Статья:

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ. СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Титова Т.А. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ. СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(235). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(235).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ. СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Титова Татьяна Анатольевна
студент, Институт искусств, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

ANCIENT GREEK VASE PAINTING. METHODS OF MANUFACTURE AND APPLICATION

 

Tatiana Titova

Student, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье описываются этапы изготовления сосудов древними греками, для чего они использовались, а также рассмотрены два стиля росписи («геометрический» и «восточный») и два вида вазописи (краснофигурная и чернофигурная).

Abstract. The article describes stages of manufacturing of vessels by ancient Greeks, for what they were used, and also considers two styles of painting ("geometrical" and "oriental") and two kinds of vase painting (red-figure and black-figure).

 

Ключевые слова: дипилонская амфора, коринфские вазы, «геометрический» стиль, «восточный» стиль, краснофигурная вазопись, чернофигурная вазопись, килик, скифас, кубок камфар, пиксиды, арибал, алабастр, меандр.

Keywords: Dipylon amphora, Corinthian vases, "geometric" style, "oriental" style, red-figure vase-painting, black-figure vase-painting, cilicus, Scythas, camphor goblet, pixies, aribal, alabaster, meander.

 

Следы древнегреческой цивилизации, оставленные на глиняных сосудах, сохранились до наших дней, благодаря крепкому материалу – керамике. Теперь мы имеем возможность познакомиться с росписью, созданной древними греками на сосудах, а также узнать, для чего они использовались.

Так как же создавались эти сосуды?

Мастер начинал с подготовки глины. Для этого он тщательно процеживал глиняную массу, чтобы очистить её от различных примесей. Далее на гончарном кругу мастер создавал ножку, тулово, горлышко сосуда. Ещё невысохшее изделие украшали определёнными фигурами, выцарапанными тонкой палочкой, после чего чёрным лаком (чёрная краска, состоящая из минералов) мастер заполнял пространства вокруг намеченных фигур, создавая неповторимый рисунок. На многих сосудах ножка, устье и ручка были просто окрашены в чёрный цвет и не сопровождались узорами. После всех этих манипуляций начинался обжиг сосуда.

Существовало несколько стилей древнегреческой росписи. Одним из самых старых был «геометрический». Примером такой росписи может послужить дипилонская амфора. Это двухметровый сосуд, найденный на афинском кладбище. Вся его поверхность испещрена полосками с узорами – горизонтальные и вертикальные палочки, зигзаги, а также кружки и другие простые геометрические узоры.

Ещё один стиль росписи – «восточный». К нему относятся коринфские вазы. Они отличаются от предыдущих более светлым фоном, а узоры связаны с началом торговли. В Грецию привозили множество расписных товаров. Греческие мастера насмотревшись на новые узоры, стремились повторить их, именно поэтому узоры на коринфских вазах похожи на восточные ковры. На них изображены различные животные и мифические существа.

Постепенно складывается более знакомый нам стиль ваз, когда на вазах располагаются сюжеты древнегреческой мифологии. На них изображались либо красные фигуры людей и животных (краснофигурная вазопись), либо наоборот черные (чернофигурная вазопись).

Все эти сосуды использовались в хозяйстве абсолютно в различных целях. В одних носили воду, из других пили и ели, в третьих хранили масло (например, в корабельных, которые обычно не расписывались совсем). В амфорах к столу подносили вино, но перед этим его разбавляли в другом сосуде – кратер. Это разбавленное вино разливали в чаши (килик, скифас, кубок камфар). А так называемые пиксиды (сосуды с крышечками) использовались женщинами для хранения в них украшений. Так же для спортсменов, натиравшихся различными маслами перед соревнованиями, были созданы специальные небольшие сосуды для этих масел, которые назывались арибал и алабастр.

Сейчас многие идеи древних греков, мы, современные люди, используем в нашей жизни, культуре и искусстве. Например, известный всем узор «меандр», придуманный в Древней Греции и названный так в честь извилистой реки.

 

Список литературы:
1. Древнегреческая керамика – история возникновения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.okaytravel.ru/interesnoe-o-stranah/interesnoe-o-grecii/drevnegrecheskaja-keramika/ (дата обращения 7.01.2024).
2. Древнегреческая керамика. Формы и назначение. Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: https://3ttt.livejournal.com/29311.html (дата обращения 07.01.2024).
3. Эволюция древнегреческой вазописи. [Электронный ресурс]. URL: https://iskusstvoed.ru/2016/02/01/jevoljucija-drevnegrecheskoj-vazopisi/ (дата обращения 10.01.2024).