Статья:

Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Паринова Т.И. Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 113-118.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе

Паринова Татьяна Ивановна
магистрант ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», РФ, г. Москва

 

The Criminal-Executive Policy of Russia at the Present Stage

 

Tatiana Parinova

graduate of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russian Federation, Moscow

 

Аннотация. в статье рассматривается уголовно-исполнительная политика Российской Федерации на текущий временной период. Анализируются основные нормативно-правовые акты, направленные на формирование уголовно-исполнительной политики.

Abstract. in the article the criminal-executive policy of the Russian Federation for the current time period is considered. The main regulatory legal acts aimed at the formation of the penal-executive policy.

 

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, исполнение наказания, гуманизация, международные стандарты.

Keywords: criminal-executive policy, execution of punishment, humanization, international standards.

 

После распада СССР в 1991 г., Российское государство находилось в переходном положении, разрушались старые социалистические устои и постепенно устанавливались новые, направленные на развитие демократии, рыночных отношении и защиту интересов человека.  

Для сферы уголовно-исполнительной политики, пришедшей на смену исправительно-трудовой, существовавшей в СССР изменения начались еще в 1989 г., когда СССР были подписаны Венские соглашения, действие которых перешли к России как правопреемнику СССР и согласно которым на государства-участников возлагались обязательства об обеспечении всем лицам, содержавшимся под стражей и/или в заключении гуманного отношения, с уважением чести и достоинства личности.

В 1992 г. в целях гуманизации условий содержания, осужденных в Исправительно-трудовой кодекс (далее - ИТК) вносят значительные изменения и дополнения в соответствии с Законом РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» [1].

Изменение в ИТК позволили осужденным получить гарантии своей безопасности, а также почувствовать себя «людьми», ведь ни для кого не секрет в каких условиях они содержались. Так при тюрьмах теперь перестали запрещать осужденным быть приверженцами тои или иной религиозной группы, они могут за свои деньги получить некоторый перечень платных медицинских услуг и даже, осуществлять телефонные звонки. Дальнейшие изменения в отрасли наказания были отражены Законом РФ от 17 декабря 1992 г. «О внесении изменений в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР» [2], согласно которому было введено положение о замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы, которое могло назначаться пожизненно.

13 января 1996 г. утверждена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.), которая определила основной целью Уголовно-исполнительной системы (далее –  УИС) гуманизацию и приведению условий содержания осужденных в соответствие с международными нормами. 

А 8 января 1997 г. принимается Федеральный закон «О введении в  действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» [3], который вступил в силу с 1 июля 1997 года и действует по настоящее время. В Кодексе выделены цели наказания, которыми являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

В целях развития идеи гуманизации УИС 18 июня 1999 г. Государственная Дума приняла «Постановление об объявлении массовой амнистии» [4], повлиявшее на судьбы более 20 тыс. осужденных. Процедура амнистии продолжается до сих и проводится к определённым знаменательным датам Российского государства, последний акт об амнистии был издан в 2015 г. в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов [5]. В следующем  2001 г. в продолжении гуманизации Президентом был  издан Указ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» [6], регламентирующий создание  в субъектах РФ комиссий, которые будут рассматривать предварительные ходатайства осуждённых о помиловании.

28 августа 2001 г. Правительство РФ приняло Постановление № 636 «О федеральной целевой Программе реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста РФ на 2002–2006 годы» [7]. Вводом в действие программы, предполагалось повысить качество условий пребывания подследственных и осужденных в следственных изоляторах (далее - СИЗО) и тюрьмах.  Однако, по факту было введено всего 6,5 тысяч мест из планируемых 15,5 тысяч, что составляет, не было завершены строительство и реконструкция 30 СИЗО на 9,3 тысячи мест.

Дальнейшее реформирование УИС связано с принятием федеральной целевой Программы (далее – ФЦП) «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. N 540 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» [8], цели и задачи программы были прежние, как и в ФЦП 2001 г., но в данной  программе особо внимание уделялось приведению условий содержания подследственных в СИЗО в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных. 

