Статья:

История развития фотографии

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Шошина А.А. История развития фотографии // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 115 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития фотографии

Шошина Анна Александровна
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
Долгина Екатерина Станиславовна
научный руководитель, канд. культурологии, доц., Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

Понятие о фотографических изображениях Сьюзен Сонтаг представила в своей книге «О фотографии». Сонтанг говорит о том, что фотографические изображения – это не столько высказывания о мире, сколько части реальности, которые может изготовить или приобрести любой [3, с.174]. По ее мнению, фотография является, наряду с живописью и рисунком, интерпретацией мира; привилегированным мгновением, превращенным в легкий предмет, который можно хранить и рассматривать повторно. По мнению Б.В. Пальчевского, фотография начинается с появления у человека потребности фиксации той или иной информации о жизни и деятельности общества, явлениях природы и заканчивается получением готового изображения на фотоматериале [2, с. 10]. В противовес этим двум мнениям И.А. Головня считает, что фотография является результатом содружества физики и химии [1, с.7].

В современном мире фотография стала «вторым зрением». Общество не задумывается о роли и месте фотографии, считая ее обыденным явлением. Тем не менее фотография настолько проникла во все сферы жизнедеятельности человека, что представить наш мир без нее кажется невозможным. Так, И.А. Головня приводит этому пример в своей книге «С чего начиналась фотография»: фотография давно фиксирует самые разнообразные события в жизни человека со дня рождения и до глубокой старости, составляя неповторимую фотолетопись его жизни, что отражается в бережном хранении снимков наших друзей, близких, родных, ушедших из жизни дедов и прадедов.

Рассмотрим историю становления фотографии, которая прочно вошла в нашу жизнь и является неотъемлемой ее частью. В 350 году до н.э. Аристотелем, древнегреческим философом, было описано такое явление «Окно комнаты закрыто ставней» следующим образом: в солнечный день луч света, проходящий через отверстие ставни, рисует на стене комнаты изображения некоторых предметов, расположенных перед окном. Чем дальше от окна находится стена, тем крупнее масштаб изображения предметов на ней [3, с. 6].

Этот эффект «рисующего света» в дальнейшем отмечался многими исследователями и был использован в практике по рисованию. Позднее данный принцип лёг в основу создания модели комнаты с закрытым окном (тёмной комнаты) – камеры-обскуры. Эффект «рисующего света» некоторыми художниками применялся для моментальных эскизных набросков будущих произведений. Так, известный итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи применял этот эффект при описании перевернутого изображения, образованного путем отражения лучей, которые проходят через маленькое отверстие в стене, от предметов.

Однако до фотографии, какой мы видим её сейчас, было ещё далеко. К тому же эффект «рисующего света» художниками был встречен настороженно и воспринимался ими как конкурентным для их творчества. Тем не менее, еще в XV веке были открыты соли серебра как первые светочувствительные вещества. А в начале XVIII века начинают проводиться экспериментальные работы по поиску светочувствительных материалов и выявлению действия света на различные химические вещества. Так, открытие молодого русского химика-любителя, а позже и эксперименты известного дипломата А.П. Бестужева-Рюмина, в значительной степени способствовали объяснению сущности фотохимического превращения в веществах. В 1725 году составление жидких лечебных смесей позволило ученому обнаружить, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют свой цвет. Известный немецкий ученый И. Шульц в свою очередь в 1727 году выявил, что в процессе насыщения мела раствором серебра в азотной кислоте получается смесь, изменяющая цвет в местах, на которые воздействует солнечный свет.

В начале XIX века англичане Г. Дэви и Т. Уэджвуд посредством проведения опытов получили изображение на слое AgNO3, но закрепить его так и не удалось. Эти опыты явились предвестником появления фотографии в современном мире. Более того, учеными проводились эксперименты по получению изображений на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра, с помощью света.

В течение XIX века во Франции, Англии и России велись многочисленные поиски по получению зафиксированного изображения. Так, 19 августа 1839 года на объединённом собрании Парижской Академии наук и Академии художеств было сделано сообщение о сущности способа получения изображения механическим путём. Данный способ получил название дагеротипии в честь имени его создателя – французского художника Луи Дагера. Данному открытию способствовали исследования французского ученого Ж.Н. Ньепса, а именно разработанный им в 1822 году способ гелиографии (солнцеписи), в основе которого лежала возможность посредством полученного клише размножать изображение типографским способом. Позже, в 1826 году, ученому удалось закрепить «солнечный» рисунок. Из окна своей мастерской с помощью камеры-обскуры он сделал первый в мире фотографический снимок. Таким образом, несмотря на трудоёмкость и высокую стоимость, дагеротипия получила широкое применение в мире.

