Статья:

Особенности потребительского рынка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лекомцева И.С. Особенности потребительского рынка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 15(36). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/36/39543 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности потребительского рынка

Лекомцева Инна Сергеевна
магистрант, ВятГУ, РФ, г. Киров

 

Потребительский рынок - система товарно-денежных и организационно-экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами, производящими и/или реализующими товары и услуги, и индивидуальными потребителями, приобретающими эти товары для личного использования.

Чтобы оказать влияние на состояние общенациональной экономики нужен результа­тивно функционирующий потребительский рынок, который автоматически реализовывает ряд задач. К таким задачам относятся: расширение производства, увеличение качества выпускаемой продукции за счет развития конкуренции, преодоление монополизации, расширение спектра выпускаемых товаров для полного удовлетворения нужд населения.

Структура потребительского рынка образована разными отраслями. В каждой отрасли осуществляются товарно-денежные операции, а также выполняется товарооборот. Основными отраслями потребительского рынка являются:

·      рынок продовольственной продукции (продукты питания, пищевое сырье и так далее);

·      рынок непродовольственной продукции (включая одежду, культурно-бытовую продук­цию, хозтовары и так далее);

·      рынок услуг (коммунальные, образовательные, медицинские, транспортные услуг и так далее);

·      рынок жилья (предоставление домов, квартир и общежитий населению).

Выдвигаются следующие условия для достижения наибольшей результативности и развитости рынка товаров и услуг:

·      обеспечение свободного доступа к рынку любых экономических субъектов (производителей/продавцов/потребителей);

·      обеспечение свободного перемещения материально-вещественных, финансовых и трудовых ресурсов;

·      наличие равных условий хозяйствования для всех предпринимателей;

·      предупреждение монополизации рынка (проведение антимонопольной политики).

Следует заметить, что решающим фактором на потребительском рынке является потребитель, а это значит, что покупка определенного товара практически полностью зависит от него.

Необходимо учитывать нижеперечисленные факторы на потребительском рынке, которые оказывают влияние на мнение покупателей и их нужды:

1.    Социально-демографические факторы:

·      пол;

·      возраст;

·      образование;

·      уровень доходов;

·      вид деятельности;

·      семейное положение;

·      наличие детей.

2.  Экономические факторы:

·      уровень занятости;

·      уровень безработицы;

·      инфляция;

·      общее экономическое положение в государстве.

3.  Национально-культурные факторы:

·      культурный уровень населения;

·      воспитание;

·      мода;

·      традиции, обычаи, ценности.

4.  Психологические факторы:

·      мотивация;

·      мотив (или побуждение);

·      убеждение и отношение;

·      восприятие.

Следовательно, можно сделать вывод, что выбор человека зависит от факторов социального, экономического, культурного, личного и психологического характера. Одни из этих факторов не поддаются влиянию и к ним подстраиваются (подбирая покупателя), другие - поддаются и на них оказывают влияние. Используя эту информацию можно разра­ботать востребованный и покупаемый товар, стимулировать его продажу или выбрать свой сектор рынка.

Важным элементом на потребительском рынке является стратегический маркетинг – это периодически проводимый динамический анализ изменения требований текущих и потенциальных потребителей товаров и услуг в соответствии с изменениями ситуации на исследуемом рынке.

Требования и предпочтения покупателей могут изменяться по следующим причинам:

1.    Перенасыщение рынка данной категорией товаров и услуг;

2.    Увеличение конкуренции на рынке;

3.    Изменение моды, а также ряд других обстоятельств.

Задача стратегического маркетинга в таком случае заключается в проведении комплексного анализа рынка:

·      анализ потребителей продукции (товаров, услуг);

·      анализ конкуренции на исследуемом рынке товаров и услуг;

·      анализ реализации товаров и услуг;

·      оценка текущего и потенциального сегментов рынка;

·      сегментация изделий (товаров, услуг) по их эффективности и объемам рынка сбыта и предоставления услуг.

Неотъемлемой частью на потребительском рынке является ценовой маркетинг. Характерным для ценового маркетинга в данном случае является то, что покупатель, в итоге, решает, является ли цена приемлемой.

Задачами ценообразования при этом являются:

1.    Выявление потребностей между ценой и ценностью продукта;

2.    Оценка соотношения.

Каждая цена определяет различную величину спроса, он характеризует реакцию покупателя на рыночное предложение.

Для того чтобы активно продвигать товар на рынок необходимы маркетинговые коммуникации. К главным средствам коммуникаций на потребительском рынке относятся: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи, прямой маркетинг.

Таблица 1.

 

Выбор средства коммуникации зависит от особенностей целевой аудитории.

Так же неотъемлемой частью потребительского рынка являются маркетинговые исследования. Особенности организации маркетинговых исследований заключаются в том, что основная цель их проведения выражается в получении целостного представления о поку­пателе, иначе говоря - портрета покупателя: его экономическое и социальное положение, возраст, пол, взгляды, предпочтения и привязанности, и так далее.

Основные направления получения информации о покупателях:

·      отношение к самой организации;

·      отношение (мнение, предпочтение) к различным сторонам деятельности организации;

·      уровень удовлетворения запросов (ожиданий) покупателей;

·      желания покупателей;

·      принятие решений о приобретении товара;

·      поведение покупателей в процессе покупки и после покупки;

·      мотивация покупателей.

Изучение того, как быстро и на основе какой информации, и мотивов потребитель принимает решение о покупке, дает возможность выработать меры, которые помогают потребителю пройти данные этапы в выгодном для рынка направлении.

Применить результаты маркетинговых исследований можно для:

· верного формирования выборок покупателей при изучении их намерений и поведения;

· разработки рациональной тенденции по продвижению товаров, а именно, при планировании коммуникационной кампании (выбор содержания рекламных сообщений и их носителей);

· адаптации товара (его концепции, дизайн, упаковка и тому подобное) к потребностям различных групп покупателей;

· выбора наиболее подходящей торговой сети.

 

Список литературы:
1. Потребительский рынок города: состояние и перспективы [Текст]: монография / кол. авт. под руководством Т.В. Усковой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. – 111 с.
2. Соловьев Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2009.