно-правового подхода, основанного на доказательных исследованиях, и стремительной цифровой трансформации публичного управления.

Как справедливо отмечает М.В. Алексеева, эффективное государственное управление в любой сфере требует выявления и учета общих закономерностей [1, c. 061], что в полной мере относится и к антикоррупционной политике.

Целью настоящей статьи является комплексный анализ основных направлений современной государственной антикоррупционной политики через призму научно-правовой и цифровой перспектив, а также оценка их синергетического потенциала и связанных с ним вызовов.

Научная новизна исследования заключается в системном рассмотрении антикоррупционной политики как целостного комплекса, где правовые нормы, подкрепленные данными научного анализа, находят свою практическую реализацию через инновационные цифровые платформы и алгоритмы.

1. Научно-правовая перспектива: методологический фундамент антикоррупционной политики

Научно-правовая перспектива предполагает выстраивание государственной политики на основе системного анализа причин, условий и последствий коррупции с использованием методов юридической, социологической и экономической наук. Ее ключевая функция — переход от реактивного к проактивному управлению.

1.1. Информационная деятельность как системообразующая категория

Центральное место в научно-правовом подходе занимает категория «информационная деятельность». М.В. Алексеева определяет её как «систему взаимосвязанных, целенаправленных действий (операций), выполняемых в определенной последовательности и направленных на решение конкретных управленческих задач информационными методами и средствами» [3, c. 87].

В антикоррупционном контексте это означает, что сбор, анализ, хранение и распространение информации о коррупционных рисках превращаются из вспомогательной функции в ключевой вид государственной деятельности. Развитие информационного права, как отмечается в соответствующем учебнике, создает основу для регулирования этой деятельности и обеспечения её эффективности [4].

1.2. Мониторинг и совершенствование законодательства

Эффективное управление рисками невозможно без надежной системы мониторинга.

В научной трактовке М.В. Алексеевой, мониторинг представляет собой «систему непрерывного, комплексного, аналитического наблюдения, оценки и прогноза состояния... объекта управления» [7, c. 9].

Применительно к коррупции, это система отслеживания коррупциогенных факторов в законодательстве и правоприменительной практике. Научно обоснованная коррупционная экспертиза нормативных правовых актов, основанная на данных мониторинга, позволяет выявлять и устранять такие дефекты, как избыточные административные барьеры и широкие дискреционные полномочия чиновников, на стадии их проектирования.

1.3. Формирование антикоррупционной культуры: просвещение и общественный контроль

Эмпирические исследования убедительно доказывают прямую корреляцию между уровнем правосознания, общественного доверия к институтам власти и устойчивостью к коррупции.

 В этой связи научно-обоснованная политика делает акцент на формировании антикоррупционной культуры. Этот процесс можно рассматривать как аналог государственного управления в сфере охраны культурного наследия [2], где правовая культура выступает объектом защиты и целенаправленного формирования. Ключевыми направлениями здесь являются:

  • Внедрение образовательных программ по основам антикоррупционного поведения.
  • Развитие институтов гражданского общества, обеспечение доступа к информации как к одному из прав человека [6].
  • Создание «информационного пространства знаний» [8, c. 50], а не слухов и непрозрачности.

2. Цифровая перспектива: технологический императив прозрачности

Цифровизация создает технологическую среду, в которой многие традиционные коррупционные схемы становятся нежизнеспособными. Ее роль заключается в минимизации дискреционных полномочий и человеческого фактора.

2.1. Цифровизация как инструмент профилактики

  • Электронное правительство (E-Government): Перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат кардинально сокращает возможности для мелкого и среднего мздоимства, устраняя прямой контакт между чиновником и гражданином.
  • Открытые данные (Open Data): Публикация в машиночитаемых форматах данных о государственных закупках, бюджетах, судебных решениях создает основу для общественного и автоматизированного контроля. Это практическая реализация принципа прозрачности как основы информационной деятельности государства.
  • Цифровые платформы государственных закупок: Обеспечивают автоматизированное проведение торгов и прозрачность процедуры, что затрудняет сговор. Опыт таможенных органов, подробно изученный М.В. Алексеевой [5; 9], служит моделью того, как цифровизация процедур минимизирует коррупционные риски в высококоррупциогенной сфере.

