Двойное гражданство: международный опыт
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Двойное гражданство: международный опыт
Аннотация. Проанализирована нормативная база регулирования двойного гражданства. Выявлены основные причины возникновения двойного гражданства. Исследована практика регулирования двойного гражданства по странам.
Ключевые слова: институт гражданства, двойное гражданство, бипатризм, бипатрид, множественное гражданство, правовой статус, права гражданина.
Гражданство является одним из важнейших регуляторов основных прав человека, основой его правового статуса как на территории одного государства, так и на международном уровне. Только гражданство определенного государства дает возможность отдельной личности пользоваться всем комплексом прав, им гарантированных гражданством, как в данном государстве, так и на международном уровне.
Институт двойного гражданства порождает значительное количество противоречий, законодательных несогласований в результате неодинакового объема прав и свобод, которыми бипатриды могут реально пользоваться по месту жительства, и теми, право на получение которых они имеют в соответствии с законодательством своей этнической родины, гражданами которой они остаются. На этих основаниях в практике межгосударственных отношений выработана позиция непризнания (неприменения) института двойного гражданства, и как исключение – его применение на основе двусторонних соглашений.
Так, Гаагская конвенция от 12 апреля 1930 г. руководствовалась непризнанием двойного гражданства и рекомендовала относиться к бипатридам как к лицам, которые имеют лишь одно гражданство. При этом предлагалось определять гражданство или по месту «обычного или подавляющего проживания», или по принципу «эффективного» гражданства, то есть гражданства того государства, с которым лицо более тесно связано и где оно реально использует все свои права или подавляющее большинство из них [4, ст. 5]. Также существует еще ряд документов по отдельным вопросам регулирования двойного гражданства [1; 5].
Договорная база по вопросам гражданства между развитыми странами постоянно обновляется, дополняется и совершенствуется. Одним из удачных примеров преодоления негативных правовых последствий двойного гражданства можно считать договор между скандинавскими странами 1969 г.
При решении вопросов установления гражданства бипатридов в судебном порядке на национальном или международном уровне суды используют прецедент, созданный Международным судом ООН по делу Ноттебома, который по документам был гражданином Лихтенштейна и Гватемалы, согласно вердикту которого гражданство бипатридов устанавливается при помощи концепции эффективной гражданской принадлежности [6].
Анализ международно-правового опыта свидетельствует, что причины двойного гражданства могут быть разные. В качестве основных из них следует выделить такие:
- коллизия законов о гражданстве разных государств;
- натурализация, если такая просьба удовлетворяется относительно лица, которое уже признано гражданином другого государства;
- территориальные изменения;
- миграция населения;
- рождение ребенка на территории государства, что применяет принцип «права почвы», от родителей - граждан государства, которое применяет принцип «права крови» - с момента рождения двойное гражданство;
- значительные перемещения беженцев в последние годы (натурализуются чаще и быстрее, без требования отказа от предыдущего гражданства);
И. Кунц рассматривает бипатризм как нетерпимое явление, которое содержит противоречивости как источник серьезных международных конфликтов [2, с. 56].
Ученые и исследователи біпатризма убеждают, что двойное гражданство тормозит процесс формирования общих ценностей, приоритетов развития нации, единства народа, теряется связь гражданина с государством.
В целом, на наш взгляд, употребление термина «двойное гражданство» как обобщающего может повлечь неосознанное сужение поля правового исследования, а, следовательно, одностороннее и упрощенное рассмотрение вопросов множественного гражданства. По нашему мнению, целесообразнее использовать термин «множественное гражданство» как обобщающий.
В отечественной правовой литературе традиционным является применение термина «двойное гражданство», в том числе и в понимании множественного [3]. Это связано, с процессом развития института гражданства в странах СССР [7]. В связи с частым употреблением этого термина также и в юридической практике, будем использовать его в данной работе.
В мире есть государства, которые допускают возможность двойного гражданства. Это, в частности: Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Греция, Доминиканская Республика, Исландия, Иран, Ирак, Ирландия, Израиль, Италия, Иордания, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Мексика, Новая Зеландия, Сербия, Сирия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария, Ямайка.
Есть и государства, которые не позволяют иметь двойное гражданство: Австрия, Боливия, Дания, Гондурас, Китай, Кения, Кувейт, Малайзия, Маврикий, Норвегия, Непал, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, Уругвай, Филиппины, ЮАР, Япония.
В американском законодательстве в частности не существует понятия «двойное гражданство», так же как нет преследования тех, кто принял присягу, сохранив при этом за собой бывшее гражданство, хотя в американском паспорте прямо указано, что «владелец его не признает больше ни одного гражданства».
В Турции и Греции двойное гражданство разрешено законом. В Германии необходимо выполнить особые условия, в Испании можно иметь второе гражданство только некоторых стран. Аналогичная ситуация и в Аргентине, где можно иметь в качестве второго только испанский или итальянский паспорт, в Чили - только испанский. Бразилия лишь в определенных случаях позволяет иметь второй документ, удостоверяющий личность.
В Голландии и Италии нет законодательного разрешения двойного гражданства, также как и его запрета, и в этой связи органы власти не реагируют на него.
Арабские государства предоставляют гражданство только уроженцам этих стран и для иностранца практически невозможно стать полноправным гражданином, особенно в Алжире, Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах.
Относительно получения второго гражданства самой либеральной страной в мире принято считать Австралию. В то же время в ней одно из самых жестких иммиграционных законодательств.
Несмотря на то, что Германия и Швеция имеют жесткие ограничения двойного гражданства, в них количество лиц с двойным гражданством достаточно весомо. Так согласно статистических данных, в Германии натурализация иммигрантов почти в каждом третьем случае приводит к двойному гражданству, потому что допускаются многочисленные исключения из правил, в соответствии с которыми условием натурализации является отказ от предыдущего гражданства.
Основной причиной такой ситуации является действие в большинстве стран эмиграции законов о гражданстве на «праве крови» (jus sanguinis), то есть на критерии происхождения, когда дети иммигрантов получают гражданство родителей, несмотря на рождение в другой стране. Несмотря на попытки международного сообщества устранить конфликтные вопросы, возникающие из-за действия двойного гражданства, коллизии все же случаются, в большей степени в области конфликтов между собой внутренних национальных законодательств и их конфликтов с международным правом. Поэтому этот вопрос остается актуальным для международного сообщества и требует дальнейшей проработки на международной арене.
Таким образом, единое гражданство устанавливает правовую связь человека с государством через систему взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на установленном государством комплексе основных прав и свобод человека, гарантиях уважения к достоинству гражданина, который регулируется национальным и международным законодательством. Бипатризм ведет к нарушению этого оптимального режима регулирования правового статуса человека.