Статья:

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАДЕТА-ПОДРОСТКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шатохин А.И. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАДЕТА-ПОДРОСТКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 17(38). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/38/40043 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАДЕТА-ПОДРОСТКА

Шатохин Артём Игоревич
Магистрант, ФГБОУ ВО «ОмГПУ», РФ, г. Омск

 

Информационные технологии являются современными технологическими системами серьезного стратегического значения, в первую очередь, политического, экономического, культурного, социального и т.д. Информационно-коммуникационные технологии определили формирование инновационной концепции мирового порядка "Кто владеет информацией, тот владеет миром".

В последние два десятилетия в образовательных организациях активно применяются информационно-коммуникационные технологии.

Данный процесс способствовал интенсивному развитию учебного программного обеспечения в образовании, которое оказывает существенное влияние на решение многих задач современной образовательной системы, доступность и качество образования, разнообразие форм представления учебного материала, использование интерактивных технологий и методов образования.

Кроме этого, информационно-коммуникационные технологии способствуют решению одной из важных и актуальных задач педагогики, а именно, проблемы развития мотивации учебной деятельности обучающихся. Для того чтобы данные технологии не превратились в средство развлечения, а несли серьезный воспитательный и учебный потенциал, должны способствовать формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся. Процесс развития информационно-коммуникативной компетентности молодых людей в последние десятилетия активно изучается и анализируется во всех сферах научной мысли и практической деятельности. Она связана со способностью и готовностью обучающихся применять информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее организации, обработки, оценки, а также ее трансформации и распространении с целью эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.

Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ.

Применению информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности организации посвящены исследования следующих ученых: Сукиязов А.Г., Крамаров С.О., Карякин Ю.В., Захарова И. Г., Панюкова С.В. и других, которые рассматривали особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности обучающихся, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов, особенности использования информационно-коммуникационных технологий для организации различных видов занятий.

Современное общество уже нельзя представить без всемирной сети Интернета, компьютерных технологий и гаджетов, которые с каждым днём становятся всё более привычными и незаменимыми. Смартфоны, планшеты, «умные приборы», роботы, автопилоты, системы безопасности, «умные дома», принтеры, создающие 3D модели – всё это ещё несколько лет назад казалось фантастикой, а уже сейчас используется в повседневном быту практически любого современного человека, идущего в ногу со временем. С каждым годом количество электронных умных устройств, улучшающих жизнь современного человека, стремительно растёт. Стремительно изменяющаяся среда жизнедеятельности молодого человека оказывает сильное влияние на формирование новых требований к системе образования. В системе факторов, оказывающих активное влияние на развитие личности, необходимо учитывать инновационный вид деятельности, в который включена современная молодежь, а именно: информационно-коммуникационные технологии.

Особенно сильное воздействие такие новшества оказывают на детей и подростков. Ещё лет 10 назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под сильным влиянием компьютерных технологий, рекламы, VR очков, гаджетов, игровых приставок и интернета, современная молодежь все сильнее уходит в виртуальное пространство. Сейчас, школьнику для прочтения книги нет необходимости идти за ней в библиотеку, достаточно "скачать" ее на свой планшет или электронную книгу. Часто общение посредством социальных сетей, мессенджеров и компьютерных игр заменяет молодежи «живое» общение. Но даже если подросток не захотел сидеть дома и вышел на улицу, не редко можно наблюдать картину, например, как в парке, молодые люди, вместо живого общения друг с другом сидят прикованные к своим смартфонам, планшетам, ноутбукам.

Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиа-средств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования).

Правильное использование ИКТ позволяет добиться хороших результатов в обучении и сделать уроки более интересными и продуктивными. Но возникает проблема, насколько применяемые технологии оправдывают свое назначение и каким образом использование гаджетов и электроники отразится на физическом и психическом здоровье современного ученика.

А ведь мы знаем, что одной из главной целью кадетского корпуса является формирование и укрепление здоровья кадетов, будущих потенциальных защитников Родины. Для того, чтобы достичь максимального эффекта и не навредить здоровью кадет, преподавателям необходимо соблюдать нормы, при которых дети не успевают устать от использования электронных устройств на уроках и способны сохранять продуктивность для освоения нового материала. По результатам моих наблюдений, лишь 30% педагогов видят в современной технике «помощников», которые могут повысить мотивацию к обучению и качество усвояемого материала, остальные же против ИКТ, либо используют в процессе обучения возможности не в полном объёме, мотивируя это тем, что старое доброе слово учителя и мел лучше и эффективнее. На наш взгляд, причина в отожествлении ИКТ не со средством, а с целью. И если ИКТ рассматривать, как эффективное средство организации и проведения урока, его качество повышается.

