ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
На сегодняшний день, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов играет немаловажную роль в совершенствовании российского законодательства в области охраны природоресурсного права.
Основные аспекты в данной сфере общественных отношений должны касаться, прежде всего, вопросов достижения баланса экономических, социальных и экологических интересов и потребностей, которые бы учитывали природно-климатические и другие особенности этих территорий.
В целях повышения эффективности использования курортных территорий в России, а также обеспечения их охраны необходимо создание правового механизма, который бы способствовал урегулированию всего комплекса общественных отношений в курортной сфере [6, c. 20].
Между тем совершенствование развития курортного дела в России требует решения целого комплекса социально-экономических и экологических задач [5, c.14]. К ним относятся не только обеспечение доступности для граждан санаторно-курортного и оздоровительного отдыха, уровня обслуживания, соответствующего определенным стандартам, но и создание условий для организации рационального природопользования. Так, приоритетным остается соблюдение требований охраны окружающей среды, воспроизводство природных лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов [4, c. 52].
Изначально лечебно-оздоровительные местности и курорты являлись отдельной категорией особо охраняемых природных объектов и территорий. В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [1, c. 713] им был установлен особый правовой режим.
Следует отметить, что из Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» был исключен раздел VIII «Лечебно-оздоровительные местности и курорты» [2, ст. 6971]. Впоследствии лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены из видов особо охраняемых природных территорий. Немало важен и тот факт, что в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. №2322-р, понятие лечебно-оздоровительные местности и курорты не рассматривалось.
В связи с этим, указанные изменения ни коем образом нельзя признать правомерными. Рассматриваемые территории имеют признаки особо охраняемых природных территорий и требуют установления особого правового режима их использования, воспроизводства и охраны на уровне специального федерального закона.
В этой связи возникает необходимость в создании закона, который бы должным образом определил бы правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также обеспечил бы согласованное правовое регулирование отношений в курортной сфере в целом с нормами водного, земельного, природоохранного и природоохранного законодательства, градостроительного и иных отраслей.
Следует отметить, что одной из тенденций развития курортного дела является частно-государственное партнерство. При его реализации обеспечивается баланс между частными и публичными интересами. Частно-государственное партнерство позволяет субъектам предпринимательства получать определенный доход при использовании государственного недвижимого имущества, что в свою очередь удовлетворяет частные интересы. При этом обеспечивается и реализация публичных интересов по сохранению уникальных ландшафтов и уникальных образований, путем рекреации, туризма и спорта. Это в полной мере относится и к курортной сфере.
Тем не менее, осуществляемая предпринимателями деятельность должна быть осуществлена в строгом соответствии с требованиями законодательства по рациональному использованию и охране природных лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Отсутствует информация о том, каково общее состояние окружающей среды, а также как и в каких объемах осуществляется использование природных ресурсов земель курортных территорий. Ведь она крайне необходима для проведения комплекса мероприятий по прогнозированию и предупреждению возможного истощения запасов природных ресурсов на данных территориях. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2007 г. № 71 в Ставропольском крае (на территории городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, санатория им. М.Ю. Лермонтова) создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1434 данная экономическая зона включена в туристический кластер [4, c. 23]. Однако, если рассмотреть вопрос на практике, ситуация складывается несколько иначе. По данным общественной палаты Ставропольского края, в регионе Кавказких Минеральных Вод, где расположено большое количество бальнеологических курортов, было выявлено около
22 аварийных скважин, с глубиной от 70 до 3 000 метров, девять из которых находятся в критическом состоянии. Данные скважины подлежат консервации либо ликвидации, так как в случае обвала грунта возможен неконтролируемый излив источника минеральных вод или его засыпь. Именно из-за отсутствия должного мониторинга за состоянием грунта и почв происходят подобные ситуации.
Таким образом, на сегодняшний день приоритетным вопросом в рассматриваемой сфере остается совершенствование правового регулирования отношений по использованию и охране природных лечебных ресурсов, а также развитие курортного дела.
Земли курортов играют основную роль в охране природных лечебных ресурсов. Соблюдение природоохранных требований при использовании земель курортов является главным фактором, способствующим охране природных лечебных ресурсов и окружающей среды курортов. В свою очередь курорты являются важным элементом поддержания здоровья населения при нынешней системе здравоохранения, а также местами отдыха и туризма.
Нарушение правового режима земель курортов непосредственным образом незамедлительно проявляется в ухудшении состояния окружающей среды и природных лечебных ресурсов, а в отдельных случаях может привести к истощению и порче природных лечебных ресурсов и прекращению существования курортов. В связи с этим развитие регулирования правового режима земель курортов является остро необходимым для охраны природных лечебных ресурсов и сохранения курортов как места оздоровления и отдыха.
Правовой режим земель городов-курортов нуждается в специальном регулировании. В этих целях представляется целесообразным введение в городах-курортах обязательных санаторно-курортных зон, в пределах которых на земельные участки будет распространяться в полной мере правовой режим земель курортов, а также введение дополнительных ограничений и требований по использованию земель.
Совершенствование регулирования правового режима земель курортов, а именно конкретизация требований по использования и охране этих земель, является основным потенциальным средством повышения уровня охраны природных лечебных ресурсов. В настоящее время уровень государственного управления, обеспечения их охраны органами государственной власти и местного самоуправления, а также механизм применения юридической ответственности не отвечают той важной роли, которую играют земли курортов в существования и функционировании курортов. В связи с этим необходимо планомерное развитие правового режима земель курортов и земель городов-курортов в направлении повышения их статуса соразмерно важности их места среди остальных видов категории земель особо охраняемых территорий и объектов.