Статья:

Необходимость внедрения инноваций в социальной работе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(35)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кушик Г.А. Необходимость внедрения инноваций в социальной работе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 14(35). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/35/39410 (дата обращения: 26.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Необходимость внедрения инноваций в социальной работе

Кушик Глеб Альбертович
студент, «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), РФ, г. Белгород

 

Рост доли пожилых людей в общем объёме населения становится важнейшим социально-демографическим явлением почти всех развитых стран. Этому процессу способствуют успехи в здравоохранении, появление возможностей контролировать ряд опасных заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни, повышение ее качества, а также снижение рождаемости. На смену предыдущему поколению приходит поколение меньшей численности; доля работоспособного населения снижается, а доля лиц старшего возраста, наоборот, возрастает.

Человечество стареет, и это представляет серьезную проблему. Для ее преодоления разрабатываются социальные инновации на глобальном и региональном уровнях. В настоящее время и на ближайшие годы приоритетом социально-экономического развития страны должен стать именно инновационный путь развития. На II Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока, который прошел в июле 2008 года, в городе Новосибирск были выбраны два вектора развития социальной работы: эволюционный путь и инновационный путь. Эволюционный путь предполагает постепенное совершенствование всех звеньев системы социальной работы. Инновационный путь связан с прогнозированием возможных проблем и заблаговременной подготовкой кадров к их решению. Президент России, выделил инновационный путь, который должен стать основным и перспективным в развитии всей социальной сферы в целом [1, с. 54].

Считается, что экономическая депрессия является благоприятным периодом для появления инноваций. В этот период идут активные поиски выхода из кризиса. Если в периоды подъема новые идеи могут подождать, то в периоды спада экономики инновации - это средства, способствующие выходу из кризиса, так называемая, «спасительная соломинка». Целью данной работы является выявление и обоснование необходимости внедрения инноваций в социальной работе.

В работе были использованы такие методы научного исследования как: выявление научной проблемы, обработка и обобщение научных фактов, анализ и синтез полученных данных, представление информации о научных результатах.

В России исторически сложилось так, что социальная сфера развивалась под опекой государства, в значительной степени за счет бюджетов. В новой России активно развиваются различные формы гражданского самоуправления, действуют общественные объединения и гражданские движения, сами граждане отстаивают свои интересы (гражданские инициативы). В современных условиях, государственные социальные службы могут быть менее конкурентоспособными с другими формами социальных услуг. Практика показывает, что платные клиенты имеют тенденцию получать лучшие и более квалифицированные услуги. Они хотели бы без промедлений получать психологическую, юридическую, бытовую помощь. Немаловажным фактором является комфортность условий в социальных учреждениях. Государственные социальные учреждения могут в будущем перейти к самостоятельной экономической деятельности. Необходимо учесть, что такой переход возможен только при качественном скачке в обслуживании, расширении перечня услуг, повышения культуры обслуживания и коммуникации. В связи с этим одним из важнейших направлений в преоб­разовании социальной сферы становится внедрение в практику инновационных стратегий развития, связанных с разработкой более качественных социальных услуг для населения.

С точки зрения инновационной деятельности социальная работа рассматривается как деятельность в обществе, в частности, для достижения оптимального удовлетворения интересов и потребностей общества. Любые социальные преобразования способствуют созданию новых социальных институтов [2, с. 45].

Наличие разных взглядов на сущность понятий «нововведение» и «инновация» позволяет сделать следующее:

· понятия «инновация» и «нововведение» можно считать синонимами, в то время как термин «новшество» имеет иную смысловую нагрузку;

· инновация рассматривается и как процесс, и как результат, и как идея;

· ведущей характеристикой инновации является ее успешное практическое применение.

Социальная инновация рассматривается как сознательно организуемые прогрессивные новшества в практике социальной работы, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющими целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере [3, с. 24].

