Организационно-экономический механизм инновационной деятельности как основа поступательного развития путевого хозяйства железнодорожного транспорта
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Организационно-экономический механизм инновационной деятельности как основа поступательного развития путевого хозяйства железнодорожного транспорта
Organizational and economic mechanism of innovation as the basis for the progressive development of rail transport track infrastructure
Olesya Osmakova
undergraduate student, Ural State University of Communication, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические положения формирования организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности на железнодорожном транспорте, базирующегося на социально-экономическом и регионально-отраслевом подходах к инновационным преобразованиям.
Abstract. The article presents the theoretical and methodological provisions of the formation of the organizational and economic mechanism for the development of innovative activities in railway transport, based on socio-economic and regional-industry approaches to innovative transformations.
Ключевые слова: Инновационная деятельность, холдинг ОАО «РЖД», организационно-экономический механизм.
Keywords: Innovation activity, Russian Railways holding, organizational and economic mechanism.
Введение
Современные тенденции развития российской и мировой экономик ставят перед холдингом «РЖД» новые задачи, решение которых должно внести существенный вклад в ускорение социально-экономического развития Российской Федерации, так и обеспечить устойчивое развитие компании, повышение ее международной конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса. Для выполнения соответствующих задач требуется реализация стратегических направлений инновационного развития ОАО «РЖД» [2]. Следовательно, повышение эффективности работы железнодорожного транспорта России должно осуществляться на основе целенаправленной систематической инновационной деятельности.
Основная часть
Для повышения результативности функционирования железнодорожного транспорта государству необходимо стимулировать инновационные, а значит и инвестиционные процессы, в частности, в путевом комплексе российских железных дорог, т.к. именно путевое хозяйство занимает одно из важнейших мест в производственно-экономической структуре ОАО «РЖД» [3].
Активизация инновационной деятельности на железнодорожном транспорте в настоящее время ограничивается различными факторами, которые присущи не только отрасли железнодорожного транспорта, но и другим отраслям, обеспечивающим социально-экономическое развитие страны: институциональными, экономическими, отраслевыми и региональными факторами, представленными в таблице 1.
Таблица 1.
Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности на железнодорожном транспорте
Отраслевые факторы |
Институциональные факторы |
неразвитость отраслевой структуры, обеспечивающей внедрение инноваций в деятельность железнодорожного транспорта; |
отсутствие эффективного хозяйственного партнерства государства и частного бизнеса, необходимого для организации финансирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте; |
ослабший научный потенциал отраслевой науки, и, как следствие, дефицит научных разработок для внедрения. |
неразвитая координация действий научных и проектных предприятий, а также вузовской науки, что определяет отсутствие комплексного подхода к решению задач инновационного развития. |
Продолжение таблицы 1
Экономические факторы |
Региональные факторы |
недостаточное финансирование научных разработок, что, в свою очередь, приводит к значительному ограничению возможностей инновационного развития; |
территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов; |
устаревшие методы оценки эффективности проектных решений, основанные на минимизации единовременных капитальных затрат, препятствующие внедрению новых материалов и технологий; |
система управления инновационной деятельностью железнодорожного транспорта осложняется необходимостью учета региональных особенностей филиалов - структурных подразделений ОАО «РЖД»; |
макроэкономическая несбалансированность уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта с ценами на продукцию и услуги естественных монополий, стоимости материальных и трудовых ресурсов. |
территориальное закрепление «зон ответственности» в области управления инновационной деятельностью за провинциальными отраслевыми вузами и филиалами - структурными подразделениями ОАО «РЖД» приводит к усилению конкуренции и внутреннему дисбалансу инновационных проектов, предлагаемых отраслевыми вузами и научно-исследовательскими центрами. |
Отмеченные факторы обуславливают поиск такого механизма, который способствовал бы повышению инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта и создавал условия для непрерывного генерирования и диффузии инноваций в отрасли, вовлекая в процессы инновационного развития значительное число участников. Учитывая стратегический характер развития железнодорожного транспорта для национальной экономики, такой механизм должен быть реализован в системе государственно-частного партнерства.
Таким образом, важной предпосылкой инновационного развития железнодорожного транспорта, в частности путевого комплекса, выступает формирование организационно-экономического механизма инновационно-инвестиционной деятельности, в рамках которого на принципах самоорганизации обеспечивается интеграция инновационной сферы и инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Организационно-экономический механизм инновационного развития железнодорожного транспорта – это совокупность социальных, организационных и финансово-экономических инструментов, способов и форм взаимодействия всех сторон, а также методов управления и институтов, посредством которых осуществляется прогнозирование, проектирование и практическая реализация инновационных преобразований.
Принципиальная схема организационно-экономического механизма инновационного развития путевого комплекса российских железных дорог на примере дистанции пути представлена на рисунке 1.
Особенность организационно-экономического механизма инновационного развития структурного подразделения железнодорожного транспорта с эффективным использованием научно-технического потенциала в теоретическом аспекте состоят в следующем:
Во-первых, организационно-экономический механизм должен функционировать на основе единства инновационной, социальной, организационной, инвестиционной и экономической составляющих намечаемых мероприятий.
Во-вторых, инновационное содержание механизма связано с тенденцией переноса доминанты его финансово-экономического содержания на инновационные процессы, происходящие в структурных подразделения путевого хозяйства российских железных дорог.
В-третьих, организационно-экономический механизм должен включать в себя такие критерии инновационного развития как ориентированность на потребителя, эффективность внедрения, безопасность и экологичность, а также новизну производственного процесса.
Рисунок 1. Схема организационно-экономического механизма инновационного развития путевого комплекса ОАО «РЖД»
Отталкиваясь от данных выводов можно предложить следующие методологические принципы формирования и развития инновационной деятельности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта, а именно в дистанции пути:
- инновационная деятельность должна рассматриваться в качестве единого финансово-хозяйственного механизма во взаимосвязи социальных, технологических и экологических факторов, исходя из необходимости повышения эффективности работы железнодорожного транспорта России.
- определение тенденций производственно-хозяйственного развития структурного подразделения путевого хозяйства должно опираться на комплекс социальных, финансово-экономических, технологических, экологических и других исследований, позволяющих обоснованно спрогнозировать перспективы и реальные возможности использования инноваций для повышения надежности и дальнейшего развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.
- реализация стратегии инновационного развития структурного подразделения путевого комплекса обуславливает необходимость создания эффективной информационно-технологической системы диагностики и мониторинга реализации выбранной стратегии.
Заключение
Железнодорожный транспорт, являясь системообразующим элементом в хозяйственной инфраструктуре России, имеет определяющее значение для развития экономики страны. В этой связи, учитывая возрастающие требования к железнодорожному транспорту, продиктованные условиями экономического развития страны, необходимо постоянно и целенаправленно осуществлять обновление и дальнейшее развитие путевого комплекса и железнодорожной инфраструктуры в целом [1].
В современных условиях инновационного развития отрасли необходим глубокий анализ деятельности предприятия, оценка его возможностей и перспектив развития. Возникает необходимость в разработке эффективной тактики функционирования структурных подразделений путевого хозяйства, а именно дистанции пути. Выявить недостатки в работе дистанции и наметить меры по улучшению работы и распространению передового опыта позволяет на уровне хозяйствующего субъекта организационно-экономический механизм инновационного развития железнодорожного транспорта.
Организационно-экономический механизм должен функционировать на основе единства инновационной, организационной, инвестиционной и экономической составляющих намечаемых мероприятий по внедрению и использованию результатов инновационной деятельности.