Статья:

ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭСТОНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Антипенко У.А., Покало К.А. ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭСТОНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179551 (дата обращения: 22.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭСТОНИИ

Антипенко Ульяна Алексеевна
студент, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Республика Беларусь, г. Минск
Покало Константин Александрович
студент, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Республика Беларусь, г. Минск
Забродская Наталья Георгиевна
научный руководитель, канд. эконом. наук, доцент, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Республика Беларусь, г. Минск

 

Общество в эпоху цифровизации требует эффективного управления. Новые технологии стимулируют инновации и устойчивое экономическое и развитие. Продолжающаяся цифровая трансформация основывается на безопасном, инклюзивном, устойчивом и ориентированном на человека подходе. Права в цифровой среде должны быть доступны всем, и прави­тельствам необходимо стремиться к тому, чтобы никто не был ими обде­лён. 

В настоящее время цифровое правительство предполагает ис­пользо­вание информационных технологий для повышения качества услуг, предоставляемых государством гражданам и бизнесу. Предполага­ется укрепление связи между государственными служащими и сообще­ствами, приводящее к построению более прочной, прозрачной и подот­чётной де­мократии [1].

Цель цифрового правительства — повышение эффективности госу­дарственного сектора. Оно делает правительства более открытыми, инно­вационными, основанными на широком участии общества и заслужива­ющими доверия. Электронное управление обеспечивает эффективные цифровые транзакции и онлайн-доступ граждан к государственным услу­гам (уплата налогов, регистрация предприятий, заполнение государ­ственных форм) [2]. Заслуживаю­щим рассмотрения примером успешной цифровизации правительства страны является Эстония.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных техно­логий сыграло важную роль в реконструкции Эстонской Республики по­сле провозглашения ей независимости.  В настоящее время Эстония зани­мает первые места в различных индексах развития ИКТ, и все её государ­ственные сервисы круглосуточно доступны онлайн. Успех страны в циф­ровизации правительства во многом произошел благодаря своевременным инвестициям в развитие IT-сектора.

В 1994 году, спустя три года после провозглашения Эстонией неза­висимости, появился первый черновик «Принципов эстонской информа­ционной политики». Документ официально принят эстонским парла­мен­том в 1998 году, и определяет три цели. Первая цель заключалась в модер­низации законодательства с учётом нового информационного обще­ства. Второй целью стала поддержка развития частного сектора и созда­ние сти­мулов для его представителей для построения информационного обще­ства. В качестве стимулирующих мер использовались налоговые льготы и субсидии. Третья цель — повышение взаимодействия между гос­удар­ством и гражданами посредством информирования людей о развитии и возможностях IT-решений [3]. Данные принципы стали основой форми­ро­вания информационного общества в Эстонии.

Важный шаг по цифровизации Эстонии произошел в сфере образова­ния в 1996 году, при запуске инициативы «Прыжок Тигра». В качестве цели обозначалось корректировка образования под нужды информацион­ного общества и повышение цифровой грамотности населения, предоста­вив школам доступ к информационно-коммуникационным технологиям, а учителям обучение по их использованию. Результатом инициативы стало формирование в Эстонии современной цифровой инфраструктуры, повы­шение уровня компьютерной грамотности населения и широкое внедре­ние информационных технологий в образование, государственное управ­ление и частный сектор [3]. Благодаря программе страна заложила фунда­мент электронного государства и подготовила почву для дальнейшей циф­ро­вой трансформации общества и экономики.

Ключевым этапом цифровизации правительства Эстонии является переход на электронную систему заседаний Правительства, введенную с 2000 года как набор из специального программного обеспечения, серверов и оборудования, вместе позволяющих хранить всю документацию в элек­тронном виде и перевести заседания в электронный формат, тем самым уменьшив количество бюрократии. Среднее время заседания кабинета ми­нистров сократилось с пяти часов до тридцати минут, и появилась возмож­ность полностью отказаться от бумажного делопроизводства [4].