К инновациям в социальной сфере относят:

· инновации, инициированные клиентами (например, расширение консультативных услуг);

· инновации, обусловленные действиями конкурентов (появление негосударственного социального сектора); инновации, стимулируемые органами государственной власти, (национальные проекты),

· инновации, определяемые имеющимися ресурсами (омоложение персонала, улуч­шение материально-технической базы)

Для социальной работы важнейшей характеристикой инноваций являются их социальные последствия, т. е. улучшение качества жизни населения. К числу других характеристик инноваций в социальной сфере относятся:

·      тиражируемость;

·      завершенность;

·      результативность;

·      неопределенность последствий крупных инноваций;

·      сложность оценки эффекта инноваций;

·      комплексность инноваций;

·      некоммерческий характер;

·      длительный срок отдачи.

К ведущим направлениям инновационной деятельности в социальной сфере России можно отнести:

·      информатизацию социальной сферы

·      участие инновационно-активных организаций в международных программах и конкурсах;

·      расширение круга субъектов социальной деятельности.

Еще одним видом инновационного взаимодействия государства и бизнеса является государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг.[5] Основной принцип ГЧП состоит в том, что государство определяет, в каких услугах нуждается население, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени удовлетворить потребности населения. Основным элементом системы социальной работы являются клиенты, и от их субъективности зависит интенсивность развития или препятствие инновационным процессам. Данный факт определяет главную особенность инноваций в социальной работе. К другим особенностям инновационной деятельности относятся:

· отсутствие достаточных ресурсов для введения в практику нововведений;

· недостаток кадров, владеющих инновационными технологиями;

· многосубъектный и многофакторный характер высокий риск социальной работы, вследствие чего велик риск по явления непредвиденных ситуаций, которые могут существенно деформировать предлагаемые средства и поставленные цели.

В современном обществе одной из основных потребностей становится потребность в безопасности как на уровне личности, так и на уровне цивилизации в целом. Развитие инновационных процессов в социальной сфере должно способствовать удовлетворению этой комплексной потребности. Социальная безопасность в сфере инноваций состоит в предупреждении социальных напряженностей и конфликтов, которые могут возникать на любом этапе процесса внедрения определенных инноваций. Социальная опасность внедрения инноваций заключается в необдуманных, неразборчивых нововведениях, которые не были апробированы в достаточной степени.

Как область научного знания социальная работа сложилась лишь в первой половине XX в. Она стала активно развиваться после того, как социальная работа получила статус профессии. Само институирование профессиональной социальной работы в России стало социальной инновацией [7, с. 12] Продолжается поиск новых концепций социальной работы. Предметом научных исследований в социальной работе становятся инновации, в которых основное внимание отводится специфическим особенностям социальных нововведений, их структуры и типов, а также технологиям инноваций, процедурам, принципам и методам инновационной деятельности, ее организационным формам [10, с. 27].

Система социального обслуживания развивается у нас в стране уже длительный период, но из всех видов услуг наиболее распространенными остаются выдача пособий, материальная, вещевая помощь. В то время как маркетинговые исследования показывают, что другие услуги, такие как консультирование, например, также необходимы российскому населению.

Сложность и комплексность процесса внедрения социальных инноваций предполагает наличие большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса. В следствие чего возникает необходимость создания специализированных структур, задача которых будет в объединении усилий участников взаимодействия для достижения общих целей.

Нужна продуманная государственная политика содействия инновациям в социальной сфере.

 

Список литературы:
1. Бодак А.В. Социальная работа: инновационный путь развития // СОТИС. - 2008. - № 5. - С. 5 4 -60.
2. Друкер 77. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992.
3. Шепетун Ю.В. Инновационные технологии в теории и прак тике социального обслуживания населения России // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 2. – С. 24 29.
4. Швандер В.А., Горфинкелъ В.Я. Инновационный менеджмент: вузовский учебник. – М., 2004.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. ред. С.Н. Сильвестрова. — М., 2008.
7. Пантелеева Т.С. Особенности инноваций в сфере социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. — 2003. — № 2. — С. 12-14.
8. Червякова Г.А. О некоторых аспектах развития инновационных процессов в теории и практике социальной работы // Социальная работа: инновационные и компаративные исследования / под общ. ред. В.И.Жукова. — М., 1998. — С. 23 42
9. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. — СПб., 2000.
10. Шепетун Ю.В. Инновационные технологии в теории и практике социального обслуживания населения России / / Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 2. – С. 24 29.