ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭСТОНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Политология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭСТОНИИ
Общество в эпоху цифровизации требует эффективного управления. Новые технологии стимулируют инновации и устойчивое экономическое и развитие. Продолжающаяся цифровая трансформация основывается на безопасном, инклюзивном, устойчивом и ориентированном на человека подходе. Права в цифровой среде должны быть доступны всем, и правительствам необходимо стремиться к тому, чтобы никто не был ими обделён.
В настоящее время цифровое правительство предполагает использование информационных технологий для повышения качества услуг, предоставляемых государством гражданам и бизнесу. Предполагается укрепление связи между государственными служащими и сообществами, приводящее к построению более прочной, прозрачной и подотчётной демократии [1].
Цель цифрового правительства — повышение эффективности государственного сектора. Оно делает правительства более открытыми, инновационными, основанными на широком участии общества и заслуживающими доверия. Электронное управление обеспечивает эффективные цифровые транзакции и онлайн-доступ граждан к государственным услугам (уплата налогов, регистрация предприятий, заполнение государственных форм) [2]. Заслуживающим рассмотрения примером успешной цифровизации правительства страны является Эстония.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий сыграло важную роль в реконструкции Эстонской Республики после провозглашения ей независимости. В настоящее время Эстония занимает первые места в различных индексах развития ИКТ, и все её государственные сервисы круглосуточно доступны онлайн. Успех страны в цифровизации правительства во многом произошел благодаря своевременным инвестициям в развитие IT-сектора.
В 1994 году, спустя три года после провозглашения Эстонией независимости, появился первый черновик «Принципов эстонской информационной политики». Документ официально принят эстонским парламентом в 1998 году, и определяет три цели. Первая цель заключалась в модернизации законодательства с учётом нового информационного общества. Второй целью стала поддержка развития частного сектора и создание стимулов для его представителей для построения информационного общества. В качестве стимулирующих мер использовались налоговые льготы и субсидии. Третья цель — повышение взаимодействия между государством и гражданами посредством информирования людей о развитии и возможностях IT-решений [3]. Данные принципы стали основой формирования информационного общества в Эстонии.
Важный шаг по цифровизации Эстонии произошел в сфере образования в 1996 году, при запуске инициативы «Прыжок Тигра». В качестве цели обозначалось корректировка образования под нужды информационного общества и повышение цифровой грамотности населения, предоставив школам доступ к информационно-коммуникационным технологиям, а учителям обучение по их использованию. Результатом инициативы стало формирование в Эстонии современной цифровой инфраструктуры, повышение уровня компьютерной грамотности населения и широкое внедрение информационных технологий в образование, государственное управление и частный сектор [3]. Благодаря программе страна заложила фундамент электронного государства и подготовила почву для дальнейшей цифровой трансформации общества и экономики.
Ключевым этапом цифровизации правительства Эстонии является переход на электронную систему заседаний Правительства, введенную с 2000 года как набор из специального программного обеспечения, серверов и оборудования, вместе позволяющих хранить всю документацию в электронном виде и перевести заседания в электронный формат, тем самым уменьшив количество бюрократии. Среднее время заседания кабинета министров сократилось с пяти часов до тридцати минут, и появилась возможность полностью отказаться от бумажного делопроизводства [4].
В этом же году было внедрено решение «Электронная налоговая служба». Эстонская электронная налоговая служба (e-Tax Board) предоставляет налогоплательщику предварительно заполненную форму декларации, что делает ранее длительный процесс получения налоговых возвратов быстрым и простым [5]. Это способствует формированию положительного отношения к цифровому государственному управлению.
Основа электронного правительства Эстонии — система X-Road, децентрализованная платформа с едиными правилами и протоколами обмена данными. К ней подключаются государственные органы и коммерческие ИТ-системы, обеспечивая взаимодействие и доступ к необходимой информации. X-Road связывает базы данных разных служб, формируя единое цифровое пространство [4].
Каждый гражданин Эстонии, независимо от места жительства, имеет государственно выданную цифровую идентичность — e-ID. Она используется более 20 лет и является основополагающим элементом Эстонии как электронного государства, обеспечивая безопасные цифровые транзакции как в государственном, так и в частном секторе, а также предоставляя гражданам доступ к онлайн-услугам. Благодаря e-ID эстонцы имеют цифровую подпись, обладающую той же юридической силой, что и физическая, и признающаяся не только в самой Эстонии, но и в других странах Евросоюза [5].
Эстония стала первой страной в мире, внедрившей интернет-голосование (i-voting). Впервые оно было использовано на выборах в местные советы в 2005 году, а в 2007 году — на парламентских выборах. Значение этой системы выходит за рамки технических аспектов. Она стала институциональным экспериментом в демократических процессах, продемонстрировав возможность совмещения выборов с цифровыми технологиями. Внедрение i-voting укрепило доверие к государственным цифровым сервисам и расширило политическое участие, особенно среди граждан, проживающих за пределами страны или имеющих ограниченные возможности личного присутствия на избирательных участках. В то же время опыт Эстонии вызвал интерес и дискуссии на международном уровне, где многие государства оценивают баланс между безопасностью, анонимностью и прозрачностью в условиях цифровой демократии [5].
С декабря 2024 года, все государственные услуги в Эстонии доступны онлайн, через сайты или государственное приложение. Эстония стала лидером в сфере цифровизации правительства [5]. Своевременная инвестиция в IT-сектор и повышение цифровой грамотности населения привели к появлению более эффективных и прозрачных методов предоставления государственных услуг, которыми пользуются почти все граждане Эстонии.
Опыт страны служит примером для других государств, стремящихся к цифровой трансформации. Главными факторами в развитии цифрового правительства выступили продуманная законодательная база, инвестиции в цифровую инфраструктуру, ориентация на человека и повышение уровня цифровой грамотности населения. Приоритеты Эстонии совпадают с глобальными: кибербезопасность, инклюзивные сервисы, цифровая демократия. Страна демонстрирует результаты комплексного подхода и служит моделью для адаптации в международной практике.

