Статья:

Феномен вязания в художественной культуре: об аспектах изучения в теории декоративно-прикладного искусства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(42)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Плотникова Е.А. Феномен вязания в художественной культуре: об аспектах изучения в теории декоративно-прикладного искусства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 21(42). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/42/41534 (дата обращения: 04.04.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен вязания в художественной культуре: об аспектах изучения в теории декоративно-прикладного искусства

Плотникова Екатерина Александровна
магистрант Челябинского государственного института культуры по направлению подготовки, Народная художественная культура, РФ, г. Челябинск

 

В теории декоративно-прикладного искусства важным является понимание художественно-эстетических особенностей соотношения декоративного и прикладного. Именно данная проблема оказалась в «фокусе» обсуждений теоретиков эстетики в первой половине XIXв., когда заговорили о взаимосвязи искусства с техникой, промышленностью. Г. Земпером, автором широко известной сейчас работы «Практическая эстетика», был предложен вариант глубинного осмысления истоков современного искусства, в контексте культуры прошлого; корреляции в различных видах искусства (например, между формой одежды и архитектурой) [15, с.249]. В отечественных исследованиях декоративно-прикладного искусства А.Б. Салтыков, например, подчеркивал преобразительный характер данного вида художественного творчества [10, с.6]. Д.Е. Аркиным предлагалось для декоративно-прикладного искусства название «искусство бытовой вещи» [10, с.6]. Известным теоретиком искусства, философом М.С. Каганом подчеркивался «бифункциональный» (утилитарный и декоративный, художественный) характер декоративно-прикладного искусства [10, с.7; см. также 25]. В современной художественной культуре декоративное и прикладное начала могут быть относительно независимы друг от друга (что получило наименование «кинетического» искусства).

Теоретический подход к вязанию, как феномену декоративно-прикладного искусства, в большей мере разработан в отношении его промышленных форм [20; 24; 28]. Теоретики и практики художественной культуры обращаются к различным аспектам истории вязания [2; 3; 14; 23]. Полагаем, перспективным, в смысле накопления теоретического, концептуального содержания в художественно-эстетическом освоении вязания является изучение его региональных особенностей [5; 6; 7; 8; 9; 12; 13; 16; 17; 22; 21;26; 31].

Вязание, как вид декоративно-прикладного творчества, активно изучается в теории и педагогической практике; в системе дополнительного образования [4; 27; 11]. Так, например, возможности и ресурсы вязания привлекаются в процессе работы с различными категориями детей, в том числе, и с целью реабилитации, нормализации, совершенствования их интеллектуальных способностей [29; 30; 32; 33]. В современной художественной практике вязание – не только обычный способ производства повседневной одежды, дополнительный заработок [18; 19]; художественное средство преображения интерьерного пространства [1]. В настоящее время многие приемы, формы вязания используются также и в дизайне городской среды, находя отклик в порой находящимся за гранью возможного и допустимого, искусстве.

Так, например, в современной художественной практике появилась такая форма, как вязаное граффити. В деятельности «бомбардировщиков пряжи» подпадают фонарные, телефонные столбы, лавочки, деревья, уличный транспорт и даже велосипеды. В настоящий момент этот процесс охватил многие страны, в том числе и Россию, где любители вязания занимаются такого рода необычными, «street» формами. Приведем пример из современной отечественной арт-практики. Так, художник Л. А. Тишков на выставке «Работа никогда не завершится» (2018 г., Тюмень) представил свою работу «Вязаник», в которой воплощен символический образ мифической памяти о предках. В воссоздании образа вязаника художником использовалась обветшалая одежда, порванная на ленты, из которой был связан силуэт фигуры человека. Как видим, традиционное уральское ремесло вязания ковриков превратилось в символически изображенный обряд соединения, союза душ предков в кокон памяти, который и представляет вязаник.

Таким образом, посредством использования в современных художественных практиках, вязание получает иные, нетрадиционные смыслы своего бытования в культуре. К вязанию обращаются и современные художники, широко используя и привлекая его возможности в практике кинетических форм декоративно-прикладного искусства.

 

