Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сотруев Т.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179359 (дата обращения: 19.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Сотруев Тимофей Анатольевич
магистрант, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Безвиконная Елена Владимировна

 

Ямало-Ненецкий автономный округ представляет собой один из наиболее стратегически важных регионов Российской Федерации, обладающий значительным инвестиционным потенциалом, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе. Формирование эффективной системы регулирования инвестиционной деятельности в регионе является важнейшим условием его устойчивого социально-экономического развития. Нормативно-правовая основа и механизмы инвестиционной деятельности в ЯНАО формируются в рамках российского законодательства с учетом специфики региона, включая его экстремальные климатические условия, концентрацию ресурсов федерального значения и необходимость обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера. Инвестиционная политика в округе направлена на создание благоприятных условий для привлечения капиталовложений не только в нефтегазовый сектор, но и в смежные отрасли экономики, а также в развитие социальной и транспортной инфраструктуры, что способствует комплексному развитию территории и повышению качества жизни населения.

Инвестиционная деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, которое устанавливает базовые принципы и гарантии для инвесторов. Ключевыми федеральными нормативными актами в этой сфере являются:

Конституция Российской Федерации (далее-Конституция РФ), которая отражает в себе нормы и принципы международного инвестиционного права. Принцип свободы экспорта и импорта инвестиций отражен в ст. 8 Конституции РФ, принцип гарантий и защиты инвестиций отражается в комплексе положений Конституции РФ (ст. 8, 35, 45)[1], принцип суверенности гармонирует со ст. 4, 15 Конституции РФ. Принцип неприменения дискриминационных норм совпадает с комплексом положений конституции РФ, в частности со статьями 15, 19, 35 [19, c.152]. Конституция РФ выступает каркасом для развития системы правового регулирования инвестиционной деятельности.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[3]. Данный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории РФ, включая основные гарантии прав инвесторов, формы и методы государственного регулирования.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»[4]. Этот закон предусматривает заключение с инвесторами специальных инвестиционных контрактов (СПИК), предоставление стабильных условий осуществления деятельности, а также мер государственной поддержки для проектов, имеющих стратегическое значение.

Бюджетный кодекс Российской Федерации[2], который регулирует вопросы предоставления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»[11] в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» необходимо  обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% от 2020 года. Данный документ определяет направления деятельности в рамках планирования развития Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»[5]. Данный закон определяет правовой режим Арктической зоны Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Одной из целей является стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года №591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)[12]. Данный приказ утвердил методические рекомендации по созданию инвестиционной декларации и инвестиционного комитета субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют различные формы и методы, включая создание благоприятных условий через совершенствование налоговой системы, механизма амортизации, защиту интересов инвесторов, предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, а также прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Нормативно-правовая база Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере инвестиционной деятельности развивает и конкретизирует положения федерального законодательства с учетом региональной специфики.

Устав Ямало-Ненецкого автономного округа[6] является основным нормативным правовым актом,  который закрепляет основы экономического и социального развития региона, разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти автономного округа.

Отражает специфику рассматриваемой темы Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 февраля 1998 года № 6-ЗАО «Об инвестициях» [7]. Он определяет правовые и экономические условия инвестиционной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; устанавливает основные принципы инвестиционной политики автономного округа, формы и порядок осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности в автономном округе; способствует созданию благоприятного инвестиционного климата; обеспечивает равную защиту прав, интересов и имущества инвесторов вне зависимости от форм собственности и страны происхождения.

Закон автономного округа от 25 сентября 2008 года № 77-ЗАО «О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет» [8] регулирует налоги с инвестиционных проектов в зависимости от объема капиталовложений, а также предусматривает льготную ставку по ряду условий установленную частями 1, 11 статьи 1 настоящего Закона. В автономном округе также действует ряд Законов связанный с налогообложением инвестиционной деятельности. Данные законы представлены в Инвестиционной декларации[20].

В ЯНАО действует Закон «О Перечне организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» [10], который предусматривает перечень организаций приоритетных проектов, в данном перечне организации осуществляющие деятельность, связанную с газо- и нефтедобычей и их переработкой.

Реализуя федеральное законодательство на региональном уровне,  в ЯНАО действует совет инвестиционной политики и развитию малого и среднего предпринимательства[13], который способствует совершенствованию инвестиционной политики, организует благоприятные условия для привлечения инвестиций, а также осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований.

