Статья:

СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Мизин С.И. СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147752 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Мизин Сергей Игоревич
студент, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Когда старший подросток подходит к завершению школьного образования, но еще не принял окончательное решение о будущей карьере, ему предстоит непростой выбор и принятие важного решения, которое определит его дальнейшее развитие. Однако это невозможно без профессионально организованной работы по профориентации.

Эффективная организация такой работы предполагает улучшение и структурирование всех процессов, при этом ключевой задачей является эффективное использование всех доступных ресурсов для достижения максимально возможных результатов.

Процесс подготовки учащихся к выбору профессии представляет собой многоуровневый и сложный комплекс мероприятий. В его рамках находят своё слияние личные амбиции учащихся и интересы различных групп, включая преподавателей и родителей. Эффективная профориентационная деятельность предполагает баланс между строгой организацией и творческой свободой, между установленными стандартами и инициативами, выходящими за рамки формальности.

Э.Ф. Зеер считает, что профориентация представляет собой комплекс научных методов, включающих социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и производственно-технические подходы. Эти меры направлены на предоставление молодым людям персонализированной поддержки в процессе самопознания, выявления и усовершенствования своих талантов и увлечений, а также в определении профессионального пути и развитии стремления к труду в условиях рыночной экономики, многообразия форм собственности и предпринимательской деятельности [4].

Л.А. Иовайша акцентирует внимание на ключевых задачах профориентационной деятельности, которые включают в себя:

- обеспечение профориентационной поддержки учащимся в процессе определения будущей профессиональной области;

- формирование у учащихся осознанного отношения к труду и профессионального самоопределения, которое предполагает свободу выбора области деятельности, соответствующей их личным качествам, способностям и одновременно учитывающей спрос на рынке труда [1].

Основателями профориентационной работы считаются А. Бине, Ф. Гальтон, Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс и Л. Термен, которые первыми создали психологические тесты для оценки профессиональных качеств индивида.

Задача профориентации заключается в предоставлении поддержки и информации для правильного выбора образовательных направлений. Умелый профессиональный выбор – это индивидуальное решение, принимаемое человеком, понимающим свою ответственность за стратегию своего будущего развития.

Школьная профориентация направлена на развитие у учеников способности к самостоятельному и осознанному планированию, изменению и осуществлению собственных профессиональных намерений.

В рамках образовательного учреждения данная деятельность осуществляется как в учебном процессе, так и за его пределами, включая внешкольные мероприятия. Она предполагает сотрудничество учебного заведения с различными внешними структурами, такими как семья, специализированные образовательные учреждения, службы по трудоустройству, а также предприятия и организации.

Профориентационная работа социального педагога является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе и направлена на решение ряда задач, включая психолого-педагогические, социально-экономические и медико-физиологические.

При проведении профориентационной деятельности социальным педагогом в учебных заведениях применяются ключевые принципы:

  • регулярность и связность (особое внимание уделяется ученикам девятого и одиннадцатого классов);
  • персонализированный подход к старшеклассникам, учитывающий индивидуальные особенности их интересов, ценностные предпочтения и жизненные цели, а также успеваемость;
  • балансированное использование различных форм профориентации – массовых, групповых и индивидуальных, направленных на старшеклассников и их родителей;
  • тесная связь между школой, семьей, профессиональными учебными заведениями и службой занятости.

Подбор будущей карьеры для старшеклассников часто вызывает внутренний конфликт. Это связано с огромным количеством возможных профессий. Процесс профессионального выбора обычно включает в себя четыре ключевых этапа.

1. Игровая стадия – здесь маленький ребенок играет в разные профессии, имитируя соответствующие действия.

2. Этап юношеской мечты – здесь подросток представляет себя в роли какой-либо притягательной для него профессии.

3. На третьем этапе, охватывающем подростковый и начало взрослого возраста, происходит предварительный выбор будущей профессии. В этот период подросток оценивает различные профессиональные направления, исходя из своих талантов и убеждений.

4. На заключительной стадии происходит фактическое утверждение выбранного пути.

Программа профессионального выбора для учеников старших классов (9-11) предполагает:

- анализ индивидуальных характеристик: увлечений, талантов и профессиональных амбиций;

- создание эссе о будущей карьере и презентации о выбранной специальности;

- организацию семинаров по ключевым аспектам: как сделать верный выбор карьеры, как определить профессиональную годность к определённой работе, каковы требования к физическим и ментальным качествам в разных сферах, каков уровень профессиональных знаний и умений среди специалистов разных направлений;

- самостоятельное изучение специализированной литературы по выбранному направлению и прочее.

Таким образом, стоит подчеркнуть ключевые аспекты профориентационной деятельности социального педагога: это планомерное развитие у учащихся старших классов способности к сознательному и независимому определению, корректировке и осуществлению личных профессиональных планов, воспитание уважения к работе как к важной составляющей жизни, стимулирование интереса к различным областям трудовой активности, психологическая поддержка учащихся, развитие целеустремленности, адаптированности и коммуникабельности, определение личных ценностей и предпочтений в выборе профессии, диагностика профессиональных склонностей, а также создание программы для старшеклассников, которая поможет им сделать правильный профессиональный выбор [3].

Умело организованная систематическая работа по профориентации в выпускных классах, осуществляемая социальным педагогом, играет ключевую роль в развитии у учеников многообразного взгляда на рабочее пространство и профессии. Этот процесс формирует у них уважение к труду, а также осознание важности профессиональной деятельности для благосостояния и прогресса общества [1].

Итак, в рамках профориентационной работы социальный педагог направляет учащегося на выявление и определение своих профессиональных устремлений и склонностей, а также личностных характеристик, которые необходимы для успешного освоения выбранной профессиональной области. Он обеспечивает ученика информацией о содержании и условиях работы в интересующей его сфере, а также обучает основам принятия решений и стратегического планирования своего будущего профессионального пути.

 

Список литературы:
1. Иовайша, Л.А. Проблемы профориентационной организации школьников / Л.А. Иовайша. – М.: Педагогика, 1983. - 122 с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1997. – 147 с.
4. Толстых, А.В. Возраст и жизнь / А.В. Толстых. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 226 с.