Правовое регулирование работы предприятий общественного питания, расположенных в жилых многоквартирных домах с круглосуточной реализацией алкогольной продукции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)
Правовое регулирование работы предприятий общественного питания, расположенных в жилых многоквартирных домах с круглосуточной реализацией алкогольной продукции
Аннотация. В статье представлена проблема деятельности предприятий общественного питания, расположенных на первых этажах жилых домов с круглосуточной реализации алкогольной продукции. Деятельность круглосуточных предприятии, расположенных на первых этажах жилых домов сопровождается ростом числа недовольств от жителей дома, а именно работа таких предприятий приводит к нарушению общественного порядка на прилегающих территориях, повышения криминогенной обстановки в микрорайоне, нарушая законные права и интересы собственников жилья.
Ключевые слова: предприятие общественного питания, круглосуточный режим работы, санитарно-эпидемиологические правила, первые этажи жилых домов.
Расположение точек продажи пивных напитков, в так называемых пивных баров, пабов, закусочных на первых этажах жилых домов остается наиболее острым для россиян. Недовольство жителей таки домов возникают в первую очередь из-за нарушения тишины и покоя граждан, а так же нарушением общественного порядка на прилегающей территории к такого рода заведениям и соответственно к жилым многоквартирным домам в целом.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Законодательство РФ не содержит прямого запрета на размещение учреждений общепита в жилых домах, однако деятельность этих учреждений должна осуществляться с учетом соблюдения правил и законных интересов проживающих в этих домах граждан, санитарногигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований, предусмотренных федеральным законодательством.
Основная проблема состоит в том, что хозяйствующий субъект согласно Федеральному закону РФ от 28.12.2018 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и правил оказания услуг общественного питания, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036 самостоятельно определяет тип и режим работы предприятия.
Федеральный закон от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не позволяет продажу алкогольной продукции:
- в торговых объектах общей площадью менее 50 квадратных метров, расположенных в городских округах;
- в предприятиях общественного питания, не имеющих зала для обслуживания посетителей;
- без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, потребительской тары (упаковки) при оказании услуг общественного питания;
- в детских, образовательных, медицинских организациях, на прилегающих к ним территориях, на объектах спорта.
Но дает послабление предприятиям общественного питания в части реализации алкогольной продукции в ночное время, а именно запрет на розничную продажу алкогольной продукции после 23 часов не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания (пункт 5 статьи 16).
Таким образом, реализация алкогольной продукции осуществляется круглосуточно в предприятия общественного питания, сопровождаясь дополнительным шумом, на прилегающей территории жилых домов.
Требований к питейным заведениям в жилых домах, в принципе, немного. Это соблюдение санитарных норм уровня шума, отдельный вход в помещение и размещение мусорного бака на расстоянии не менее 25 метров от входа в дом, на игровую площадку или в места отдыха. Также запрещено размещать парковку персонала и посетителей во дворе и принимать товар со стороны двора, если во двор выходят окна квартир. Штрафы за нарушения вышеперечисленных требований составляет до 30 тысяч рублей.
Согласно пункту 2.2 санитарных правил № 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 при размещении организаций общественного питания в жилых зданиях:
- не должны ухудшаться условия проживания и отдыха людей;
- необходимо соблюдать гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
- не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
- входы должны быть изолированы от жилой части здания;
- недопустимо принимать продовольственное сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузка должна производиться с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных туннелей со стороны дорог при наличии специальных загрузочных магистралей. Часто нарушение последнего требования является предметом судебного разбирательства.
СП 2.3.6.1079-01 прямого запрета работать ночью не содержат, хотя можно сказать, что это приводит к ухудшению условий проживания и отдыха людей. Такой запрет имеется СНиП 31-01-2003», которым установлено, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. При этом не допускается размещать:
- все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч*; предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м ); бани и сауны (кроме индивидуальных саун в квартирах)(* Время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления.);
- предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м и с музыкальным сопровождением;
- прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); автоматические телефонные станции общей площадью более 100 м ; общественные уборные; похоронные бюро; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции;
- производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ); зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории; диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник; травмопункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема; отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии;
- рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, ветеринарные клиники и кабинеты.
- магазины по продаже синтетических ковровых изделий допускается располагать пристроенными к глухим участкам стен жилых зданий с пределом огнестойкости REI 150.