2.2. Технологии искусственного интеллекта и анализа данных в выявлении коррупции

Наиболее перспективным направлением является применение искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, которое позволяет вывести мониторинг на качественно новый уровень:

  • Анализ текстов: NLP (Natural Language Processing) алгоритмы способны анализировать тысячи государственных контрактов и нормативных актов для выявления коррупционно-емких формулировок.
  • Сетевой анализ: Алгоритмы позволяют строить графы связей между юридическими и физическими лицами, выявляя скрытые коррупционные сети.
  • Прогнозная аналитика: Модели машинного обучения способны оценивать вероятность возникновения коррупционных рисков, позволяя перейти к проактивной модели управления.

2.3. Блокчейн как технология обеспечения доверия

Технология распределенного реестра (blockchain) обладает уникальным потенциалом для создания неизменяемых и прозрачных систем учета (земельный кадастр, движение бюджетных средств), что исключает риски подлогов и мошенничества, реализуя на практике требование обеспечения достоверности и неизменности информации в рамках государственной информационной деятельности.

3. Синергия перспектив и возникающие вызовы

Интеграция научно-правовой и цифровой перспектив порождает синергетический эффект. Научный подход формирует методологический запрос — определяет, какие риски необходимо выявлять и какие закономерности исследовать. Цифровые технологии предоставляют инструментарий для сбора и анализа данных, отвечая на этот запрос.

Пример синергии: 

На основе научного исследования выявляется новая схема завышения стоимости в сфере госзакупок (научно-правовая составляющая). Затем разрабатывается алгоритм ИИ, который в автоматическом режиме сканирует все проводимые электронные торги, выявляя закупки с аномальными ценовыми предложениями (цифровая составляющая).

Однако внедрение новой парадигмы сопряжено с серьезными вызовами:

  1. Кибербезопасность: Централизованные цифровые системы становятся привлекательной мишенью для хакерских атак, целью которых может быть хищение или фальсификация данных.
  2. Цифровое неравенство (Digital Divide): Отсутствие цифровых навыков у части населения и чиновников может создать новые формы исключения и снизить эффективность цифровых сервисов.
  3. Этические риски использования ИИ: Возникают проблемы «закочерствелости» алгоритмов (algorithmic bias), когда модель воспроизводит скрытые предубеждения, заложенные в обучающих данных. Не менее важен вопрос прозрачности и подотчетности решений, принятых с помощью ИИ.
  4. Сопротивление бюрократической системы: Внедрение прозрачных систем встречает противодействие со стороны групп, заинтересованных в сохранении непрозрачных схем.

Заключение

Проведенное исследование позволяет констатировать, что основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции находятся в состоянии активной трансформации.

Формируется новая, интегрированная модель, ядром которой является синергия научно-правового и цифрового подходов.

Научно-правовая перспектива, опирающаяся на категории государственного управления, информационной деятельности и мониторинга, обеспечивает стратегическое видение, методологию анализа рисков и создает адекватную правовую основу.

Цифровая перспектива выступает в роли тактического инструментария, обеспечивающего оперативность, прозрачность и неизменяемость ключевых административных и финансовых процессов.

Дальнейшее развитие антикоррупционной политики будет связано с преодолением системных вызовов, среди которых ключевыми являются обеспечение кибербезопасности, разработка этических стандартов применения ИИ в публичном управлении и ликвидация цифрового неравенства.

Успех в этом направлении позволит перейти от борьбы с последствиями коррупции к созданию устойчивой, саморегулирующейся системы публичного управления, резистентной к коррупционным практикам по своей институциональной природе, где сама среда минимизирует возможность коррупционных правонарушений.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.В. Развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 1. С. 061-067.
2. Алексеева М.В. Государственное управление в сфере охраны культурного наследия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2007.
3. Алексеева М.В. Определение категорий «Информационная деятельность» в юридической науке // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 1 (20). С. 86-90.
4. Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Информационное право. Учебник / Сер. Высшее образование. Ростов-на-Дону, 2015.
5. Алексеева М.В. Информационная деятельность таможенных органов. монография / Ростов-на-Дону, 2013.
6. Исакова Ю.И., Акопов Л.В., Алексеева М.В. и др. Права человека. Ростов-на-Дону, 2020.
7. Алексеева М.В. Общее понятие о мониторинге как научной категории и правовом институте // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 1 (18). С. 9-14.
8. Алексеева М.В. Особенности информационного пространства знаний как объекта государственного управления в информационной сфере // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 50-55.
9. Алексеева М.В. Процедуры и процессуальные формы информационной деятельности таможенных органов. Ростов-на-Дону, 2015.