Бухгалтерский учет выпуска и реализации готовой продукции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)
Бухгалтерский учет выпуска и реализации готовой продукции
THE FACTORS AFFECTING LIQUIDITY MANAGEMENT AND SOLVENCY
Shami Gabil ogly Vakhidov
Master National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod
Abstract. In this article, the solvency and liquidity of an enterprise are investigated, and effective management of these characteristics is examined to find ways to increase them, as one of the foundations for a stable and profitable activity of the enterprise. Effective management of solvency and liquidity of the enterprise makes it possible to reduce financial risks and create a system of measures that is designed to prevent bankruptcy, which in turn will provide an opportunity to ensure the principle of business continuity.
Keywords: liquidity; solvency; financial condition of the enterprise; factors affecting solvency and liquidity.
Безусловно, залогом благополучного развития предприятия является эффективное руководство его капиталом. А крайне существенная доля управления финансами – это оценка финансовой устойчивости предприятия. Деятельность по своевременному обнаружению финансовых проблем, поиску возможностей для их устранения и укреплению финансового состояния – это управление ликвидностью предприятия. Анализ дает возможность не только оценить имеющиеся проблемы, но и сформировать стратегию последующего формирования предприятия, создать реальные мероприятия, контролировать их выполнение, а также оценить текущие результаты и вероятные возможности работы компании. [2, с.26]. Всесторонний анализ предприятия - это оценка широкого ряда факторов развития предприятия. Под анализ подпадают внутренние и внешние рыночные факторы, выпускаемая продукция и финансовые показатели. Такой анализ дает возможность оценить потенциал предприятия в плане своего дальнейшего развития. Одним из главных элементов управления ликвидностью предприятия является анализ бухгалтерской отчетности. Анализ проводится по нескольким направлениям. Горизонтальный метод анализа – это сравнение каждого пункта отчетности с предыдущим периодом. Он дает возможность не только определить изменения, но и спрогнозировать тенденции роста или спада. Вертикальный анализ дает возможность определить удельный вес определенных статей расходов в отчетности конкретного периода [2, с. 27]. Трендовый метод исследования, который проводится путем анализа каждой позиции, в отчетности дает возможность определить общие тенденции развития и сформировать прогноз. Также выполняется расчет коэффициентов, которые дают возможность выполнить сравнительный анализ по позициям. К способам управления ликвидностью предприятия относятся: разделение денежных средств согласно разным каналам; разделение активов в согласовании со сроками пассивов; научное управление.
Контроль ликвидностью предприятия содержит такое размещение финансов предприятия, которое даст возможность при необходимости быстро выплатить свои обязательства. [1, с. 796].
Управление платежеспособностью и ликвидностью предприятия связывает в одном понятии два явления, поскольку от состояния ликвидности зависит способность предприятия отвечать по своим обязательствам.
Но, это не единственный фактор. На платежеспособность также влияет и ряд других факторов: политическая и финансовая ситуация в государстве; существование и совершенность соответственной нормативно-правовой базы; положение денежного рынка; развитие рынка ценных бумаг; надежность клиентов и партнеров; обеспеченность предприятия собственным капиталом; уровень менеджмента на предприятии; специализация и разнообразие услуг предприятия. [3, с. 78].
Естественно, управление платежеспособностью связано с управлением всеми перечисленными факторами.
Возможные текущие действия, которые совершаются предприятием в процессе собственной финансовой работы, сразу отражаются на составе и структуре используемых денег и/или кратковременных обязательств. Это напрямую влияет на состояние платежеспособности и ликвидности предприятия. Так как в экономике не бывает операций без риска, то платежеспособность и ликвидность имеют рисковую составляющую. Она характеризуется вероятностью появления потерь, которые наступают под влиянием внешних или внутренних факторов, либо в ходе принятия управленческого решения.
Как уже отмечалось ранее, платежеспособность - это важнейший показатель. Платежеспособность - это характеристика, которая меняется во времени и зависит от совокупности различных экономических условий: структуры, объемов и эффективности используемых ресурсов, цен и расходов, технического и технологического оснащения, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. [3, с. 79].
