К вопросу преемственности методик обучения и развития мужского классического танца в русской балетной школе ХХ века
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Искусствоведение
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К вопросу преемственности методик обучения и развития мужского классического танца в русской балетной школе ХХ века
В статье рассматривается процесс развития русской балетной школы в ХХ веке и преемственности опыта и традиций в мужском классическом танце на современном этапе.
Общеизвестно, что от выбора методик и методов обучения зависит результат. В балете самой совершенной и единственной в своем роде остается система обучения классическому танцу А.Я.Вагановой (1879–1951гг.). Многие выдающиеся педагоги балета, артисты, исследователи неоднократно подчеркивали, что именно данная методика воспитывает чувство стиля, совершенство пластической формы танца и выразительности при исполнении классического танца. В своем творчестве и педагогической деятельности А.Я.Ваганова – реформатор школы классического танца, разработала и создала методику, которой руководствуются не одно поколение педагогов хореографии, сумевших поставить классический танец на высокий исполнительский, методический и эстетический уровень.
Методические основы классического танца, разработанные Вагановой получили интенсивное развитие и в мужском балетном классе. А именно, галантность, особенная изысканность стиля мужского классического танца, чувство позы, “стальной” aplomb, умение находить опору в корпусе, брать force (запас силы) руками для туров и прыжков, усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники мужского танца, желание научить обучающихся танцевать всем телом, передают в своем творчестве многие мастера классического танца.
Уникальная книга-учебник А.Я. Вагановой «Основы классического танца» [1], в которой подробно изложены основы методики преподавания классического танца, переиздавалась девять раз, но переиздания только подчеркивают фундаментальность этого труда: все изложенные педагогические приемы, взгляды, и методы в работе с исполнителями впоследствии заняли достойное место в технике ведущих балетных артистов в России, Азии и Европы. Следуя методике и системе обучения Вагановой А.Я., в работе с обучающимися длительное время отрабатываются отдельные элементы, движения, прыжки, вырабатывается выворотность ног, контролируется собранный подтянутый корпус, воспитывается мягкость и эластичность стоп, воздушность прыжков. Методика Вагановой А.Я. направлена на формирование апломба, развитие выразительности корпуса, ракурсов, поз и профильных положений, элегантности при исполнении, стремлении к совершенству пластической формы движений, благородство манер, завершённость стиля при исполнении.
С целью профессионально-творческого развития личности на основе её внутренних мотивов, системы ценностей и профессиональных целей, процесс преобразований и совершенствования педагогической системы всегда предполагает поиск новых идей, форм и методов организации учебного процесса. Последователем Вагановой А.Я. и основоположником новаторских обобщений в школе мужского исполнительства классического танца стал Н.И. Тарасов (1902–1975гг.) – признанный мастер хореографической педагогики, воспитавший своих последователей и единомышленников. О нем писали: «Николай Тарасов – был танцовщиком строгой академической манеры, обладавший мягким, эластичным прыжком. Он был великолепным партнёром» [4, с.454]. Педагогический метод Н.И.Тарасова, соединивший в себе традиции петербургской и московской балетных школ, представляет собой тщательно разработанную новаторскую систему обучения классического исполнителя, в основе которой – стремление воспитывать у своих учеников способность к высокой духовности и осмысленности исполнения, к его содержательности, умение думать над ролью своего героя в спектакле, над его местом в драматургии хореографического произведения. Методическая основа обучения Тарасова Н.И. нашла выражение в его фундаментальном труде «Классический танец. Школа мужского исполнительства», в котором он утверждал: «Только неустанный, творчески пытливый труд, осознанность учебно-воспитательных и художественных задач могут принести преподавателю и его ученикам желаемые результаты» [5, с.17].