По итогам программы должны были быть построены и отреставрированы 108 СИЗО и 217 исправительных учреждения. В процессе реализации программы, 106 объектов были исключены. Итоговые значения по всем целевым показателям скорректированы в сторону уменьшения от 29,5% до 53,5% от планируемого количества.  В результате проверки аудиторские организации выявили, что на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 276 объектов, а 18 объектов не введено.

Следующим этапом в становлении уголовно-исполнительной политики стало принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. [9]. Основные цели, которые ставятся в Концепции это: совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

В качестве  предварительных результатов реализации Концепции можно отнести законодательное закрепление в 2011 г. нового вида наказаний –принудительные работы [10], которые были внедрены в систему наказаний с 1 января 2017 г. Сфера уголовно-исполнительного законодательства дополнилось включением в качестве общественно-наблюдательного органа «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» [11] и «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» [12] и др.

Тем не менее Концепция подвергается постойной критике. Некоторые ученные замечают, что цели Концепции, направленнее на повышение эффективности учреждений и органов, исполняющих наказание, невыполнимы. Это объясняется исполнением в качестве наказания только штрафа и лишения свободы.

В подтверждение этому необходимо отметить, что арест не применяется из-за отсутствия арестных домов, исправительные и обязательные работы исполнятся формально в виду проблем с трудоустройством, ограничение свободы не исполняется по причине масштаба территорий государства и недостаточности технологий слежения, а исполнение принудительных работ, как известно, откладывалось на три года.

Не смотря на все недостатки предыдущих программы государство продолжает уверенно идти вперёд, решая проблемы в сфере наказаний, так распоряжением Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р, была утверждена Концепция ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)» [12].

Цель программы сохраняется прежняя, а именно, приведение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и условий отбывания наказания осужденными в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами, для повышения гарантий соблюдения их прав, свобод и законных интересов.

Планируется продолжать реконструкцию и строительство исправительных, лечебных и лечебно-профилактических учреждений, в которых условия отбывания наказания будут соответствовать нормам законодательства РФ, а для СИЗО заявлены требования на соответствие законодательству Российской Федерации и международным стандартам. Особое внимание уделяется труду осуждённых, который необходимо развивать через создание дополнительных рабочих мест.

Таким образом, современное Российское государство, пришедшее на смену СССР, кардинально сменило политическую направленность в сфере уголовных наказаний и цели исправления осужденных лиц. 

Несомненно, изменения в политической направленности в сфере наказания связаны с подписанием Венских правил и вступлением России в Совет Европы, после чего на Россию легла обязанность приведения законодательства и условий содержания осужденных в соответствии с международными стандартами и правилами, применением к осужденным гуманного отношения, уважения чести и достоинства личности.

Основным целями уголовного наказания стали исправление и ресоциализации осужденных. 

В целях гуманизации наказания в России проводятся многочисленные амнистии и помилования, применяются наказания не связанные с лишением свободы.

Государством реализуются программы, направленные на улучшения условий отбывания наказаний и приведения учреждений и органов, исполняющих наказания в соответствии не только законодательству РФ, но и международным нормам.

Немаловажным является принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой проводятся мероприятия, направленные на достижение гуманности наказания и исправления осужденных.

 

Список литературы:
1. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ. (дата обращения: 09.06.2018)
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р г. (дата обращения: 07.06.2018)
3. Закон РФ от 12.06.1992 N 2988-1 (ред. от 08.01.1997, с изм. от 18.12.2001) «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (дата обращения: 05.06.2018)
4. Закон РФ от 17.12.1992 N 4123-1 «О внесении изменений в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР» (дата обращения: 05.06.2018)
5. Постановление ГД ФС РФ от 18.06.1999 N 4147-II ГД «Об объявлении амнистии» (дата обращения: 06.06.2018)
6. Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (дата обращения: 06.06.2018)
7. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (дата обращения: 07.06.2018)
8. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 636 "О Федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы» (дата обращения: 07.06.2018)
9. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. N 540 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» (дата обращения: 07.06.2018)
10. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (дата обращения: 08.06.2018)
11. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ»"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дата обращения: 09.06.2018) 
12. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (дата обращения: 09.06.2018)
13. Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дата обращения: 09.06.2018) 
14. Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)» (дата обращения: 09.06.2018).