Платежеспособность каждого предприятия, в т. ч. и российского, подвергается воздействию множества негативных факторов, которые в определенный момент достигают «критической массы». И тогда эти факторы превращаются в неплатежеспособность, что влечет за собой банкротство предприятия. Анализ платежеспособности, как и анализ любого другого объекта - это анализ целого комплекса связанных между собой факторов. [5, с. 163].
На ликвидность предприятия могут влиять как внутренние факторы, так и внешние факторы. Внешние факторы влияют на предприятие извне и не поддаются контролю со стороны предприятия. Однако со стороны предприятия возможно принятие мер по смягчению влияния внешних факторов, например, предприятие может проводить маркетинговые исследования для выполнения более точной оценки рынка. Основные внешние факторы - это факторы, которые связаны с постоянным развитием мировой экономики в целом и российской экономики в частности. Сюда можно отнести также общую экономическую, политическую и общественную ситуацию в стране; рыночную конъюнктуру; правовое обеспечение обладания и постановления активами. Глобализация рынков, достижения науки и техники, уровень инноваций, конкуренция, политическая обстановка - с одной стороны предоставляют предприятиям огромные возможности, а с другой требуют более тщательный анализ принимаемых решений на всех уровнях управления предприятием.
Внутренние условия объединены с особенностями деятельности конкретного предприятия и находятся в пределах его влияния. При изучении внутренних факторов, которые снижают платежеспособность, выделяют инвестиционные, финансовые и производственные причины. [5, с. 164].
К производственным факторам, которые могут негативно оказать влияние на состоятельность предприятия, необходимо отнести неэффективный маркетинг, который проявляется в нарастании резервов готовой продукции на складах, повышении величины и удельного веса дебиторской задолженности. Также это может быть недостаточно эффективная структура текущих расходов: присутствие сверхнормативных резервов оборотных средств и др.
Естественно, что тех или иных универсальных беспроигрышных алгоритмов управления оборотными средствами не существует, однако, существуют определенные подходы в этом направлении: в отношении производственных запасов – рекомендовано применять систему моделей, которые оптимизируют совокупные расходы по заказу, доставке и хранению запасов, в основе которой находятся параметры, устанавливаемые в плановом порядке или с помощью экспертных оценок: минимальная, максимальная и средняя продолжительность исполнения заказа; затраты согласно размещению и осуществлению заказа на поставку сырья; расходы по хранению единицы сырья; в отношении дебиторской задолженности – рекомендовано применять концепцию бонусов за долгосрочную оплату установленной продукции, то, что приводит к ускорению оборачиваемости средств в расчетах; в отношении денежных средств - рекомендовано применять систему моделей, которые предназначены для оценки, прогнозирования и оптимизации остатков денежных ресурсов. [4, с. 315].
Инвестиционный фактор проявляется в направленности инвестиций. Отсутствие направления инвестирования или его ошибочный выбор, часто приводит к тому, что основные средства предприятий морально и физически устаревают. В результате рынок теряет интерес к продукции, которая изготовлена на устаревшей технической базе. И наоборот, инвестиции в усовершенствование материальной базы, в модернизацию техники и технологии формируют оптимальные условия для увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Производственные и инвестиционные условия в итоге влияют на финансовые факторы управления платежеспособностью. Тут можно говорить о разработке структуры активов, формировании объема кредитных и привлеченных ресурсов, что, в результате, определяет результативность используемой финансовой стратегии.
На состояние платежеспособности предприятия кроме того влияют принимаемые управленческие решения.
В процессе принятия заключений руководству организации необходимо иметь в виду следующее: платежеспособность и ликвидность являются очень важными характеристиками ритмичности и устойчивости текущей деятельности предприятия; каждая текущая операция незамедлительно влияет на уровень ликвидности и платежеспособности; решения, которые приняты согласно выбранной политики управления оборотными активами и источниками их перекрытия, непосредственно влияют на платежеспособность. [6, с. 10].
Политика управления оборотными активами предприятия должна быть направлена на достижение основной цели - обеспечение баланса между поступлениями денежных ресурсов и расходов, которые направлены на поддержание оборотных активов в составе, структуре и объеме, необходимыми для нормального функционирования предприятия.
Управление платежеспособностью выполняется как минимум в двух направлениях: увеличение платежеспособности и снижение неплатежей. Увеличения можно достичь путем увеличения оборотных активов, ускорением оборачиваемости активов, повышением их доли ликвидности.