Статья:

Голландское стремление к функционализму в начале XX века

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Голландское стремление к функционализму в начале XX века // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Голландское стремление к функционализму в начале XX века

Вострикова Дарья Андреевна
студент, Томский государственный архитектурно- строительный университет, РФ, г. Томск

 

Архитектура Голландии начала двадцатого века характеризуется остро выраженной борьбой противоположных архитектурных направлений. В 1920–1930 годах в Нидерландах архитектура стала одним из видов искусства, развивавшихся динамично. В стране возникло множество арт-групп, которые продвигали свои взгляды на развитие искусства, в частности и архитектуры. Выдающимся явлением в нидерландском искусстве стала работа членов арт-группы «Стиль», которые, начав с создания собственного стиля неопластицизма, наконец, присоединились к функционализму.

Жилой комплекс в Хук ван Холланд в Роттердаме 1924–1927 гг.

Построенные проектам Ауда жилые дома в Роттердаме, и в частности, РоРор комплекс Хук ван Холланд (1924–1927) – первые в европейской архитектуре примеры современных по внешнему облику и планировке домов. В Хук ван Холланде, Ауд наряду с рациональной планировкой квартир органично использовал железобетон для создания выразительного фасадного решения зданий (закруглённые окна, идеально гладкие стены, протяжённые окна), что сделало эту его работу одним из традиционных образов функционализма.

Архитектор разработал простые и ясные схемы планов жилых зданий (1924–1927 гг.) (Рис. 1) с квартирами в один и в два уровня. При этом он применил два модуля: один большой, равный величине жилой комнаты, а другой, равный половине этой величины. Малый модуль соответствовал кухням, спальням, лестничным клеткам, санузлам, техническим помещениям. По сравнению с идеями неопластицизма, они были более рациональны – гладкие стены, плоские крыши. Именно при проектировании этого посёлка, Якобус Ауд перестал придерживаться основ неопластицизма и окончательно разорвал связи с «Де Стиль».

 

Рисунок 1. Жилой комплекс в Хук ван Холланд (1924–1927) архитектор: Якобус Йоханнес Питер Ауд

 

Кафе «Де Уни» 1924–1925 гг.

Плоскостный фасад кафе «Де Уни» (Рис. 2) в Роттердаме, стал поздним манифестом функционализма (1924–1925); не сохранилось)Фасад напоминал картины П.Мондриана.

 

Рисунок 2. Фасад кафе «Де Уни» (1924–1925) архитектор: Якобус Йоханнес Питер Ауд

 

Административное здание фирмы «Шелл» 1938–1942 гг.

Это поздняя работа Якобуса Ауда, в которой он умело смог совместить черты функционализма и «ар деко». Административное здание фирмы «Шелл» (Рис. 3) было построено в Гааге в 1938 году.

 

Рисунок 3. Административное здание фирмы «Шелл» (1938–1942) архитектор: Якобус Йоханнес Питер Ауд

 

Виллем Маринус Дюдок (1884–1974) – датский архитектор, чье творчество связано как с амстердамской школой, которая подчеркивала выражение индивидуальности, так и с группой «Де Стиль», которая обращала особое внимание на геометрические формы. Дюдок не принедлежит к числу правоверных функционалистов. Его известность определяется в первую очередь формальными качествами построенных им зданий – очень выразительной игрой простейших геометрических объемов, энергичными сдвигами форм, резкой асимметрией, лаконизмом трактовки плоскостей. С 1915 главный архитектор г. Хилверсума, который получил характер города-сада и стал важным центром новой голландской архитектуры; в 1935 составил план развития Гааги и позже построил в ней ряд жилых комплексов. Постройки Д. (бани, 1921, бойня, 1923-24, ратуша, 1928–30, – в Хилверсуме; Городской театр в Утрехте, 1938–41; портовое управление в Амстердаме, 1958–60) отличаются пластической мощью объёмов, часто живописной асимметрией композиции, выразительным контрастом ритмов и материалов (бетон, кирпич, стекло).

Школа в Хилверсуме 1923 г.

Наиболее интересным в композиционном отношении зданием является, пожалуй, школа, построенная им в 1923 году в Хилверсуме (рис. 4). Подчеркнутая асимметрия, энергичное нарастание масс к углу, изысканное мастерство объемных сочетаний ярко характеризуют творческую направленность Дюдока.

 

Рисунок 4.Школа в Хилверсуме (1923) архитектор: Виллем Маринус Дюдок

 

Ратуша в Хилверсуме 1928–1930 гг.

В том же городе Дюдоком были возведены строения ратуши, которая отличалась той же простотой объемной композицией (Рис. 5)Выделяясь из архитекторов нового поколения, Дюдок не отказывается от применения природного материала – кирпича, не покрывает его слоем цементной штукатурки, но это отнюдь не создает в его сооружениях тех ассоциаций со старой архитектурой, которых так боялись представители нового направления.

 

Рисунок 5.Ратуша в Хилверсуме (1923) архитектор: Виллем Маринус Дюдок

 

Список литературы:
1. Орельская О.В. «Современная архитектура» (модернизм): функционализм, неопластицизм и экспрессионизм 1920–1930-х годов. Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Орельская. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – Всего страниц: 272.
2. Локотко Александр. Архитектура. Авангард, абсурд, фантастика. Litres, 2014 – Всего страниц: 203.
3. Уилкинсон Филип. Арихитектура. 50 идей, о которых нужно знать. Phantom Press, 2014 – Всего страниц: 208.
4. Энциклопедия кругосвет. – [Интернет-ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusst... (Дата обращения: 03.11.2016).
5. ARHY-STORY история архитектуры – [Интернет-ресурс]. Режим доступа: http://archi-story.ru/oud (Дата обращения: 03.11.2016).