В этом же году было внедрено решение «Электронная налоговая служба». Эстонская электронная налоговая служба (e-Tax Board) предо­ставляет налогоплательщику предварительно заполненную форму декла­рации, что делает ранее длительный процесс получения налоговых воз­вратов быстрым и простым [5]. Это способствует формированию положи­тельного отношения к цифровому государственному управлению.

Основа электронного правительства Эстонии — система X-Road, де­централизованная платформа с едиными правилами и протоколами об­мена данными. К ней подключаются государственные органы и коммер­ческие ИТ-системы, обеспечивая взаимодействие и доступ к необходимой информации. X-Road связывает базы данных разных служб, формируя единое цифровое пространство [4].

Каждый гражданин Эстонии, независимо от места жительства, имеет государственно выданную цифровую идентичность — e-ID. Она исполь­зуется более 20 лет и является основополагающим элементом Эстонии как электронного государства, обеспечивая безопасные цифровые транзакции как в государственном, так и в частном секторе, а также предоставляя гражданам доступ к онлайн-услугам. Благодаря e-ID эстонцы имеют циф­ровую подпись, обладающую той же юридической силой, что и физиче­ская, и признающаяся не только в самой Эстонии, но и в других странах Евросоюза [5].

Эстония стала первой страной в мире, внедрившей интернет-голосо­вание (i-voting). Впервые оно было использо­вано на выборах в местные советы в 2005 году, а в 2007 году — на парла­ментских выборах. Значение этой системы выходит за рамки технических аспектов. Она стала инсти­туциональным экспериментом в демократических процессах, продемон­стрировав возможность совмещения выборов с цифровыми технологиями. Внедрение i-voting укрепило доверие к госу­дарственным цифровым сер­висам и расширило политическое участие, особенно среди граждан, про­живающих за пределами страны или имею­щих ограниченные возможно­сти личного присутствия на избирательных участках. В то же время опыт Эстонии вызвал интерес и дискуссии на международном уровне, где мно­гие государства оценивают баланс между безопасностью, анонимностью и прозрачностью в условиях цифровой де­мократии [5].

С декабря 2024 года, все государственные услуги в Эстонии до­ступны онлайн, через сайты или государственное приложение. Эстония стала лидером в сфере цифровизации правительства [5]. Своевременная ин­вестиция в IT-сектор и повышение цифровой грамотности населения при­вели к появлению более эффективных и прозрачных методов предо­став­ления государственных услуг, которыми пользуются почти все граж­дане Эстонии.

Опыт страны служит примером для других государств, стремя­щихся к цифровой трансформации. Главными факторами в развитии цифрового правительства выступили продуманная законодательная база, инвестиции в цифровую инфраструктуру, ориентация на человека и повышение уровня циф­ровой грамотности населения. Приоритеты Эстонии совпа­дают с глобальными: кибербезопасность, инклюзивные сервисы, цифро­вая демократия. Страна де­монстрирует результаты комплексного подхода и служит моделью для адаптации в международной практике.

 

Список литературы: 
1. Беляцкая, Т. Н. Экономика информационного общества : учебно-методическое пособие / Т. Н. Беляцкая. – Минск : БГУИР, 2016. – 200 с.
2. Urban E-governance: Defining E-Governance : The Global Development Research Center [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gdrc.org/u-gov/egov-01.html (дата обращения: 24.09.2025)
3. Estonia : Public Digitalisation in a legal perspective [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pub.norden.org/temanord2024-503/estonia.html (дата обращения: 25.09.2025)
4. Косуцкая К. Д. Этапы становления электронного правительства в Эстонии / К. Д. Косуцкая // Молодежь в науке: Новые аргументы : Сборник докладов II-й Международной молодежной научной конференции (Россия, г. Липецк,27 марта 2015 г.) Часть I / Отв. ред. А.В. Горбенко. — Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2015. — 152 с. 
5. E-Estonia story : E-Estonia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-estonia.com/story (дата обращения: 24.09.2025)