Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гаврилова Н.А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179496 (дата обращения: 19.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Гаврилова Наталия Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Азовский государственный педагогический университет им. П.Д. Осипенко, РФ, г. Бердянск
Бруштунов Виктор Николаевич
научный руководитель, ФГБОУ ВО Азовский государственный педагогический университет им. П.Д. Осипенко, РФ, г. Бердянск

 

На данный момент рынок недвижимости в России является одним из самых понятных и открытых рынков. Представляет интерес рассмотрения государственного регулирования рынка недвижимости, формирования федеральной и муниципальной инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

Согласно ст. 130 ГК РФ недвижимость – это земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства [1].

К недвижимым относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Недвижимость можно разделить на коммерческую и жилую. Кроме того, рынок жилой недвижимости подразделяется на первичный и вторичный рынки жилья. Жилая недвижимость (жилой фонд) включает в себя жилые дома и жилые помещения. Нежилая недвижимость (нежилой фонд) – в основном это недвижимость предприятий, организаций и учреждений, включающая: производственные площади; торговые площади; складскую недвижимость и офисную недвижимость.

Рынок недвижимости представляет собой особый социальный институт, своеобразный механизм свободного (в идеале) эквивалентного обмена недвижимости на деньги. Деятельность такого механизма регламентируется и регулируется рядом правил, которые устанавливаются на государственном уровне. В структуре рынка недвижимости можно выделить такие подвиды, как первичный и вторичный рынки недвижимости. Первичный рынок – это сегмент, на котором объекты недвижимости выступают в качестве товаров впервые. Часто главным продавцом на таком рынке являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также компании – застройщики жилья (как жилой, так и нежилой недвижимости). Вторичный рынок недвижимости – это сегмент, на котором недвижимость выступает в роли товара, бывшего «в употреблении», то есть принадлежащего конкретному собственнику (в роли которого может выступать физическое или юридическое лицо) [2].

Субъектами на рынке недвижимости выступают: покупатели (юридические и физические лица); продавцы (юридические и физические лица, фонд государственного имущества, фонды коммунального имущества и приватизации, органы, уполномоченные местной властью); профессиональные участники рынка (риэлторы, оценщики, нотариусы, юристы, застройщики, архитекторы, девелоперы); общественные организации; государственные органы и другие организации различных прав собственности (министерство юстиции, коммунальные предприятия БТИ, ЖЭКи, паспортные столы, Росреестр) [7].

Задачами государственного регулирования рынка является необходимость: реализовать конституционные права граждан на недвижимое имущество; установить нормы и условия работы на рынке недвижимости, отвечающие интересам всех участников данного рынка; обеспечить свободное ценообразование; создать условия инвестирования в недвижимость; защитить участников рынка от мошеннических и преступных действий; оздоровить экологическую среду; решить жилищные проблемы; способствовать справедливому налогообложению [2].

Система государственного регулирования рынка недвижимости состоит из двух основных составляющих: 1) государственные и муниципальные органы и организации; 2) государственные и иные нормативные правовые акты.

В организационном плане государственное регулирование рынка недвижимости осуществляется с помощью следующих групп методов: 1) административные (методы непосредственного вмешательства); 2) экономические (методы косвенного воздействия)

В настоящее время отсутствуют правила и стандарты для риэлторской деятельности, нет нормативно-правовых актов, которые предусматривали бы ответственность за недобросовестное сопровождение сделок. Это обусловливает отсутствие гарантий получения качественной услуги для добросовестного приобретателя недвижимого имущества [5].

Закон «О риэлторской деятельности в Российской Федерации» мог бы обеспечить унификацию подходов к ее законодательному регулированию на всей территории страны, сбалансированное развитие первичного и вторичного рынков недвижимости, сделать оптимальным взаимодействие всех профессиональных участников рынка и обеспечить наиболее эффективное управление объектами недвижимого имущества. При разработке должны быть уточнены и детализированы формулировки, четко определено правовое положение профессиональных субъектов рынка риэлторских услуг, введены отсутствующее в действующем законодательстве понятия «рынок недвижимости», «риэлторская деятельность», «профессиональный участник риэлторской деятельности», «потребитель риэлторских услуг». Также определены виды услуг, оказываемых риэлтором, в частности, такие функции риэлторов, как деятельность в качестве брокера и дилера на рынке недвижимости, деятельность по предоставлению информационных и консультационных услуг на рынке недвижимости, деятельность по созданию отдельных объектов недвижимого имущества, а также доверительное управление недвижимым имуществом. Нужно отметить, что на законодательном уровне определены механизмы обеспечения качества выполняемых услуг и правовые нормы их осуществления, что можно достичь только при условии высокого профессионализма исполнителей риэлторских услуг [10].

Выводы

Регулирование рынка недвижимости осуществляется в России на всех ветвях государственной власти законодательном, исполнительном и судебном, а также на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления. В законодательстве складывается единый подход к сделкам с недвижимым имуществом. Он основан на положениях Гражданского кодекса РФ, содержащего специальные нормы, которыми определен общий порядок продажи недвижимости.

В то же время каждый из объектов недвижимости имеет свои особенности. В связи с этим есть отличия законодательного регулирования сделок с различными объектами недвижимости.

 

Список литературы: 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 259-ФЗ). 
2. Рынок аренды жилых и нежилых помещений Москвы и Московской области. Маркетинговое исследование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mazm.ru/arenda.pdf (дата обращения 08.09.2017). 
3. Аветисян В.Р. Механизм управления инвестиционными процессами на рынке недвижимости: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2008. 
4. Бахотский А.Ю., Медовый В.В. Региональный рынок недвижимости и факторы на него влияющие // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования» / International scientific periodical «Modern fundamental and applied researches». 2017. № 1 (24). С. 86. 
5. Бербенева И.Г. Лицензирование как необходимый элемент государственного регулирования риэлторской деятельности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 15. С. 158–163. 
6. Беспалов М.В., Макаров И.Н., Сотникова Е.А. Формирование экономического механизма управления региональным рынком жилой недвижимости // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 9 (149). С. 143. 
7. Дудин М.Н., Лясников Н.В. О некоторых методологических аспектах моделирования инновационной трансформации социально-экономических систем // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 15. С. 59–63. 
8. Боровских Н.В. Цикличность развития регионального рынка недвижимости // Альманах современной науки и образования. 2016. № 7 (109). С.25. 
9. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011.
10. Петрова Е.С. Риэлторская деятельность как профессиональная деятельность по оказанию услуг при совершении операций с объектами недвижимости // Человеческий капитал. 2012. № 3 (39). С. 52. 108 Экономика и социум: современные модели развития Экономика и социум: современные модели развития 
11. Чащина О.А. Факторы влияния государства на региональный рынок недвижимости // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 17-2. С. 68