Список литературы:
1. Алексеева О.Л. Применение техник ручного вязания в современном интерьере//Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2014. –Т. 4. –№ 4. –с. 72–75.
2. Бабаева Р.И., Филатова А.А. Лексическое обеспечение концептуально-тематического блока «Русские народные промыслы» в немецком языке (на примере промысла «узорное вязание»)/ Язык, культура, ментальность: Германия и Франция в европейском языковом пространстве. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2016. –с. 15–18.
3. Балабанова Т.Г. Роль купечества, духовенства, декабристов в развитии женского рукоделия в Иркутске с XVII до середины XX вв.//Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. –№ 2 (61). – с. 167–175.
4. Бегоулева А.О. Внедрение народного творчества в системе образования (на примере раз-работки кружка по вязанию)/ XIX Ломоносовские чтения. – Коряжма: Северный (Аркти-ческий) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Филиал в Коряжме; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Ло-бачевского, Арзамасский филиал, 2017. – С. 66 –68.
5. Бушухина И.В. Оренбургский пуховый платок. – Оренбург: Димур, 2005. – 262 с.
6. Васильева Р.М., Воронова З.И., Быкова И.В. Использование орнаментального моделирования современного чувашского национального костюма //Символ науки. –2015. – № 12–2. – с. 120–123.
7. Васильева Р.М., Воронова З.И., Быкова И.В. Технология вязания крючком в изготовлении стилизованного чувашского национального костюма / Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2015. –с. 344–338.
8. Васильченко А.А. История техники вязания (к вопросу о возникновении ажурного пухового вязания на Южном Урале)// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 5 (180). –с. 4–10.
9. Васильченко А.А., Шлеюк С.Г. Типологическая общность и различия традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 5 (166). –с. 31–36.
10. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. – СПб.: Академия, 2012. –156с. 
11. Гагиева Н.Г. Проблемы преподавания дисциплины «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества» студентам художественного направления высшего профессионального образования (на материале узорного вязания коми//Человек. Культура. Образование. –2014. –№ 2 (12). –с. 253–259.
12. Гагиева Н.Г. Технологический код изготовления шерстяной нити и вязания в контексте обрядов жизненного цикла коми (зырян) конца XIX – начала XX в.//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. –2011. –№ 2–5. –с. 74–77.
13. Гагиева Н.Г. Узорное вязание коми (зырян) Вязание коми (зырян) конца XIX - начала XXI ВВ. в контексте традиционной культуры. автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. – Саранск, 2014. –23с. 
14. Григорьева Е.Г. Возникновение искусства вязания//Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. – 2016. –Т. 32. – № 2. –С. 94–96.
15. Земпер, Готфрид. Практическая эстетика. – Москва : Искусство, 1970. – 320 с.
16. Иброхимов М.Ф., Содикова С.А.О традиционном вязании как самобытной отрасли ремесла горных таджичек (конец XIX – XX вв.)//Вестник Таджикского национального университета. –2017. – № 3–6. –с. 42–46.
17. Иванова И.И. Элементы декора, выполненные крючком, в марийском народном костюме и интерьере / Богатство финно-угорских народов. Йошкар-Ола: Марийский государ-ственный университет. –2016. –с. 293–294.
18. Каминская Е.А. Вязаный пэчворк. Москва: РИПОЛ классик, 2012. – 255с.
19. Карлина А.А., Синюков В.А.Анализ основных направлений развития рынка hand-made/ STUDENT RESEARCH: в 2-х ч. Пенза: Наука и просвещение. –2018. – с. 48–51.
20. Катаева С.Б. Метод частичного вязания – перспективный прием в дизайне костюма //Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг. –Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. – с. 116–118.
21. Ковалева Н.И. Вязаная нижегородская обувь в коллекции Русского музея. К истории промысла/ Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и ди-зайн, 2017. –с. 149–154.
22. Кочева Т.В.О происхождении и особенностях монгольского орнамента //Вестник Томского государственного университета. – История. –2013. –№ 4 (24). –с. 63–67.
23. Крыласова Н.Б.О первой находке фрагмента вязаного изделия в пермском Предуралье (к вопросу о происхождении вязания на спицах на территории России)//Вестник Музея ар-хеологии и этнографии Пермского Предуралья. –2010. –№ 3. –с. 7–11.
24. Кукушкин М.Л. Метод анализа процесса вязания /Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности. Витебск: Витебский государственный технологический университет. – 2017. –с. 190–192.
25. Маханова Г.М., Иманкулова Л.Б., Бакирова Л.Ш. Вязание как разновидность декоративно-прикладного искусства/ XLIII International scientific and practical conference «Interna-tional scientific review of the problems and prospects of modern science and education».–Boston: Problems of science, 2018. –с. 107–110.
26. Мирзоева Б.И. Традиционные таджикские женские ремесла как историко культурный и педагогический феномен//Вестник Таджикского национального университета. –2017. –№ 3–1. –с. 289–294.
27. Митяева Н.А. Техника вязания спицами во внеурочной деятельности детей/Ломоносовские чтения на Алтае. Барнауал: Изд-во Алтайского государственного университета, 2013. – с. 193–197.
28. Москаева Т.Б. Научные исследования в области вязания//Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. –2015. – № 6 (360). –с. 123–129.
29. Наговицына Н.И. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью вязания крючком / Проблемы школьного и дошкольного образования. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2014. –с. 69–70.
30. Новосельская Л.А., Удовенко Т.И. Вязание спицами в контексте развития мелкой моторики у слабовидящих детей / Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы. Новочеркасск: Лик, 2017. – с. 135–136.
31. Радостева С.В. Ремесла и декоративно-прикладное искусство на территории Астраханской области: история и современность/ Фольклор Большой Волги. М.: Центр культурных стратегий и проектного управления, 2017. – с. 390–396.
32. Роман Л.Э. Вязание как один из методов работы социального педагога социально-реабилитационного отделения ЦСПСД//Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2018. – № 13. –с. 61–75.
33. Хабирова Р.С. Вязание спицами как средство развития творческих способностей школьников / Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы. – Бирск: Восточная печать, 2016. –с. 135–137.