Важным документом является Стратегия социально-экономического развития ЯНАО до 2035 года[14], в ней предусмотрены риски, а также ключевые направления реализации инвестиционных проектов.

В автономном округе действует большой перечень нормативно-правовых актов, которые регулируют отдельные вопросы инвестиционной деятельности, такие как предоставление налоговых льгот, земельных участков для реализации инвестиционных проектов, порядок проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов[20].

Также в ЯНАО реализуется региональный инвестиционный стандарт – система поддержки новых инвестиционных проектов, разработанная Министерством экономического развития Российской Федерации. Новый региональный стандарт сформирован на основе лучших практик работы субъектов с инвесторами и направлен на оптимизацию взаимодействия инвесторов с региональными органами власти[22].

Инвестиционный механизм представляет собой инвестирование и управление государственными и частными инвестиционными ресурсами, направленными на эффективное воспроизводство производственных фондов территориальных экономик [18, с. 107]. Инвестиционный механизм мезоэкономики (отрасль экономики, изучающая развитие регионов, территорий) позволяет управлять не только инвестиционной сферой, но и служит также базой для управления сферами народного хозяйства. Создание регионального инвестиционного механизма формирует условия для быстрой адаптации инвестиционной сферы региона и всей мезоэкономики к динамике факторов внутренней и внешней среды.

Формирование эффективного инвестиционного механизма региона возможно только с участием органов региональной власти, так как ими определяется сущность самого механизма и то, какую роль он будет играть в экономическом пространстве региона. Органами региональной власти регулируются правила, по которым взаимодействуют субъекты инвестиционного процесса. Они же создают инфраструктуру регионального инвестиционного и инновационного рынков, осуществляют реализацию инвестиционной, инновационной, финансово-экономической и социальной политики региона.

Анализ федерального и регионального законодательства позволил определить основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в регионе:

1.Ресурсное обеспечение.

2.Нормативно-правовая база.

3. Методическое обеспечение.

4. Организационное обеспечение.

5. Информационное обеспечение.

Одним из основных механизмов является ресурсное обеспечение, в содержание которого входит финансовое обеспечение (предоставление налоговых льгот, банковского кредитования, субсидии, субвенции, корпоративные программ повышения конкурентоспособности (КППК)[16], соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)[17], специальный инвестиционный контракт[9]). Согласно инвестиционной декларации ЯНАО с 2021 остаётся в тройке лидеров по объему инвестиций в основной капитал (1 – в Уральском федеральном округе, 2 – в Российской Федерации). Арктика, как особая экономическая зона, представляет собой интерес и перспективу для инвесторов. Институт комплексных стратегических исследований выделил лишь небольшую группу регионов РФ, где банковские кредиты являются значимым источником финансирования инвестиций. Абсолютное лидерство по финансированию инвестиций через банковское кредитование принадлежит Ямало-Ненецкому АО (по оценке ИКСИ на основе данных Росстата, в 2016 г. в ЯНАО за счет кредитов было профинансировано 423,5 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 38,6% инвестиций в регионе) [21].

Организационное обеспечение инвестиционной деятельности включает в себя создание необходимых организационных структур, обеспечивающих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных целей. Планирование и управление занимают особое место в инвестиционных механизмах осуществления различных проектов, обеспечивая проведение детальных расчетов движения инвестиционных ресурсов, формирования потоков наличности, анализа финансового состояния, оценку и реализацию мер по повышению эффективности и устойчивости инвестиционной деятельности. Сторонами обеспечивающие организационное обеспечение инвестиционной деятельности являются: инвесторы, инвестиционные  посредники, получатели инвестиций, государство и его отдельные регионы, местные органы самоуправления.

Например, организационным действиям относится контроль планов и результатов ведения инвестиционной деятельности. В рамках организационного обеспечения для инвестиционных проектов действует принцип «одного окна», который позволяет упростить и сократить время предоставление нужной для инвестора услуги [15]. В инвестиционной декларации утвержден состав инвестиционной команды в ЯНАО и полномочия в части взаимодействия с инвесторами[20]. На практике инвестор часто вынужден самостоятельно взаимодействовать с десятками контролирующих и разрешительных органов (Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и др.), каждый из которых трактует законодательство по-своему.

