ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
APPLICATION OF THE VISUALIZATION METHOD IN WORKING WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER AS A FACTOR IN DEVELOPING WRITING SKILLS IN ENGLISH LESSONS
Bairova Dilnaz Serikovna
Student, Akhmet Baitursynuly Kostanay Regional University, Republic of Kazakhstan, Kostanay
Khassenova Karina Tairovna
Student, Akhmet Baitursynuly Kostanay Regional University, Republic of Kazakhstan, Kostanay
Morozova Dina Askatovna
Scientific Supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Akhmet Baitursynuly Kostanay Regional University, Republic of Kazakhstan, Kostanay
Аннотация. Статья теоретически обосновывает использование визуализации для развития письменных навыков у детей с РАС в обучении английскому, исследуя ее влияние на когнитивные и мотивационные процессы. Предлагаются виды визуальной поддержки с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
Abstract. The article presents a theoretical analysis of the application of the visualization method as a key factor in the development of writing skills in children with autism spectrum disorder (ASD) in the context of teaching English. The aim of the study is to theoretically substantiate the effectiveness of this method and to identify its complex impact on the cognitive and motivational processes of students. The paper examines the psychological and pedagogical characteristics of children with ASD and determines the most effective types of visual support for the formation of stable writing skills.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС); метод визуализации; визуальная поддержка; письменные навыки; английский язык; инклюзивное образование; когнитивные процессы.
Keywords: autism spectrum disorder (ASD); visualization method; visual support; writing skills; English language; inclusive education; cognitive processes.
Введение
Современная образовательная парадигма направлена на реализацию принципов инклюзивного образования, что обусловливает потребность создания доступных методик работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В этом контексте особую актуальность приобретает обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), у которых часто наблюдаются выраженные трудности в развитии письменных навыков.
Письменная речь сложна для детей с РАС из-за особенностей мышления и восприятия. Привычные подходы неэффективны, что требует поиска новых подходов. Метод визуализации перспективен: он делает обучение доступнее, способствует усвоению слов через ассоциации с картинками, делает занятия проще, снижает стресс и повышает интерес к языкам.
Основная часть
Педагогическая система развития письменных навыков у детей с РАС с применением методов визуализации опирается на принципы наглядности, структурированности, последовательности и индивидуального подхода. Формирование письменной речи невозможно рассматривать вне связи с особенностями развития детей с РАС, потому что, именно визуальное восприятие становится основным ключом получения и обработки информации.
Для построения эффективной педагогической стратегии важно принимать во внимание специфику когнитивного развития детей с РАС. Ключевыми особенностями, влияющими на процесс обучения письменной речи, являются дисфункция исполнительных функций, преобладание визуально-пространственного мышления и потребность в структуре и рутинности .Эти особенности предсказывают необходимость применения методов, которые переводят абстрактные лингвистические понятия в конкретную, стабильную и структурированную визуальную форму.
Методы визуализации можно классифицировать по их функциональному назначению в процессе формирования письменных навыков:
- Визуальные опоры для организации деятельности (расписания, алгоритмы)
- Визуальные опоры для усвоения лексики и грамматики (иллюстрированные словари, карточки PECS)
- Графические организаторы для структурирования высказывания
Постоянное применение визуальных методов оказывает единое воздействие на развитие письменных навыков. Когнитивный эффект проявляется в снижении нагрузки на память и внимании, формировании устойчивых ассоциативных связей. Мотивационный эффект выражается в снижении тревожности и повышении уверенности в своих силах. Коммуникативный эффект заключается в расширении возможностей самовыражения и формировании базиса для сложных форм общения. Далее, необходимо подчеркнуть значимость адаптации визуальных материалов к индивидуальным потребностям каждого ребенка. Универсального решения не существует, и то, что эффективно для одного, может оказаться бесполезным или даже контрпродуктивным для другого. Важно учитывать уровень развития ребенка, его предпочтения, сенсорные особенности и индивидуальный темп обучения.
Заключение. Исследование подтвердило, что визуализация — ключевой метод развития письменных навыков английского у детей с РАС. Этот педагогический феномен помогает устранять коммуникационные барьеры через визуальную поддержку. Обучение английскому детей с РАС требует комплексного подхода, включающего языковую подготовку и pазвитие компенсаторных механизмов.

