Особенности потребительского рынка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)
Особенности потребительского рынка
Потребительский рынок - система товарно-денежных и организационно-экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами, производящими и/или реализующими товары и услуги, и индивидуальными потребителями, приобретающими эти товары для личного использования.
Чтобы оказать влияние на состояние общенациональной экономики нужен результативно функционирующий потребительский рынок, который автоматически реализовывает ряд задач. К таким задачам относятся: расширение производства, увеличение качества выпускаемой продукции за счет развития конкуренции, преодоление монополизации, расширение спектра выпускаемых товаров для полного удовлетворения нужд населения.
Структура потребительского рынка образована разными отраслями. В каждой отрасли осуществляются товарно-денежные операции, а также выполняется товарооборот. Основными отраслями потребительского рынка являются:
· рынок продовольственной продукции (продукты питания, пищевое сырье и так далее);
· рынок непродовольственной продукции (включая одежду, культурно-бытовую продукцию, хозтовары и так далее);
· рынок услуг (коммунальные, образовательные, медицинские, транспортные услуг и так далее);
· рынок жилья (предоставление домов, квартир и общежитий населению).
Выдвигаются следующие условия для достижения наибольшей результативности и развитости рынка товаров и услуг:
· обеспечение свободного доступа к рынку любых экономических субъектов (производителей/продавцов/потребителей);
· обеспечение свободного перемещения материально-вещественных, финансовых и трудовых ресурсов;
· наличие равных условий хозяйствования для всех предпринимателей;
· предупреждение монополизации рынка (проведение антимонопольной политики).
Следует заметить, что решающим фактором на потребительском рынке является потребитель, а это значит, что покупка определенного товара практически полностью зависит от него.
Необходимо учитывать нижеперечисленные факторы на потребительском рынке, которые оказывают влияние на мнение покупателей и их нужды:
1. Социально-демографические факторы:
· пол;
· возраст;
· образование;
· уровень доходов;
· вид деятельности;
· семейное положение;
· наличие детей.
2. Экономические факторы:
· уровень занятости;
· уровень безработицы;
· инфляция;
· общее экономическое положение в государстве.
3. Национально-культурные факторы:
· культурный уровень населения;
· воспитание;
· мода;
· традиции, обычаи, ценности.
4. Психологические факторы:
· мотивация;
· мотив (или побуждение);
· убеждение и отношение;
· восприятие.
Следовательно, можно сделать вывод, что выбор человека зависит от факторов социального, экономического, культурного, личного и психологического характера. Одни из этих факторов не поддаются влиянию и к ним подстраиваются (подбирая покупателя), другие - поддаются и на них оказывают влияние. Используя эту информацию можно разработать востребованный и покупаемый товар, стимулировать его продажу или выбрать свой сектор рынка.
Важным элементом на потребительском рынке является стратегический маркетинг – это периодически проводимый динамический анализ изменения требований текущих и потенциальных потребителей товаров и услуг в соответствии с изменениями ситуации на исследуемом рынке.
Требования и предпочтения покупателей могут изменяться по следующим причинам:
1. Перенасыщение рынка данной категорией товаров и услуг;
2. Увеличение конкуренции на рынке;
3. Изменение моды, а также ряд других обстоятельств.
Задача стратегического маркетинга в таком случае заключается в проведении комплексного анализа рынка:
· анализ потребителей продукции (товаров, услуг);
· анализ конкуренции на исследуемом рынке товаров и услуг;
· анализ реализации товаров и услуг;
· оценка текущего и потенциального сегментов рынка;
· сегментация изделий (товаров, услуг) по их эффективности и объемам рынка сбыта и предоставления услуг.
Неотъемлемой частью на потребительском рынке является ценовой маркетинг. Характерным для ценового маркетинга в данном случае является то, что покупатель, в итоге, решает, является ли цена приемлемой.
Задачами ценообразования при этом являются:
1. Выявление потребностей между ценой и ценностью продукта;
2. Оценка соотношения.
Каждая цена определяет различную величину спроса, он характеризует реакцию покупателя на рыночное предложение.
Для того чтобы активно продвигать товар на рынок необходимы маркетинговые коммуникации. К главным средствам коммуникаций на потребительском рынке относятся: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи, прямой маркетинг.
Таблица 1.
Выбор средства коммуникации зависит от особенностей целевой аудитории.
Так же неотъемлемой частью потребительского рынка являются маркетинговые исследования. Особенности организации маркетинговых исследований заключаются в том, что основная цель их проведения выражается в получении целостного представления о покупателе, иначе говоря - портрета покупателя: его экономическое и социальное положение, возраст, пол, взгляды, предпочтения и привязанности, и так далее.
Основные направления получения информации о покупателях:
· отношение к самой организации;
· отношение (мнение, предпочтение) к различным сторонам деятельности организации;
· уровень удовлетворения запросов (ожиданий) покупателей;
· желания покупателей;
· принятие решений о приобретении товара;
· поведение покупателей в процессе покупки и после покупки;
· мотивация покупателей.
Изучение того, как быстро и на основе какой информации, и мотивов потребитель принимает решение о покупке, дает возможность выработать меры, которые помогают потребителю пройти данные этапы в выгодном для рынка направлении.
Применить результаты маркетинговых исследований можно для:
· верного формирования выборок покупателей при изучении их намерений и поведения;
· разработки рациональной тенденции по продвижению товаров, а именно, при планировании коммуникационной кампании (выбор содержания рекламных сообщений и их носителей);
· адаптации товара (его концепции, дизайн, упаковка и тому подобное) к потребностям различных групп покупателей;
· выбора наиболее подходящей торговой сети.