Благодаря взаимодействию механизмов и их совершенствования внутри системы, осуществляется комплексное развитие инвестиционных проектов, которое необходимо в связи с экономической и геополитической обстановкой в стране. Регулирование инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе представляет собой многоуровневую систему, основанную на взаимосвязи общероссийских принципов и региональной специфики.

С теоретической точки зрения, инвестиционная деятельность в регионе характеризуется двойственной природой: с одной стороны, она подчиняется общим законам рыночной экономики и инвестиционного процесса, а с другой — определяется уникальными факторами, такими как сырьевая ориентация экономики, экстремальные климатические условия, высокая зависимость от инфраструктурных ограничений и необходимость учета интересов коренных малочисленных народов Севера.

С нормативно-правовой точки зрения, основу регулирования составляет комплексная система, интегрирующая федеральное и региональное законодательство. Федеральный уровень (включая Федеральные законы № 39-ФЗ [3], № 69-ФЗ [7]) задает фундаментальные гарантии прав инвесторов, базовые режимы и механизмы поддержки. Региональный уровень, в свою очередь, выполняет функцию адаптации и детализации этих норм применительно к условиям Крайнего Севера. Нормативная база ЯНАО, включающая Закон ЯНАО «Об инвестициях» [7] и ряд подзаконных актов, направлена на создание дополнительных стимулов, таких как налоговые льготы, государственно-частное партнерство в сфере инфраструктуры и поддержка проектов, обеспечивающих социально-экономическое развитие автономного округа.

Таким образом, теоретической и правовой основой инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе является синтез общегосударственных подходов к регулированию инвестиций и специальных мер, призванных минимизировать  риски и усилить конкурентные преимущества арктического региона для привлечения капитала в его стратегически важные, но и капиталоёмкие отрасли экономики.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г., 1 июля 2020 г., 6 октября 2022г.)) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 31 июля 2025 г. № 303-ФЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 г. № 628-ФЗ)  «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
4. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ (ред.30 ноября 2024г №441-ФЗ)  «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
5. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ (ред. от 21 апреля 2025 г. № 97-ФЗ) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
6. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 года № 56-ЗАО (ред. от 31 октября 2023 года №75-ЗАО) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
7. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 февраля 1998 года № 6-ЗАО «Об инвестициях» (ред. от 27.09.2022 г. № 67-ЗАО) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
8. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 года № 77-ЗАО (ред. от 28.05.2025 N 32-ЗАО) «О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
9. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2016 г. № 31-ЗАО (ред. от 24 октября 2022г. №98-ЗАО) «О промышленной политике в Ямало-Ненецком автономном округе» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
10. Закон автономного округа от 23 декабря 2011 года № 151-ЗАО (ред. от  22 ноября 2024 года)  «О Перечне организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
11. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
12. Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2021 г. № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
13. Постановление Губернатора автономного округа от 23 июня 2020 года № 115-ПГ «О совете по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
14. Постановление Законодательного Собрания автономного округа от 24 июня 2021 года № 478 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
15. Постановление Правительства автономного округа от 28 декабря 2020 года № 1563-П «О системе сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
16. Приказ департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 апреля 2019 года № 207-О «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке корпоративных программ повышения конкурентоспособности» URL: https://de.yanao.ru/documents/active/24540/?ysclid=mevombakd0859542707 (дата обращения: 16.11.2025).
17. Приказ Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2022 № 516-О «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2025).
18. Галачиева С.В., Махошева С.А. Формирование эффективного инвестиционного механизма в регионе.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-effektivnogo-investitsionnogo-mehanizma-v-regione?ysclid=mevok8lql5746740665 (дата обращения: 13.11.2025).
19. Родионов А.А. Масло А.С. Нормы и положения Конституции Российской Федерации, влияющие на инвестиционную деятельность иностранных инвесторов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-i-polozheniya-konstitutsii-rf-vliyayuschie-na-investitsionnuyu-deyatelnost-inostrannyh-investorov (дата обращения: 13.11.2025).
20. Инвестиционная декларация Ямало-Ненецкого автономного округа. URL:  https://invest.yanao.ru/investment-declaration/ (Дата обращения: 13.11.2025).
21. Об инвестициях в регионах. URL: https://icss.ru/vokrug-statistiki/investiczii-v-regionax-rossii (Дата обращения: 05.11.2025).
22. Региональный инвестиционный стандарт. URL: https://invest.yanao.ru/investors/invest-standart2/?ysclid=mel2dfclmi112789386 (дата обращения: 05.11.2025).