СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Когда старший подросток подходит к завершению школьного образования, но еще не принял окончательное решение о будущей карьере, ему предстоит непростой выбор и принятие важного решения, которое определит его дальнейшее развитие. Однако это невозможно без профессионально организованной работы по профориентации.
Эффективная организация такой работы предполагает улучшение и структурирование всех процессов, при этом ключевой задачей является эффективное использование всех доступных ресурсов для достижения максимально возможных результатов.
Процесс подготовки учащихся к выбору профессии представляет собой многоуровневый и сложный комплекс мероприятий. В его рамках находят своё слияние личные амбиции учащихся и интересы различных групп, включая преподавателей и родителей. Эффективная профориентационная деятельность предполагает баланс между строгой организацией и творческой свободой, между установленными стандартами и инициативами, выходящими за рамки формальности.
Э.Ф. Зеер считает, что профориентация представляет собой комплекс научных методов, включающих социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и производственно-технические подходы. Эти меры направлены на предоставление молодым людям персонализированной поддержки в процессе самопознания, выявления и усовершенствования своих талантов и увлечений, а также в определении профессионального пути и развитии стремления к труду в условиях рыночной экономики, многообразия форм собственности и предпринимательской деятельности [4].
Л.А. Иовайша акцентирует внимание на ключевых задачах профориентационной деятельности, которые включают в себя:
- обеспечение профориентационной поддержки учащимся в процессе определения будущей профессиональной области;
- формирование у учащихся осознанного отношения к труду и профессионального самоопределения, которое предполагает свободу выбора области деятельности, соответствующей их личным качествам, способностям и одновременно учитывающей спрос на рынке труда [1].
Основателями профориентационной работы считаются А. Бине, Ф. Гальтон, Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс и Л. Термен, которые первыми создали психологические тесты для оценки профессиональных качеств индивида.
Задача профориентации заключается в предоставлении поддержки и информации для правильного выбора образовательных направлений. Умелый профессиональный выбор – это индивидуальное решение, принимаемое человеком, понимающим свою ответственность за стратегию своего будущего развития.
Школьная профориентация направлена на развитие у учеников способности к самостоятельному и осознанному планированию, изменению и осуществлению собственных профессиональных намерений.
В рамках образовательного учреждения данная деятельность осуществляется как в учебном процессе, так и за его пределами, включая внешкольные мероприятия. Она предполагает сотрудничество учебного заведения с различными внешними структурами, такими как семья, специализированные образовательные учреждения, службы по трудоустройству, а также предприятия и организации.
Профориентационная работа социального педагога является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе и направлена на решение ряда задач, включая психолого-педагогические, социально-экономические и медико-физиологические.
При проведении профориентационной деятельности социальным педагогом в учебных заведениях применяются ключевые принципы:
- регулярность и связность (особое внимание уделяется ученикам девятого и одиннадцатого классов);
- персонализированный подход к старшеклассникам, учитывающий индивидуальные особенности их интересов, ценностные предпочтения и жизненные цели, а также успеваемость;
- балансированное использование различных форм профориентации – массовых, групповых и индивидуальных, направленных на старшеклассников и их родителей;
- тесная связь между школой, семьей, профессиональными учебными заведениями и службой занятости.
Подбор будущей карьеры для старшеклассников часто вызывает внутренний конфликт. Это связано с огромным количеством возможных профессий. Процесс профессионального выбора обычно включает в себя четыре ключевых этапа.
1. Игровая стадия – здесь маленький ребенок играет в разные профессии, имитируя соответствующие действия.
2. Этап юношеской мечты – здесь подросток представляет себя в роли какой-либо притягательной для него профессии.
3. На третьем этапе, охватывающем подростковый и начало взрослого возраста, происходит предварительный выбор будущей профессии. В этот период подросток оценивает различные профессиональные направления, исходя из своих талантов и убеждений.
4. На заключительной стадии происходит фактическое утверждение выбранного пути.
Программа профессионального выбора для учеников старших классов (9-11) предполагает:
- анализ индивидуальных характеристик: увлечений, талантов и профессиональных амбиций;
- создание эссе о будущей карьере и презентации о выбранной специальности;
- организацию семинаров по ключевым аспектам: как сделать верный выбор карьеры, как определить профессиональную годность к определённой работе, каковы требования к физическим и ментальным качествам в разных сферах, каков уровень профессиональных знаний и умений среди специалистов разных направлений;
- самостоятельное изучение специализированной литературы по выбранному направлению и прочее.
Таким образом, стоит подчеркнуть ключевые аспекты профориентационной деятельности социального педагога: это планомерное развитие у учащихся старших классов способности к сознательному и независимому определению, корректировке и осуществлению личных профессиональных планов, воспитание уважения к работе как к важной составляющей жизни, стимулирование интереса к различным областям трудовой активности, психологическая поддержка учащихся, развитие целеустремленности, адаптированности и коммуникабельности, определение личных ценностей и предпочтений в выборе профессии, диагностика профессиональных склонностей, а также создание программы для старшеклассников, которая поможет им сделать правильный профессиональный выбор [3].
Умело организованная систематическая работа по профориентации в выпускных классах, осуществляемая социальным педагогом, играет ключевую роль в развитии у учеников многообразного взгляда на рабочее пространство и профессии. Этот процесс формирует у них уважение к труду, а также осознание важности профессиональной деятельности для благосостояния и прогресса общества [1].
Итак, в рамках профориентационной работы социальный педагог направляет учащегося на выявление и определение своих профессиональных устремлений и склонностей, а также личностных характеристик, которые необходимы для успешного освоения выбранной профессиональной области. Он обеспечивает ученика информацией о содержании и условиях работы в интересующей его сфере, а также обучает основам принятия решений и стратегического планирования своего будущего профессионального пути.