Таким образом, вопрос о функционировании предприятия на первом этаже жилого дома возможно решить только в судебном порядке.
В Кирове были случаи, когда жильцам удавалось за счёт этого добиться закрытия или переезда «разливайки». Например, в Нововятске в жилом доме на ул. Советской, 27 работал небольшой бар, канализация которого была объединена с канализацией дома. Кроме того, кухонная вытяжка выходила на крышу пристроя, прямо под окна жилых квартир, а в коридорах заведения вместе с тарой и сырьём хранились готовые блюда и полуфабрикаты. Их качество никто не проверял. На всё это жильцы пожаловались в прокуратуру. В итоге районный суд признал юридическое лицо виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при организации питания, и работа бара была временно приостановлена. После этого собственники квартир отказали руководству бара в возможности оборудовать отдельную канализацию, и «разливайке» пришлось закрыться.
Также в Нововятске жильцам дома на Советской, 43 удалось добиться закрытия круглосуточного бара, который продавал алкоголь с нарушением законодательства. Прокуратура выявила несоответствие площади требуемым 50 квадратным метрам, предприятие было вынуждено переехать.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа по иску заместителя прокурора города Сургута в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Пиво Сибири» запретили деятельность пивного бара во встроенных помещениях цокольного этажа многоквартирного дома. Истец так же опирался на нарушения законодательства в области санитарных правил, в частности: загрузка товара в баре проводится со стороны двора жилого дома, где расположены окнами и входы в квартиры, специальное загрузочное отделение отсутствует, а не с торцов жилых зданий, в нарушение п., 2.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; шахты вытяжной вентиляции не выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м., расположены на уровне 1 этажа жилого здания под окнами жильцов дома, в нарушение п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
То есть, деятельность объекта общественного питания создает нарушение прав и законных интересов граждан, которые проживают либо находятся в непосредственной близости с объектом, а также создают препятствия к пользованию общим имуществом жилого дома, где расположен объект, а также оказывают негативное воздействие на благоприятную среду и здоровье лиц, проживающих в квартирах и пребывающих в данных жилых помещениях.
Аналогичным способом удалось запретить обществу с ограниченной ответственностью «А***», индивидуальному предпринимателю деятельность предприятия общественного питания - кафе (ранее закусочная) в нежилом помещении 1-го этажа жилого дома г. Ульяновска.
В городе Воронеже запретили деятельность пивным заведением, расположенным на первом этаже жилого дома, так же через суд, но в том случае, основанием закрытие было расположение медицинского учреждения (стоматологии) в том же дома. Согласно Правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425) розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
Каким образом, в настоящее время запрет деятельность пивных точек в разных регионах России возможен только через суд. В настоящее время действует положительная практика по борьбе с ночными заведениями в жилых домах, но не во всех случаях.
В настоящее время, законодательное собрание Краснодарского края внесло в Госдуму законопроект, который запрещает продажу алкоголя ночью в барах, расположенных в жилых домах и пристройках к ним.
В настоящее время, В Государственную Думу внесли проект по усилению ответственности за оборот алкоголя.
В документе предлагается запретить розничную продажу алкоголя в таких точках с 23 до 11 часов по местному времени.
Как отмечают региональные законодатели, органы власти и местного самоуправления Краснодарского края получают многочисленные обращения от людей, живущих в домах, на цокольных и первых этажах которых расположены предприятия торговли и общественного питания. Жалобы связаны с тем, что покупатели спиртного, как правило, распивают его во дворах этих же домов, на детских площадках, чем нарушают общественный и санитарный порядок. К тому же посетители увеселительных заведений нередко вступают в конфликты не только между собой, но и с местными жителями, которые хотят сохранить спокойствие около собственного дома.
Поэтому краснодарские законодатели предлагают соответствующие ограничения с целью "повышения уровня защищенности физического и нравственного здоровья жителей". Они отмечают, что их инициатива в полной мере соответствует целям государственной политики по укреплению правопорядка, защите конституционных прав и интересов граждан, снижению уровня потребления алкоголя и уменьшению ущерба от инцидентов, связанных с алкогольным опьянением.
Принятие данного нормативного-правового акта поспособствовало бы снижению уровня жалоб от жителей домов, снижению уровня криминогенной обстановки в ночное время.