В связи с этим являются интересными и важными научно-методические принципы, разработанные Е.П. Валукиным (1937–2016гг.) – педагогом-балетмейстером, исследователем и методистом классического мужского танца. В своем труде «Система мужского классического танца», он, опираясь на опыт и традиции русской школы мужского исполнительства, разработал систему обучения и совершенствования исполнительского мастерства классического танцовщика современного балетного театра [2]. В своих поисках он, как и Тарасов, обращается к методическим открытиям двух выдающихся педагогов разного периода – К. Блазиса (1797–1878 гг.) и В.Д. Тихомирова (1976–1956гг.). Интересен тот факт, что тщательно разработанная педагогическая методика Н.И. Тарасова с одной стороны, и педагогический опыт К. Блазиса с другой, для современного поколения педагогов и исполнителей профессионального интереса сегодня не утратил. А именно, К.Блазис первым провозгласил девиз: «Мало танцевать ногами, необходимо танцевать корпусом и руками». Он первым из педагогов стал уделять большое внимание разработке положений рук (port de bras), что в искусстве танца играют огромную роль.
Не менее существенен для мировой балетной педагогики является и опыт В.Д. Тихомирова, вырастившего блистательную плеяду артистов балета Большого театра. Сам В.Д. Тихомиров так определял свою роль в качестве педагога: «Если я показывал вращение, я смотрел, живёт тело или нет. Мне нужно было, чтобы танцовщик ожил, чтобы он проникся ощущением души танца, а для этого надо было затронуть все его существо …» [6, с.67]. О творчестве В.Д. Тихомирова разные авторы и балетные критики писали: «Он возвратил зрителю все достоинства мужского классического танца. Мужественность в сочетании с пластичностью и грациозностью – вот те черты, которые помогли Василию Тихомирову стать выдающимся танцовщиком … Он танцует легко, красиво, уверенно, чисто, исполняет самые быстрые туры безо всякого усилия ... Этот танцовщик так лёгок, пластичен и грациозен, что, безусловно, может считаться образцом классической школы» [3, с.115].
В одном из разделов книги «Система мужского классического танца» Валукин Е.П., развивает мысль о важности драматического взгляда, значении его направленности, а также о важности «фразеологии» жеста кистей рук [2]. В связи с этим, остановимся на следующих принципах, лежащих в основе педагогической системы, разработанной Е.П.Валукиным. Задачу этой системы автор видит в том, чтобы на основе «структурно-координационного анализа движений классического танца выявить некоторые закономерности их композиционной организации, логические принципы пространственно- временных пластических построений», следовательно, обновления содержательности методики их исполнения [2, с.15]. В разделе «Вращение» Валукин Е.П. в таких движениях, как рirouettes, tour, tour enl’air, предлагает новые композиционные связки, которые усиливают экспрессию движения, продлевая его во времени, т.е. создают «удобство» и развивают условия для исполнения этих движений. Учитывая требования к танцовщику как к драматическому актеру, вращательные движения рассматриваются в координационном единстве всех частей тела, с направленностью взгляда по пространственным точкам зала с соответствующим наклоном и поворотом головы en deors, en dedans. Более того, с направленностью взгляда связывается не только драматургия образа, но и пластика выразительности поз, движений в пространстве, характер рисунка рук, новое сочетание позиций и перевода рук («ведущая и ведомая рука») [2, с.28–30]. Работа над выразительностью образа, положением тела танцовщика в каждый момент движения подводит Е.П. Валукина к необходимости введения новых методических понятий, таких, как «корпус над ногами», «отклонение тела от вертикальной оси». Preṕaration рассматривается как составная часть движения, наполняющего его духом театральности, музыкальной и пластичной образностью. Воспитание танцовщика предполагает формирование его тела как инструмента, который с помощью элементов пластической выразительности – жестов рук, прогибов корпуса, поворотов и наклонов головы, движений ног, оставляющих основу танца, раскрывает содержание балетного спектакля [2]. Отличительной чертой хореографической педагогики, выдающихся педагогов, балетмейстеров и исполнителей прошлого столетия было стремление обогатить балетное искусство новыми достижениями и открытиями. Система обучения мужскому классическому танцу в русской балетной школе от А.Я.Вагановой до современных методик – это закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Сформированная на уникальном опыте исполнительского мастерства, педагогической деятельности и различных методических приемов, школа мужского классического танца, раскрывает широкие горизонты для глубокого изучения и научных исследований.