Статья:

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нелик Е.Д. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 17(38). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/38/39994 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нелик Екатерина Дмитриевна
магистрант, ОГАУ, РФ, г. Оренбург

 

На сегодняшний день, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов играет немаловажную роль в совершенствовании российского законодательства в области охраны природоресурсного права.

Основные аспекты в данной сфере общественных отношений должны касаться, прежде всего, вопросов достижения баланса экономических, социальных и экологических интересов и потребностей, которые бы учитывали природно-климатические и другие особенности этих территорий.

В целях повышения эффективности использования курортных территорий в России, а также обеспечения их охраны необходимо создание правового механизма, который бы способствовал урегулированию всего комплекса общественных отношений в курортной сфере [6, c. 20].

Между тем совершенствование развития курортного дела в России требует решения целого комплекса социально-экономических и экологических задач [5, c.14]. К ним относятся не только обеспечение доступности для граждан санаторно-курортного и оздоровительного отдыха, уровня обслуживания, соответствующего определенным стандартам, но и создание условий для организации рационального природопользования. Так, приоритетным остается соблюдение требований охраны окружающей среды, воспроизводство природных лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов [4, c. 52].

Изначально лечебно-оздоровительные местности и курорты являлись отдельной категорией особо охраняемых природных объектов и территорий. В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [1, c. 713] им был установлен особый правовой режим.

Следует отметить, что из Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» был исключен раздел VIII «Лечебно-оздоровительные местности и курорты» [2, ст. 6971]. Впоследствии лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены из видов особо охраняемых природных территорий. Немало важен и тот факт, что в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. №2322-р, понятие лечебно-оздоровительные местности и курорты не рассматривалось.

В связи с этим, указанные изменения ни коем образом нельзя признать правомерными. Рассматриваемые территории имеют признаки особо охраняемых природных территорий и требуют установления особого правового режима их использования, воспроизводства и охраны на уровне специального федерального закона.

В этой связи возникает необходимость в создании закона, который бы должным образом определил бы правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также обеспечил бы согласованное правовое регулирование отношений в курортной сфере в целом с нормами водного, земельного, природоохранного и природоохранного законодательства, градостроительного и иных отраслей.

Следует отметить, что одной из тенденций развития курортного дела является частно-государственное партнерство. При его реализации обеспечивается баланс между частными и публичными интересами. Частно-государственное партнерство позволяет субъектам предпринимательства получать определенный доход при использовании государственного недвижимого имущества, что в свою очередь удовлетворяет частные интересы. При этом обеспечивается и реализация публичных интересов по сохранению уникальных ландшафтов и уникальных образований, путем рекреации, туризма и спорта. Это в полной мере относится и к курортной сфере.

Тем не менее, осуществляемая предпринимателями деятельность должна быть осуществлена в строгом соответствии с требованиями законодательства по рациональному использованию и охране природных лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Отсутствует информация о том, каково общее состояние окружающей среды, а также как и в каких объемах осуществляется использование природных ресурсов земель курортных территорий. Ведь она крайне необходима для проведения комплекса мероприятий по прогнозированию и предупреждению возможного истощения запасов природных ресурсов на данных территориях. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2007 г. № 71 в Ставропольском крае (на территории городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, санатория им. М.Ю. Лермонтова) создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1434 данная экономическая зона включена в туристический кластер [4, c. 23]. Однако, если рассмотреть вопрос на практике, ситуация складывается несколько иначе. По данным общественной палаты Ставропольского края, в регионе Кавказких Минеральных Вод, где расположено большое количество бальнеологических курортов, было выявлено около
22 аварийных скважин, с глубиной от 70 до 3 000 метров, девять из которых находятся в критическом состоянии. Данные скважины подлежат консервации либо ликвидации, так как в случае обвала грунта возможен неконтролируемый излив источника минеральных вод или его засыпь. Именно из-за отсутствия должного мониторинга за состоянием грунта и почв происходят подобные ситуации.

Таким образом, на сегодняшний день приоритетным вопросом в рассматриваемой сфере остается совершенствование правового регулирования отношений по использованию и охране природных лечебных ресурсов, а также развитие курортного дела.

Земли курортов играют основную роль в охране природных лечебных ресурсов. Соблюдение природоохранных требований при использовании земель курортов является главным фактором, способствующим охране природных лечебных ресурсов и окружающей среды курортов. В свою очередь курорты являются важным элементом поддержания здоровья населения при нынешней системе здравоохранения, а также местами отдыха и туризма.

Нарушение правового режима земель курортов непосредственным образом незамедлительно проявляется в ухудшении состояния окружающей среды и природных лечебных ресурсов, а в отдельных случаях может привести к истощению и порче природных лечебных ресурсов и прекращению существования курортов. В связи с этим развитие регулирования правового режима земель курортов является остро необходимым для охраны природных лечебных ресурсов и сохранения курортов как места оздоровления и отдыха.

Правовой режим земель городов-курортов нуждается в специальном регулировании. В этих целях представляется целесообразным введение в городах-курортах обязательных санаторно-курортных зон, в пределах которых на земельные участки будет распространяться в полной мере правовой режим земель курортов, а также введение дополнительных ограничений и требований по использованию земель.

Совершенствование регулирования правового режима земель курортов, а именно конкретизация требований по использования и охране этих земель, является основным потенциальным средством повышения уровня охраны природных лечебных ресурсов. В настоящее время уровень государственного управления, обеспечения их охраны органами государственной власти и местного самоуправления, а также механизм применения юридической ответственности не отвечают той важной роли, которую играют земли курортов в существования и функционировании курортов. В связи с этим необходимо планомерное развитие правового режима земель курортов и земель городов-курортов в направлении повышения их статуса соразмерно важности их места среди остальных видов категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах» // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. - 1995. - № 9. - Ст.713 (с послед. изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-ный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. №52 - Ст. 6971
3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147; (с послед. изм. и доп.).
4. Анисимов А.П. Правовой режим земель поселений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: Саратов, 2004. - 35 с. 
5. Багаутдинова С.Р. Правовой режим земель городов-курортов РФ // Вестник Московского университета. – М.: Альфа – М, 2013. - № 5. - 102 с. 
6. Дехтерева Л.П. Правовой режим особо охраняемых городских природных территорий. - М.: Альфа – М, 2002. – 26 с. 
7. Кичигин Н.В. Понятие и правовой режим особо охраняемых природных территорий // Журнал российского права. – М.: Спб, 2003. - №3. - 24 с.