Статья:

Понятие и формы замещающей семьи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Яковлева К.В. Понятие и формы замещающей семьи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67380 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и формы замещающей семьи

Яковлева Ксения Владимировна
магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нём, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живёт одной жизнью, одними интересами. В первую очередь ребенку необходима мать или лицо, полностью её заменяющее. С удовлетворением психических потребностей ребёнка лучше всего справляется здоровая семейная обстановка. Благоприятная семейная среда предоставляет ребёнку безграничные возможности для формирования личности и она естественным образом вводит его в постепенно расширяющиеся социальные отношения, создаёт предпосылки для  вступления в самостоятельную жизнь. Термин «замещающая семья» юридически не определен ни одной нормой права в РФ. В широком смысле, понятие «замещающая семья» применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения биологических (кровных) родителей, таких как: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа. В настоящее время многими исследователями в области психологии, педагогики, социологии замещающая семейная забота о детях-сиротах признается наиболее эффективной альтернативой воспитанию в условиях интернатных учреждений, так как замещающая семья наиболее полно отвечает психологическим потребностям ребенка, дает ему ощущение стабильности и постоянства, приобщает его к обычаям, традициям и ценностям, обучает его социальным нормам и правилам, обеспечивает условия для полноценного развития его личности. Согласно общим сложившимся критериям, замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными из них являются 3 формы: усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей. Так как в быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи относят к приемным. Тем не менее, даже при поверхностном изучении вопроса очевидны существенные различия в формах семейного устройства:

- Усыновление (удочерение).

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (с правами равными родному) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

- Приемная семья.

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

- Детский дом семейного типа.

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

- Опекунская семья.

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Ребенок пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

- Семейная воспитательная группа.

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

- Патронатное (гостевое) воспитание.

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся в семье до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

- Детские деревни SOS.

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть. Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов. После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

- Фостерные семьи.

В России такая форма не распространена. По сути, фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

У данной формы есть одна особенность: профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование.

Не смотря на фактически сложившиеся правоотношения в виде указанных выше форм социального устройства, исследователи этого явления по-разному интерпретируют сущность замещающей семьи:

- К примеру, Ж.А. Захарова отмечает, что замещающая семья это форма семейного устройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

- В.Н.Ослон, рассматривает замещающую семью как особый тип семейной системы, возникающую в результате объединения базисной семьи и приемного ребенка, реализующуюся в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития. Замещающая семья представляет собой, по мнению автора, одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей сирот и детей, лишенных родительского попечения. По мнению Ослон, замещающая семейная забота возникла как альтернатива воспитания ребенка в сиротском учреждении.

- С точки зрения И.И. Осиповой, замещающая семья - это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семья усыновителей, приемная, патронатная, опекунская семья, семейно-воспитательная группа, семейный детский дом и так далее).

- По мнению Н. А. Хрустальковой, замещающую семью как любой тип семейного устройства ребенка составляют приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении. Профессионально-замещающая семья это семья, где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, приемный родитель получает социальные гарантии педагога, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания; одновременно с созданием таких семей организуются службы, сопровождающие детей-сирот до их совершеннолетия.

- Согласно позиции Н.А. Рыбаковой и И.Н. Старостиной, профессиональная семья - наиболее адекватная для ребенка ситуация социального развития, когда можно называть вещи своими именами. Во-первых, не нужно скрывать тайну усыновления, то есть не нужно извращать реальность, игнорируя или переопределяя ее. Во-вторых, такая семья это не только форма устройства ребенка на воспитание в семью (без его усыновления / удочерения) по обоюдному согласию сторон, но и новый вид профессиональной занятости работы на дому, в силу чего этот институт социализации детей-сирот больше открыт к помощи и поддержки со стороны специалистов. Таким образом, мы видим, что замещающая семья для ребенка выступает как форма, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Замещающее родительство это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений в отношении роли замещающего родителя, имеющее определенную структуру (мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты), соотнесенную с социально-историческим и микросоциальным контекстом. В свою очередь, профессиональная замещающая семья образуется в результате включения в нее ребенка-сироты, что является своеобразным этапом развития самой базисной семьи, то есть семьи до включения в нее приемного ребенка, и в определенной степени позволяет воспроизвести модель многодетной многопоколенной семьи. При этом значительную роль играет готовность семьи вцелом к изменениям на уровне системной структуры и стратегий системного и личностного функционирования, иначе ребенок будет отвергнут системой.

 

Список литературы:
1. Аникеев М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку // Журн. практического психолога. - 2008. - N 3. - С. 169-177.
2. Вершинин В. "Раздача" сирот, приемная семья: на что надеемся, господа? // Соц. педагогика. - 2008. - N 1. - С. 89-100.
3. Горланова Н. Приемная дочь и "трудные дети" // Семья и шк. – 2006. - N 12. - С. - 12-13.
4. Дементьева И. Ф. Организация работы с приемной семьей : метод. рек. / Т. Ф. Дементьева. - Екатеринбург : Б. и. , 1997. - 42 с. СОУНБ; Шифр 67.624; Инв. номер 2251063-КХ
5. Елютина М. Э. Приемная семья как одна из форм помощи детям-сиротам // Вестн. Саратовского гос. техн. ун-та. – 2007. - N 22. - С. 159-164.
6. Житенева С. Развитие новых форм устройства детей на воспитание в семью // Беспризорник. - 2009. - N 2. - С. 65-67.
7. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли // Соц. педагогика. - 2008. - N 2. - С. 35-38.
8. Курбацкий И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия "приемная семья" // Педагогика. – 2002. - N 5. - С. 35-40.
9. Лазаренко А. М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. – 2007. - N 7. - С. 143-150.
10. Лапина Е. П. Семейная воспитательная группа как форма устройства детей в семью // Соц. и пенсионное право. - 2007. - N 4. - С. 32-33.
11. Митяев Л. Индивидуальное развитие воспитанников детской деревни SOS // Соц. педагогика. – 2004. - N 1. - С. 33-36.
12. Ослон В. Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопр. психологии. – 2001. - N 4. - С. 39-52.
13. Сорокина А. Приемная семья // Ваше право. – 1999. - N 9. - С. 11.
14. Тасеев В. Б. Организация профилактики социального сиротства и безнадзорности детей через развитие института приемных семей в Самарской области // Соц. работа. – 2004. - N 2. - С. 45-46.
15. Трубникова Н. А. К вопросу о семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Тверского гос. ун-та. – 2009. - N 15. - С. 107-117.
16. Хрусталькова Н. А. Воспитание детей в профессионально-замещающих семьях // Высш. образование сегодня. – 2006. - N 11. - С. 34-36.