Статья:

Армия и наркотики несовместимы

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Волков А.К. Армия и наркотики несовместимы // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 75-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Армия и наркотики несовместимы

Волков Андрей Константинович
старший лейтенант юстиции, начальник отделения (дознания, дисциплинарной и административной практики) военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда), РФ, г. Североморск

 

В Вооруженных Силах Российской Федерации функционирует система профилактики немедицинского потребления и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Одними из основных её элементов являются пропаганда здорового образа жизни, совершенствование знаний о вреде потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование принципа «нулевой терпимости» − признание несовместимости потребления наркотиков с ценностями военной службы, нетерпимое отношение военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к правонарушениям, связанным с немедицинским потреблением и оборотом наркотиков.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2017 года № 764 «Об организации работы по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации» [2], военные комиссариаты при призыве на военную службу обязаны проводить мероприятия, направленные на выявление граждан (среди призывников), потребляющих наркотики, а именно получать сведения от психоневрологических, наркологических диспансеров (кабинетов) о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу наркомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, с указанием диагноза и даты постановки на учёт (наблюдение); состоявших и состоящих на учёте за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.16, 6.16.1, частью 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1], то есть за употребление наркотических, токсических веществ и медицинских препаратов в немедицинских целях.

Важно отметить, что в перечень граждан, которые не подлежат призыву на военную службу, установленном в статье 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не включены граждане, когда-либо потреблявшие наркотики [3].

Так, граждане, состоявшие на учёте (наблюдении) в наркологических диспансерах, а также состоявшие на учете в органах Министерства внутренних дел, за совершение административных правонарушений, связанных с употреблением наркотических средств и психотропных веществ, на ровне со всеми призываются на военную службу.

В связи с тем, что военная служба – это особый вид государственной службы, а военнослужащие имеют особое правовое положение, важным вопросом является привлечение военнослужащих к ответственности за употребление наркотических средств и психотропных веществ на территории воинской части или при исполнении обязанностей военной службы, ведь в своей жизнедеятельности они несут боевые дежурства, караулы, имеют доступ к вооружению и военной технике, а также к сведениям, составляющим государственную тайну.

Согласно законодательства Российской Федерации, военнослужащие, исполняющие обязанности военной службы в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического), а также совершившие административные правонарушения (в том числе, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.16, 6.16.1, части 2 статьи 20.20 КоАП), несут дисциплинарную ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственности за вышеуказанные правонарушения.

В соответствии с п.п. «к» и «л» части 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть досрочно уволены с военной службы в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации категорического требования об увольнении с военной службы военнослужащих по вышеуказанным основаниям, некоторые командиры воинских частей ограничиваются применением к военнослужащему, употребившему наркотические средства или психотропные вещества, а также отказавшемуся от прохождения химико-токсикологического исследования, дисциплинарного взыскания в виде «выговора», «строгого выговора» или «дисциплинарного ареста», не осуществляя при этом его досрочного увольнения с военной службы.

Таким образом, в целях решения обозначенных в статье проблем и более качественной реализации профилактики немедицинского потребления и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо внести дополнения в действующее законодательство, а именно:

− в перечень граждан, которые не подлежат призыву на военную службу, установленный в статье 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», включить лиц, которые когда-либо состояли на учёте (наблюдении) в наркологическом диспансере по поводу наркомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, а также состоявших и состоящих на учёте в органах Министерства внутренних дел, в связи с совершением правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 20.20 КоАП РФ);

− внести изменения в статью 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно перенести пункты «к» и «л», касающиеся непрохождения в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также совершения административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ военнослужащими из части 2 (могут быть досрочно уволены с военной службы) в часть 1 (подлежат увольнению с военной службы).

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 04.04.2021).
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2017 года № 764 «Об организации работы по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://sc.mil.ru/social/safety/antinarco/docs/npa/more.htm?id=12177466@egNPA  (дата обращения: 04.04.2021). 
3. Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://legalacts.ru/(дата обращения: 05.04.2021).
4. Федеральный закон [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 06.04.2021).