В монографии “Философский смысл детства”, Людмила Константиновна Нефёдова, справедливо отмечает, что очень часто сущность детства и ребёнка, как объекта воздействия, остаётся на втором плане. Необходимо исследовать самого ребёнка, детей и детства. Разделяя точку зрения автора и считаю, что каждый подросток является не только активным субъектом культуры посредством её включения в нее или её потребления, но и активным творцом! И это обязательно нужно учитывать при работе с детьми, как и возрастные особенности подростка, для того чтобы правильно использовать современные средства в организации его деятельности с ИКТ, что бесспорно будет влиять на развитие его личности.

Новейшие ИКТ технологии, в процессе работы с ними, позволяют подростку взаимодействовать с визуальными образами и элементами на экране, сформировать гибкие, подвижные представления и образы, которые влияют на развитие логики и образного мышления у подростка. Более того, отработка навыков и умений на современных тренажёрах, позволяют детям освоить практические навыки, без риска для здоровья и стресса и в дальнейшем выходить более подготовленными к реальным ситуациям в обучении и жизни.

Стремительное развитие индустрии информационных технологий диктует свои правила и затягивает в свои сети. Интернет пространство перенасыщено самой различной информацией, которая может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование психики подростка. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют молодежи огромные возможности для организации процесса общения со сверстниками, найти единомышленников, сторонников, разделяющих их интересы, вступать в общение вне зависимости от места проживания. Также ИКТ способны снимать языковые барьеры, что способствует упрощению процесса общения. Персональные компьютеры - планшетники, смартфоны - процесс общения еще сильнее упрощают, вне зависимости от места и времени общения [1].

При этом социальные сети оказывают спорное влияние на развитие личности молодого человека. Увеличивая время и возможности виртуального общения, современные ИКТ сокращают реальное, "живое" общение. Вместе с тем, информационное общество несет в себе социальные риски и опасности:

·      гигантские потоки информации порождают риск того, что необходимая информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена, в том числе, из-за недолговечности используемых носителей информации;

·      становится все труднее ориентироваться в объемах информации, особенно в получении и переработки ее;

·      зависимость личности от информационной техники и технологий порождает опасность манипулирования его сознанием и поведением.

Инновационные информационно-коммуникационные технологии позволяют виртуально познавать мир, прилагая к этому минимум финансовых и практических возможностей. Традиционные сайты, сайты с онлайн-видео в реальном времени расширяют границы познания окружающей действительности для молодых людей.

Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует появлению новых профессий, молодым людям работоспособного возраста (14 лет и старше) Интернет дает возможность дополнительного заработка. Самым распространенным видом профессиональной деятельности для молодых людей является работа с написанием статей и обработки текста [2]. Начиная с 2010 гг., появляются новые специальности IT-специалисты, логисты, руководители IN-проектов, инженеры и специалисты по нанотехнологиям и т.д. Развитие ИКТ не стоит на месте, сейчас одна из задач, которая стоит перед системой образования - подготовить молодых людей к деятельности, которая еще не существует, используя технологии, которые еще не изобретены [3].

Таким образом, информационное общество - это становление цивилизации, в основе которой лежит особая нематериальная субстанция, которой является информация. В информационном обществе информация обладает свойством вступать во взаимодействие с духовным и материальным миром человека. Следовательно, информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных проектов и т.д. С другой стороны, информация является средством для выстраивания межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.

Таким образом, при организации процесса обучения и воспитания современной молодежи, необходимо учитывать глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации. Наша задача - научить подрастающее поколение использовать современные информационно-коммуникационные технологии таким образом, чтобы их использование оказывало только положительное влияние на развитие и формирование личности и общества в целом.

 

P.S. Хотелось бы закончить статью словами Сухомлинского Василия Александровича (великий русский педагог-инноватор), который говорил: “Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребёнок познаёт добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла.”

 

Список литературы:
1. Погорский Э. К. Роль молодежи в формировании информационного общества // Инфор-мационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 2 (март -апрель)
2. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности сту-дентов вуза с использованием технологии учебных полей: автореф. дис…канд. пед. наук: 13.00.08/ А.В.Богданова. - Тольятти, 2011.- 33с.
3. Андрианова Л. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности кадет/Л.В.Андрианова// Молодой уче-ный. 2015. №24.2. С.1-3.