ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
Аннотация. У дошкольников с ОНР III уровня существуют проблемы со звукослоговым анализом и правильным употреблением многосложных слов. У таких детей встречаются элизии, персеверации, антиципации, перестановки или замены слогов в сложных по слоговой структуре словах. Для коррекции данных нарушений необходима целенаправленная коррекционная работа. Автором исследования была опробована игровая программа, в которую входили следующие виды игр: игры на развитие чувства ритма и темпа, игры на произнесение слов по слогам, игры на выделение ударного слога, игры на различение длинных и коротких слов, игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза, игры на расширение словарного запаса. Перед началом коррекционной работы была проведена констатирующая диагностика звукослоговой структуры дошкольников. По окончании формирующей работы был организован контрольный эксперимент. Исследование показало, что разработанная игровая программа была эффективной.
Ключевые слова: дошкольники, ОНР, развитие речи, слоговая структура слова, логопедическая работа, развивающие игры
Развитие речи является ключевым направлением в коррекционно-развивающей работе дошкольных образовательных организаций. Речевое развитие характеризует не только собственно речевые навыки, но и психическое развитие ребенка в целом. Развитая речь – обязательное условие успешного старта обучения в школе. Ребенок с хорошими речевыми навыками легко интегрируется в новый коллектив и устанавливает эффективную коммуникацию со сверстниками и педагогами [1].
В настоящее время значительный процент детей имеют отставание в развитии речи. Примерно у 40% детей, имеющих те или иные речевые нарушения, выявляется диагноз ОНР. Дети с недоразвитием речи характеризуются специфическим поведением и сниженной способностью к межличностным коммуникациям [2]. Изначально Р. Е. Левиной были выделены три уровня ОНР [3]. В начале 2000-х годов классификация Р. Е. Левиной была расширена Т.Б. Филичевой, которая описала четвертый уровень ОНР [5]. Слоговая структура речи у дошкольников с ОНР зависит от уровня нарушения речи (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Слоговая структура речи у дошкольников с ОНР различных уровней
Работу по исправлению речи детей с установленным ОНР необходимо начинать и проводить как можно раньше, поскольку развитая речь представляет собой одно из главных условий готовности ребенка к школе. Нарушения речевых функций могут привести к существенным сложностям в учебе, вызвать поведенческие и психологические проблемы у детей.
Коррекционная работа по исправлению звукослоговой структуры речи у детей с ОНР проводится в соответствии с принципами единства коррекции и развития; единства диагностики и коррекции развития; взаимосвязи коррекции и компенсации; индивидуального подхода; системности; поэтапности [3].
Одним из эффективных методов является применение игровых приемов в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР [4]. Игры всегда вызывают у детей живой интерес, они с радостью принимают в них участие, поэтому, помимо коррекционной работы, организация игровых занятий приносит положительный эмоциональный эффект, создает в группе хорошее настроение.
На базе ДОО Детский сад № 1220 комбинированного типа было организовано эмпирическое исследование. Целью исследования было определение эффективности развития речи детей с ОНР при помощи игр. Выборку исследования составили 10 детей старшей группы в возрасте 6 лет, 6 девочек и 4 мальчика, имеющие диагноз ОНР III уровня.
Нами была разработана игровая программа, в ходе которой в интересной и привлекательной для детей форме проводилась работа по развитию навыков звукослогового анализа и правильного употребления слогов в словах.
Была выдвинута гипотеза о том, что использование игр в логопедической работе по развитию звукослоговых навыков способствует улучшению звукослогового анализа и правильному употреблению слов со многими слогами.
Далее в таблице 1 представлены основные этапы работы, их содержание и методические приемы, использованные в разработке игрового материала.
Таблица 1.
Этапы коррекционно-развивающей работы по развитию слоговой структуры слов
|
Этап |
Содержание этапа |
Методическое обеспечение |
|
Подготовительный этап. |
Подготовка детей к пониманию слого-ритмического состава слов. В центре внимания – фонетико-фонематическая сторона, оптико-пространственные представления, слуховой гнозиса. Игры на развитие чувства ритма и темпа, игры на произнесение слов по слогам |
Непосредственные наглядные методы. Практические репродуктивные методы: воспроизведение ритма и темпа, речевого материала. |
|
Основной этап. |
Формирование навыков звукослогового анализа. Коррекция слоговой структуры слова. В центре внимания – правильное произношение слов с различным составом слогов. Игры на различение длинных и коротких слов, игры на выделение ударного слога, игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза |
Опосредованно наглядные методы: рассматривание и рассказывание. Практические репродуктивные методы: воспроизведение речевых образцов. |
|
Закрепляющий этап. |
Закрепление сформированных навыков звукослогового анализа, произнесения слов с различным слоговым составом, повторение изученных тем. Игры на расширение словарного запаса
|
Опосредованно наглядные методы: рассматривание и рассказывание по изображению и видео. Практические продуктивные методы: самостоятельное рассказывание с использованием многосложных слов |
Перед реализацией программы был организован констатирующий эксперимент: диагностика развития звукослоговой структуры речи у дошкольников с ОНР.
По окончании коррекционно-развивающей работы было проведено контрольное исследование, чтобы определить эффективной предложенной игровой программы.
Результаты констатирующего и контрольного исследований представлены далее на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика уровня сформированности слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня: результаты констатирующего и контрольного исследования
Диаграмма наглядно показывает существенный рост уровня сформированности слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня. Таким образом, можно говорить о подтверждении гипотезы: логопедическая работа с использованием игровых приемов эффективна в коррекции речи дошкольников
Вывод. Приведенные данные позволяют установить, что разработанная нами программа игр для развития уровня сформированности слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня является эффективной и может быть использована в работе логопедов и дефектологов.

