Понятие и формы замещающей семьи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Понятие и формы замещающей семьи
Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нём, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живёт одной жизнью, одними интересами. В первую очередь ребенку необходима мать или лицо, полностью её заменяющее. С удовлетворением психических потребностей ребёнка лучше всего справляется здоровая семейная обстановка. Благоприятная семейная среда предоставляет ребёнку безграничные возможности для формирования личности и она естественным образом вводит его в постепенно расширяющиеся социальные отношения, создаёт предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Термин «замещающая семья» юридически не определен ни одной нормой права в РФ. В широком смысле, понятие «замещающая семья» применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения биологических (кровных) родителей, таких как: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа. В настоящее время многими исследователями в области психологии, педагогики, социологии замещающая семейная забота о детях-сиротах признается наиболее эффективной альтернативой воспитанию в условиях интернатных учреждений, так как замещающая семья наиболее полно отвечает психологическим потребностям ребенка, дает ему ощущение стабильности и постоянства, приобщает его к обычаям, традициям и ценностям, обучает его социальным нормам и правилам, обеспечивает условия для полноценного развития его личности. Согласно общим сложившимся критериям, замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными из них являются 3 формы: усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей. Так как в быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи относят к приемным. Тем не менее, даже при поверхностном изучении вопроса очевидны существенные различия в формах семейного устройства:
- Усыновление (удочерение).
Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (с правами равными родному) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.
- Приемная семья.
Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.
- Детский дом семейного типа.
Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.
- Опекунская семья.
Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Ребенок пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.
- Семейная воспитательная группа.
Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.
- Патронатное (гостевое) воспитание.
Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся в семье до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.
- Детские деревни SOS.
Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть. Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов. После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.
- Фостерные семьи.
В России такая форма не распространена. По сути, фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.
У данной формы есть одна особенность: профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование.
Не смотря на фактически сложившиеся правоотношения в виде указанных выше форм социального устройства, исследователи этого явления по-разному интерпретируют сущность замещающей семьи:
- К примеру, Ж.А. Захарова отмечает, что замещающая семья это форма семейного устройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.
- В.Н.Ослон, рассматривает замещающую семью как особый тип семейной системы, возникающую в результате объединения базисной семьи и приемного ребенка, реализующуюся в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития. Замещающая семья представляет собой, по мнению автора, одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. По мнению Ослон, замещающая семейная забота возникла как альтернатива воспитания ребенка в сиротском учреждении.
- С точки зрения И.И. Осиповой, замещающая семья - это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семья усыновителей, приемная, патронатная, опекунская семья, семейно-воспитательная группа, семейный детский дом и так далее).
- По мнению Н. А. Хрустальковой, замещающую семью как любой тип семейного устройства ребенка составляют приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении. Профессионально-замещающая семья это семья, где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, приемный родитель получает социальные гарантии педагога, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания; одновременно с созданием таких семей организуются службы, сопровождающие детей-сирот до их совершеннолетия.
- Согласно позиции Н.А. Рыбаковой и И.Н. Старостиной, профессиональная семья - наиболее адекватная для ребенка ситуация социального развития, когда можно называть вещи своими именами. Во-первых, не нужно скрывать тайну усыновления, то есть не нужно извращать реальность, игнорируя или переопределяя ее. Во-вторых, такая семья это не только форма устройства ребенка на воспитание в семью (без его усыновления / удочерения) по обоюдному согласию сторон, но и новый вид профессиональной занятости работы на дому, в силу чего этот институт социализации детей-сирот больше открыт к помощи и поддержки со стороны специалистов. Таким образом, мы видим, что замещающая семья для ребенка выступает как форма, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Замещающее родительство это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений в отношении роли замещающего родителя, имеющее определенную структуру (мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты), соотнесенную с социально-историческим и микросоциальным контекстом. В свою очередь, профессиональная замещающая семья образуется в результате включения в нее ребенка-сироты, что является своеобразным этапом развития самой базисной семьи, то есть семьи до включения в нее приемного ребенка, и в определенной степени позволяет воспроизвести модель многодетной многопоколенной семьи. При этом значительную роль играет готовность семьи вцелом к изменениям на уровне системной структуры и стратегий системного и личностного функционирования, иначе ребенок будет отвергнут системой.