В 1840 году русским изобретателем А.Ф. Грековым были проведены исследования, результаты которого позволили улучшить качество снимков и снизить их стоимость.

Следующим этапом в эволюции фотографии стало появление в 1835 году калотипии благодаря экспериментам англичанина В. Табольта, который зафиксировал солнечный луч, применив впервые бумагу, пропитанную хлористым серебром. Отличием дагеротипии от калотипии стало то, что в первом случае с полученного позитивного зеркального изображения невозможно было получить копии, а во втором получался негатив, с которого можно изготавливать любое количество отпечатков.

Русские ученые, наряду с зарубежными исследователями, внесли немаловажный вклад в развитие мировой фотографии. Так, принципы изготовления ахроматической оптики в 1747 году были разработаны Л. Эйлером; С.Л. Левицким была впервые применена фотографическая ретушь и электрическое освещение в фотографии; им же был основан фотоотдел Русского технического общества; стереофотоаппарат был изобретен в 1854 году И.Ф. Александровским, а многокадровая стереоскопическая фотокамера с моментальным затвором и первый портативный фотоаппарат были изобретены Д.П. Езучевским в конце XIX века; гибкую смоловидную пленочную основу вместо стекла начал использовать в 1880 году И.В. Болдырев; первый в мире катушечный фотоаппарат был изобретен Л.В. Варнерке, моментальный шторно-щелевой затвор в 1882 году С.А. Юрковским.

Начало XX века было ознаменовано раболепством царского правительства во всех сферах науки и техники перед Западом, поэтому и не поддерживались научные начинания отечественных ученых и развитие фотопромышленности до 1917 года практически было нулевым. Серьезный прорыв в эволюционном развитии в области фотографического дела был после победы в Великой Октябрьской социалистической революции. Этому в особой мере способствовало подписание В.И. Лениным 27 августа 1919 года декрета «О переходе фотографической и кинемотографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению». Именно эта дата считается отправной в истории советской фотографии.

Таким образом, фотография стала мощным и распространённым средством массовой коммуникации. В журналистике ей принадлежит далеко не последнее место. Со страниц газет и журналов не ведающая языковых барьеров фотография ежедневно рассказывает о многообразной жизни планеты. «Вместе с тем фотография – зримая история», – пишет И.А. Головня [1, с. 3]. Она донесла до нас бессмертные образы великих вождей мирового пролетариата Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ильича Ленина и их сподвижников, известных всему миру деятелей науки и искусства, запечатлела многие выдающиеся события в истории человечества.

Без фотографии немыслимы сегодня типографское дело, криминалистика, медицина и торговая реклама. Без научной фотографии трудно представить любую область науки, будь то география или геология, геодезия или археология, ядерная физика или астрономия. Фотография проникает всюду – от мира молекул и атомов до мира сверхдальних звёзд. При этом она не только наблюдает и протоколирует, но и исследует, помогая проникнуть учёным в тайны невидимого, неведомого и недоступного.

Фотография заняла видное место в духовной культуре современного общества как один из видов изобразительного искусства. Она стала важным средством воспитания художественных и эстетических вкусов. Фотографии посвящают свой досуг тысячи и тысячи людей самых разных профессий, объединённых в фотоклубы и общества. Ежегодно только в нашей стране проводится более тысячи выставок и конкурсов художественной фотографии. Вместе с тем, фотография стала незаменимой помощницей традиционных видов искусства – изобразительного, театрального и других. Этот далеко не полный перечень применения фотографии говорит о том, насколько она многогранна и уникальна. Не следует также забывать, что благодаря фотографии родилось кино – явление, не менее выдающееся в жизни человечества, чем сама фотография.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать обоснованный вывод, что фотография, без которой немыслим современный мир, является одним из самых замечательных и полезных открытий в истории человечества, ибо принесла ему пользу, которую трудно переоценить.

 

Список литературы:
1. Головня И.А. С чего начиналась фотография. – М.: Знание, 1991. – 176 с.
2. Пальчевский Б.В. Фотография: Курс для начинающих – Мн.: Полымя, 1982. – 254 с.
3. Сьюзен Сонтаг О фотографии. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. – 272 с.